|
#6. О психотерапии простыми словами. История из жизни: почините мне ребенка.Автор статьи: Тарас Попов
ВНИМАНИЕ! Работа психолога немыслима без соблюдения профессиональных этических норм. В соответствии с ними работа психолога ведется на условиях конфиденциальности. Для описания случая в этой заметке получено письменное согласие клиента, его имя и некоторые подробности жизни изменены. Совпадения являются случайными. Маргарита приехала в Петербург сопровождать на лечение своего 17-летнего сына Дмитрия. Три месяца назад Дмитрию поставили сразу два диагноза: ВИЧ-инфекция и гепатит С. В Петербурге им предстояло пробыть 2 месяца. Меня Маргарита попросила поговорить с ее сыном. Она надеялась, что я смогу повлиять на него, сказать что-то, что изменит его поведение. Самый большой страх Маргариты был связан с возвращением из Петербурга обратно в родной город. Маргарита боялась, что по возвращении домой, сын вернется к наркотикам. Мне пришлось сказать Маргарите, что я смогу встретиться с ее сыном, но повлиять на него я смогу только при его собственном желании, и работать мы сможем только в том случае, если того захочет Дмитрий - и с тем запросом, который будет для него актуален. К тому же, согласно принципу конфиденциальности, я не смогу делиться подробностями этих бесед с Маргаритой. Вместе с тем я предложил Маргарите поискать вместе ответ на вопрос: чем она сама может помочь своему сыну остаться в трезвости? Новость об употреблении сыном наркотиков и о заражении ВИЧ и гепатитом стала серьезным ударом для Маргариты. Другим ударом стала для Маргариты смерть ее матери, произошедшая за неделю до отправления в Петербург. Последние дни Маргарита отмечала подавленное настроение, слезливость и скачки давления. С Дмитрием мы встретились несколько раз. О своей жизни он говорил коротко, односложно, взгляд его был отстраненным. И это был не симптом употребления психоактивных веществ – наркотики он употреблял всего несколько раз, было это почти полгода назад. Дмитрий переживал кризис принятия своей болезни. Думать об этом было для него невыносимо, но жить дальше можно только смирившись с диагнозом и согласившись на лечение. Примирить это противоречие молодой человек на тот момент был не в силах. Переживая кризис, человек по определению лишен внутреннего ресурса. Он истощен. Самая верная помощь в такой ситуации – поддержка близких. Маргарита - однозначно близкий человек для Дмитрия, но и она была в серьезном психологическом кризисе. Что мы видим здесь? Юноша, почти ребенок, по глупости чуть не сломавший себе жизнь. Его мама, глубоко переживающая за сына, только что пережившая еще одну утрату. Вся ситуация очень скоро стала ясна и мне и Маргарите. И первой задачей моей работы с этой семьей стала помощь именно Маргарите. Именно работа с ней стала отправной точкой для распутывания всей этой истории. Кризис - это та ситуация, когда по-старому жить уже невозможно, а по-новому еще не ясно как, да и страшно. Не ясно и клиенту, и терапевту. Поэтому я предложил Маргарите для начала разобраться, что же сейчас происходит в ее жизни. Как раз на тот момент у меня была возможность заниматься песочной терапией[1].Этот метод я и предложил Маргарите. Во время работы в песочнице Маргарита взяла на себя смелость серьезно погрузиться в свои переживания. Расставляя фигурки и описывая свою ситуацию, Маргарита впервые за время нашей работы призналась, что по возвращении домой Дмитрия будет «подстерегать» не только асоциальная компания, но и суд. Необходимость достать денег на наркотик подтолкнула Дмитрия на совершение мелкого правонарушения. В работе стала понятна и та фраза, которую часто повторяла Маргарита во время наших встреч: «я в тупике, и мне никто не может помочь». Оказалось, что этот «никто» - родная сестра Маргариты, Инна, по сути, единственный близкий ей человек, кроме сына. Сестра жила вполне благополучно и могла бы быть тем человеком, который помог бы Маргарите в ее ситуации хотя бы материально. Сестер разлучала неприязнь мужа Инны к Маргарите и инициированный им спор о наследстве их ушедшей матери. На протяжении всей той сессии в песочной комнате я постоянно задавал Маргарите следующий вопрос: если вы видите эту ситуацию так, то, что нужно делать дальше? Поначалу Маргарита была зациклена на сыне, его болезни и лечении. Но по мере того, как она раскрывала все новые детали своей жизни - и песочная картина усложнялась, Маргарита начала задумываться о решении вопроса с судом, затем – о примирении с сестрой. К концу Маргарита твердым голосом ответила: «нужно навести порядок в своей жизни. Болезнь Димы - это только часть картины. Если заниматься только ей, то ничего не изменится». После той сессии мы еще несколько раз встречались с Маргаритой и Дмитрием. Маргарите действительно стало лучше. Она больше не чувствовала себя разбитой, беспомощной. Оказалось, что помириться с сестрой не так сложно, как думалось поначалу. Маргарита подняла свои знакомства по старой работе, чтобы решить некоторые свои проблемы и вернуться к профессии. Ее активность передалась и сыну. На последней встрече он сообщил, что у него появились конкретные планы – поступление в колледж. На первых встречах он лишь отвлеченно говорил: «может, где-то поучусь, может, пойду работать, в общем, все будет ок». *** Насколько мне известно, жалоба на ребенка является едва ли не самым популярным запросом в психологическом консультировании. Однако, например, в самолетах требуют при аварии в первую очередь надевать кислородную маску на себя, а лишь затем - на ребенка. В консультировании примерно так же. Помогать нужно в первую очередь самому родителю. Почему так? На мой взгляд, любое консультирование в конце концов приходит к принятию какого-либо решения, значит, оно может быть адресовано только тому, кто эти решения принимает, другими словами, несет ответственность. Очевидно, что в семье - это родители, а не дети. Да, терапия детей более чем возможна и тоже является одной из наиболее востребованных форм работы психолога. Личность ребенка гораздо более гибкая, чем личность взрослого. Дети быстро поддаются коррекции, и при грамотной работе их нарушения быстро исчезают, но если после терапии они возвращаются обратно в семью с нарушенными отношениями, то рецидива тоже можно ждать в самом скором времени. Поэтому работа с «запросом о ребенке» требует параллельной работы как с ребенком, так и с родителем. Однако, случай Маргариты и Дмитрия этим далеко не исчерпывается. Это история о том, как постепенно происходит самораскрытие клиента в терапии. Поначалу Маргарита говорила о том, что было на поверхности, о чем было говорить легче – о болезни сына. Лишь постепенно, от сессии к сессии мы подходили к наиболее больным для нее темам – к конфликту с сестрой и административной ответственности сына. Личность человека требует бережного отношения, поэтому терапевтическое вмешательство – это постепенный, кропотливый процесс. Результаты получает тот, кто готов к этому, а спешка (со стороны как терапевта, так и клиента) приводит к обрыву процесса. Этот случай еще и о том, как работают различные методы терапии. Возможно, читателю известно о наиболее известных из них – о когнитивно-поведенческой терапии, арт-терапии, различных видах динамической (в т.ч. психоанализе) терапии. На мой взгляд, любые терапевтические техники помогают клиенту раскрывать и структурировать свою историю. Например, то, что не всплыло бы в сознании клиента самостоятельно, поднимается благодаря метафорическим картам[2] или рисункам, вопросам терапевта и т.п. Конечная же цель любого направления терапии – осознание клиентом того, что происходит у него внутри, через это – поиск путей решения проблемы, через это – возвращение уверенности в себе. Буду рад ответить на ваши комментарии! В следующей заметке расскажу о профессиях, представители которых оказывают психологическую помощь (психолог, психотерапевт, психиатр). Контакты для личных сообщений и записи на консультации: +7 950 000 87 73 (Whatsapp) e-mail: [email protected]
[1] Песочная терапия - метод арт-терапии (психотерапии с использованием средств искусства - музыки, рисунков и прочего), в основе которого создание клиентом песочных картин. Для этого необходим небольшой ящик с чистым сухим песком и коллекция фигурок - людей, животных, растений, зданий и подобного. Создаваемые картины в своих деталях метафорически отражают восприятие клиентом своей жизненной ситуации, его эмоции и отношение к происходящему. [2] Метафорические карты - еще один метод, вернее сказать, инструмент арт-терапии. Как правило, это набор рисунков или фотографий, содержащий чаще всего абстрактные образы. Клиенту предлагается выбрать из колоды карты по определенному принципу, составить из них рассказ или дорисовать на листе бумаги. В беседе с психологом могут быть обсуждены ассоциации, возникающие у клиента в связи с получившимися изображениями. Этот метод творческий, он обращается не к размышлению, а к непосредственным эмоциональным реакциями, поэтому помогает вывести на поверхность неосознаваемые реакции и отношения. Впрочем, существует очень много подходов к работе с метафорическими картами. Не путать с картами Таро и подобным!!! Ф. Решетников "Опять двойка" 1952 г. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|