Жизнь идет своим чередом. Вдруг нечто новое, необъяснимое врывается в нее и ломает привычный распорядок, оставляя в смятении. Жизнь все время делится на «до» и «после». Ребенок встал на ноги. Ребенок пошел в детский сад. Ребенок поссорился с другом. Ребенок упал на детской площадке. Ребенок потерялся в супермаркете. Первая любовь закончилась предательством. Уволили с работы…
Неожиданности происходят с нами ежедневно. Некоторые ведут к развитию, а некоторые оставляют тяжелый след, ломая психику. Как определить, нанесет ли происшествие тяжелую травму или подарит новый опыт, станет новым этапом развития? Все ли, что причиняет боль и вызывает страх, станет причиной травматизации?
Вот, например, кусочек из известной сказки:
Алиса сидела и размышляла, не нарвать ли цветов для венка; мысли ее текли медленно и несвязно – от жары ее клонило в сон. Вдруг мимо пробежал белый кролик с красными глазами. Кролик на бегу говорил: « Ах, боже мой, боже мой! Я опаздываю».
Но это не показалось Алисе особенно странным. (Позже, она подумала, что ей следовало бы удивиться, однако в тот миг все казалось ей вполне естественным.) Но, когда Кролик вдруг вынул часы из жилетного кармана и, взглянув на них, помчался дальше, Алиса вскочила на ноги. Сгорая от любопытства, она побежала за ним по полю и только-только успела заметить, что он юркнул в нору под изгородью. В тот же миг Алиса юркнула за ним следом, не думая о том, как же она будет выбираться обратно. Нора сначала шла прямо, ровная, как туннель, а потом вдруг круто обрывалась вниз. Не успела Алиса и глазом моргнуть, как она начала падать, словно в глубокий колодец.
То ли колодец был очень глубок, то ли падала она очень медленно, только времени у нее было достаточно, чтобы прийти в себя и подумать, что же будет дальше…
Почему то, что произошло, не травмировало девочку?
Первое, что важно сказать в этой теме – ЧЕМ МЕНЬШЕ РЕСУРСА, ТЕМ БОЛЬШЕ РИСК РАЗРУШЕНИЯ. Как известно, капля никотина убивает лошадь, а хомячка разрывает на части. Так вот. Одно и то же событие для одного человека может стать трагедией, а для другого забавным происшествием.
Для примера – состояние голода и одиночества, длящееся 8 часов, для младенца – тяжелая травма, для подростка – досадное недоразумение, для взрослого – не примечательный эпизод жизни.
Алиса была уже почти взрослой.
Второе, что не менее важно – СТРАХ И БОЛЬ – ЧАСТЫЕ СПУТНИКИ РАЗВИТИЯ. Новое всегда заманчиво и пугающе одновременно. Страх показывает потенциальную опасность, а боль помогает почувствовать собственные границы. Вот только сила этих эмоций может быть различной. Внезапно залаявший пудель младенца может ввести в состояние ужаса, подростка – слегка испугать, а взрослому поможет от души рассмеяться.
(Любопытства у Алисы из сказки было больше, чем страха. А еще у нее постоянно была помощь и поддержка).
Итак, вывод очевиден. Чем младше возраст, тем меньше ресурсов для преодоления жизненных трудностей. Именно поэтому самые тяжелые травмы случаются с нами в детстве.
Для того чтобы произошла травматизация, нужно три фактора:
1. ТРАВМАТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ.
- Что-то внезапное, шоковое (нападение животного, появление чужого, удар грома, резкая боль),
-Что-то очень значительное (утрата или болезнь одного из родителей, ссора со сверстниками, смерть любимого хомячка, порча коллекции и т.п.) или
- Что-то болезненное и хроническое (семейные конфликты, противоречивое и деспотическое воспитание, неуспеваемость и т.п.);
2. ТРАВМАТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ - сильный страх, ужас, боль, бессилие.
3. ОТСУТСТВИЕ РЕСУРСА.
Для ребенка ресурсом является взрослый. Он выполняет функцию «контейнера», разделяя с ребенком его непомерно огромные эмоции, забирая часть в себя. Он утешает, защищает, помогает пережить горе и боль. Для взрослого ресурсами являются собственный опыт преодоления трудностей, тепло и понимание близких и друзей.
ОБЩИЙ МЕХАНИЗМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРАВМЫ выглядит так: в стрессовой ситуации чувства оказываются настолько сильными, что психика не может осознать и пережить их полностью, поэтому отщепляет кусочек и «консервирует» их в бессознательном. Отложенный ужас продолжает действовать на человека, сохраняясь в виде напряжения.
Представьте себе, что в свой выходной вас вызвали на работу, случилось ЧП. Вы бросили все, что планировали. И даже вроде бы выключили газ в духовке с пирогами. Или не выключили? Да нет, вроде бы… Хотя… Так часть напряжения от незаконченного действия будет все время врываться в обычную жизнь.
Ужас или тревога включаются неожиданно. Иногда даже в ситуациях, когда ничего реально человеку не угрожает. Запускают их ТРИГГЕРЫ – ситуации или мелкие детали, прямо или косвенно ассоциирующиеся с травмирующей.
КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ НУЖНО ЗАКОНЧИТЬ, ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЕТ О ТРАВМЕ?
Основное чувство, переживаемое в стрессовой критической ситуации – это страх. Невозможно придумать ничего более древнего и биологичного. Соответственно, телесные реакции так же будут взяты из мира животных. Убегать, нападать в ответ или замирать. Инстинктивно мы выберем что-то одно.
Собака громко залаяла. Малыш убежал с детской площадки, нашел маму, уткнулся ей в коленки и… разревелся. Бежал быстро. Плачет – горько и с облегчением.
Собака, громко рыча, надвигается на ребенка. Ребенок хватает палку, размахивается. Собака пугается. Ребенок приходит домой. Видит маму и … рыдает. Бил – сильно. С Ситуацией справился отважно. Плачет – горько и с облегчением.
Собака, громко рыча, надвигается на ребенка. Ребенок замирает, стараясь не двигаться. Приходит взрослый, отгоняет собаку. Жалеет ребенка. Ребенок плачет – горько и с облегчением.
Во всех трех случаях ребенок не получит травмы. Он, конечно, долго еще будет вспоминать эту историю и опасливо поглядывать на больших и маленьких животных, но в его теле не осталось смертельного ужаса. Ужас ушел вместе с завершенным действием.
А теперь вместо слов «напала собака» подставьте любые другие: «папа пришел пьяным и громко орал», «напали одноклассники и сильно побили», «младший брат утопил в унитазе коллекцию марок»... И спросите себя: «Это просто мои воспоминания, или страх, боль, которые живут во мне до сих пор?».
Ответ не заставит себя ждать. Если травма есть, ее не возможно ни с чем перепутать. И вы это знаете.
©Наталья Емшанова