|
Иногда собака - это просто собака или Прививка от универсальных рецептов в вопросах воспитанияАвтор статьи: 404
Совсем недавно на просторах всемирной мне попалась статья, которая на первый взгляд не вызвала особого интереса, но чуть позже мои мысли вернулись к ней, через некоторое время мне захотелось поговорить о ней, а потом написать. Статья называлась «11 причин, почему каждому ребенку нужна собака». Наверное, первое, что вызвало у меня сильное удивление, это источник статьи. Текст с таким названием появился в моей ленте благодаря порталу, посвященному вопросам воспитания. В рамках такого информационного пространства мне привычней видеть заголовки из серии «почему каждому ребёнку нужен любящий и понимающий взрослый». Возможно, именно эта установка и сыграла решающую роль в желании посмотреть прицельно попавшийся материал, а вследствие отнестись к нему критически. Как бы там ни было, мне хотелось поделиться своими мыслями на тему прочитанного. Первое, что вызвало напряжение при чтении - категоричность утверждений, как в тексте, так и в самом его названии. За напряжением последовало недоверие к изложенному, а дальше - множество вопросов. Один и, наверное, для меня самый существенный, звучит так: с какими потребностями ребёнка может быть связана необходимость (именно НЕОБХОДИМОСТЬ) присутствия в его жизни собаки? Авторы статьи (к сожалению, оставшиеся неизвестными), по сути, предлагают собаку родителям, как универсальный способ решения ряда проблем. Краткий их перечень, без красочных описаний чудесного результата, выглядит так: - повышение иммунитета и борьба с аллергией; - снятие эмоционального напряжения; - преодоление неуверенности в себе; - развитие трудолюбия и самодисциплины (формирование режима дня); - развитие коммуникации и способности любить; - улучшение взаимоотношений в семье (объединение общим делом); - переживание чувства счастья. Вопросов иммунитета, аллергии и снятия стресса я касаться не буду. Сами по себе они у меня не вызывают возражений. Тем не менее, важно помнить о том, что даже если по результатам статистических исследований у большего процента участников тестирования наблюдается положительный результат влияния некоторого фактора на оцениваемый показатель, это не означает необходимость наличия такого эффекта в каждом отдельном случае. Простыми словами: то, что подходит большинству, не обязательно подойдёт именно вам. Каждый случай уникален, несмотря на наличие общих закономерностей. А то, к чему бы мне хотелось обратиться вдумчиво и пристально, касается утверждений, связанных с воспитательными и развивающими эффектами взаимодействия ребёнка с собакой. Решение задач о развитии уверенности у неуверенного ребёнка, трудолюбия у нетрудолюбивого, дисциплины у недисциплинированного, общительности у необщительного, на мой взгляд, начинается с вопросов родителей самим себе. «Почему я думаю, что мой ребёнок неуверенный, недисциплинированный и т.д.?» Задав этот первый вопрос, вы сможете для себя сформулировать критерии оценки, на которые вы опираетесь в воспитании, выявить свои ожидания и требования по отношению к вашему ребёнку. После этого важным моментом является внимательное, заинтересованное, по возможности, безоценочное наблюдение за ребёнком. Возможность посмотреть на него со стороны, увидеть его потребности, возможности (в том числе и возрастные), поможет вам найти обоснование для ваших волнений, а может и развеять их. Если же повод для беспокойства действительно найден, следующие шаги так же связаны с формулировкой вопросов: «Почему мой ребёнок не уверен в себе, не готов брать ответственность, не организованный и т.д.?», «Что происходит в моих отношениях с ребёнком, что он чувствует себя неуверенным, не проявляет трудолюбия и т.д.?». Искренний поиск ответов (самостоятельный или в сопровождении специалиста) лежит в основе выбора подходящего лично вам и вашему ребёнку решения. Если говорить о причинах неуверенности, то, возможно, вы чувствуете себя неуверенно в родительской позиции, возможно, ребёнок сталкивается с большим числом ограничений в процессе познания собственных сил, возможно, есть негативный травматический опыт, или в стиле воспитания преобладает критика и оценка, лишая ребёнка права на ошибку. И ещё много разных «возможно». Какое из них является причиной недостаточной уверенности ребёнка в себе, - вопрос каждого отдельного случая. И вот теперь, давайте представим, что ответом на все ваши вопросы является отсутствие в жизни ребёнка собаки. Странно? Абсурдно? Тогда давайте рассмотрим собаку просто как универсальный способ решения всех этих проблем, как таблетку от всех видов боли. И тогда подход к решению выглядит так – не важно, что болит и почему, важно, что помогает не чувствовать боль. Как и в ситуации лечения болезни без понимания причины, снятие симптомов не приводит к исцелению. Конечно, присутствие в вашем доме питомца может изменить атмосферу, создать новые условия для воспитания ребёнка вами, но только условия. Собака останется собакой, даже будучи любимой. А ответственным за воспитание и развитие своего чада всегда будете вы. Это прерогатива родителей, здесь у вас нет конкурентов. Что же касается вопросов развития умения любить других, создания условий для проживания чувства счастья и улучшения отношений внутри семьи, то здесь хочется сказать о простых и непрописных истинах. Любимым чувствует себя тот ребёнок, которой любим своими родителями. Напитанный родительской любовью он способен дать любовь и им, и другим. Переживание же чувства счастья, как наиболее сильного чувства, связанного с удовлетворением потребностей, обусловлено характером этих потребностей и способом их удовлетворения. Общение с собакой может сделать ребёнком счастливым в тот момент, когда это общение соответствует его желаниям, ни больше, ни меньше. Про укрепление родственных связей хочется лишь сказать, что сплав доверия и поддержки – это тот фундамент в отношениях, который не в состоянии разрушить ни одна собака (даже в том случае, если она оказалось идеальной и, в отличие от ваших детей, беспрекословно вас слушается). В заключение хотелось бы добавить. Естественно, что голова родителей часто наполнена, а то и переполнена множеством различных вопросов. Как правильно, а как неправильно? Что хорошо, а что плохо? Как сделать так, чтобы ребёнок вырос здоровым, умным, добрым, счастливым? Поиск ответов на все эти вопросы зачастую непрост. И бывает так мало сил, что хочется найти один простой ответ на все эти вопросы. В моменты слабости и бессилия велик соблазн поверить в то, что такой ответ действительно есть. Но если мы будем с вами честны и откровенны, то признаем, что такого ответа нет, и не может быть. Зато всегда есть ВЫБОР. И если вы знаете причину, по которой в вашем доме стоит появиться собаке, и это не противоречит здравому смыслу, а соответствует тому, что вам и вашему ребёнку действительно может дать эта ситуация, то - дерзайте. Главное, НЕ СТОИТ ОЖИДАТЬ ОТ СОБАКИ, ЧТО ОНА БУДЕТ ЧЕМ-ТО КРОМЕ СОБАКИ. А если все вышенаписанное выглядит неубедительно, и вера в чудо-собаку с её сверхспособностями по-прежнему живёт в вас, то попробуйте составить списки из 11 утверждений, почему каждому ребёнку нужна: - золотая рыбка; - вежливый соседский ребёнок – ровесник; - последний ipad; - велосипед и т.д. Так вы увидите, что и у собаки легко могут появиться сильные конкуренты в рубрике «без меня никуда, или возьмешь – не прогадаешь». А это, в свою очередь, серьёзный повод задуматься над вечным вопросом «Что делать?» Фото flickr.com/photos/susoalenda Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|