Из лета – за парту. Трудности возвращения. Мануал для родителей

Автор статьи: Ольга Ткачук

С чем у нас ассоциируется сентябрь? Начало осени, сбор урожая и, конечно же, окончание каникул, школа и новый учебный год. За лето дети (да и родители наверняка) успели отдохнуть, расслабиться и насладиться свободой от учебы и режима. Но лето промелькнуло, промчалось, как один миг. И снова – здравствуй, школа!

 Первый день в школу детишки еще могут бежать с радостью – увидеться с одноклассниками, рассказать о летних приключениях, похвастаться новым портфелем и формой. Но, как говорится в известном анекдоте, «самое страшное после 1 сентября – это утро 2 сентября…». Наступает горькое осознание, что все эти ранние вставания, домашние задания, напряжение и зубрежка надолго. И чем старше ребенок, тем скорее наступает это осознание и тем ниже энтузиазм ребенка относительно школы.

 Постканикулярный синдром

Вспомните, охотно ли вы бежите после отпуска на работу? Легко ли вам сразу сконцентрироваться на рабочих вопросах, взять быстрый темп? Даже взрослому человеку необходимо неделю-другую, чтобы адаптироваться к работе после отдыха, «войти в колею». А что уж говорить о детях?  Ведь в школе у них тоже – работа! А после этой работы – дополнительные занятия, спортивная секция, кружок робототехники, музыкальная школа и т.д. Вечером – уроки, помощь по дому.

Из лета  за парту Трудности возвращения Мануал для родителей

С началом учебного года нагрузка на неокрепший организм возрастает в несколько раз. Это самый настоящий стресс, которому даже придумали название – «постканикулярный синдром». Психологи считают, что первокласснику нужно 1,5-2 месяца, пятикласснику – месяц, а остальным ученикам – 2-3 недели, чтобы привыкнуть к новому режиму. Как помочь сделать период привыкания ребенка к школе наиболее безболезненным?

 Плавный вход

        

Главное в процессе привыкания к школьным будням – постепенность, чтобы смена образа жизни для ребенка не стала как «обухом по голове». То он днями гулял на улице, теперь все время сидит за учебниками. Важно плавно, медленно и аккуратно менять режим дня ребенка, увеличивать его умственные и физические нагрузки.

В идеале нужно начинать привыкание к новому режиму не с 1 сентября, а в середине августа: с каждым днем вставать и ложиться все раньше, постепенно поручать ребенку дела по дому, играть с ним в игры, активизирующие работу мозга (в «города», «прочитай слово наоборот», загадки, запоминалки, квесты и т.п.). Вводить дополнительные занятия в жизнь чада тоже нужно постепенно: что-то начать с августа, что-то – с середины сентября.

Для переключения на школьный настрой полезно в конце августа прийти с ребенком в здание школы до начала занятий, походить по коридорам, зайти в кабинет, встретиться с одноклассниками, учителем.

 С началом учебы вместе с ребенком составьте режим дня, в котором будет обязательно время для своих занятий и даже для ничегонеделания.  В начале учебного года, как правило, в школе задают меньше упражнений на дом. Пока погода хорошая, пусть побольше гуляет на улице после школы. Помогайте первое время в подготовке домашних заданий, постепенно делегируя ответственность за это дело ему самому. Следите, чтобы ваше общение не сводилось только к проверке уроков.

Придумайте способы «разрядки» для эмоционального и физического напряжения своего чада – занятия, где он может отвлечься, расслабиться. Это может быть поездка в выходные в любимый кинотеатр, парк, поход в гости, покупка новой игрушки. В выходные сентября позвольте ребенку подольше поваляться в постели, на время адаптации снизьте требования к обычным домашним обязанностям. Не забывайте про полноценный сон и сбалансированное питание – в стрессовый период это очень важно.

Если вы видите, что ребенок действительно устал, позвольте ему в один из будних дней остаться дома – отоспаться, поиграть, погулять. Лучше пусть он пропустит несколько уроков, чем заработает невроз.

 Важней всего погода в доме…



Во время привыкания к школе создайте ребенку эмоционально комфортную обстановку, старайтесь уделять ему больше внимания, станьте для него своеобразным буфером. По утрам не раздражайтесь на него сонного, помогите собраться с вечера, сделайте вкусный завтрак и поддержите ласковым напутствием. Не ругайте его за медлительность, забывчивость, несобранность – это естественная реакция мозга на резко возросшую нагрузку и стресс. Помните, что откат знаний после лета, забывание всего того, что прошли в прошлом году, снижение отметок – это нормально. Даже школьная программа в первые недели состоит из повторения пройденного.

Наверняка вы по себе знаете, что эмоциональный настрой – самая важная вещь в любом деле. Помогите ребенку создать  позитивный настрой  на  рабочий лад: обсудите  вместе  с  ним  его  цели,  интересы  и желания, поговорите о его увлечениях, найдите то, что ему нравится в школьной жизни (общение с друзьями, возможность узнать что-то новое, идеи выбора профессии, а может быть, школьный буфет!). И уже сейчас, в начале сентября, начните строить планы на осенние каникулы.

Важно показать ребенку, что начало нового учебного года – событие важное и значимое, к которому нужно готовиться. Создайте позитивный ажиотаж перед началом школьных будней: вместе наведите порядок, на полках, в шкафах, на рабочем столе, выделите место для учебников, тетрадок, проведите ревизию рабочего места и школьных принадлежностей и вместе отправляйтесь за покупками к школе. Позвольте ребенку по возможности самому выбирать одежду и канцелярские принадлежности – это поможет ощутить больше радости и предвкушения ожидания от начала учебного года. Но постарайтесь, чтобы ребенок не перегорел с подготовкой – не стоит на него навешивать все предшкольные проблемы.

Еще варианты совместного времяпровождения для «переходного» периода: отпразднуйте возвращение из лагеря, из отпуска, отметьте завершение каникул, поставьте «точку» в летних событиях. Можно провести специальные «ритуалы» по прощанию с каникулами и встречей с новой, полной событий и свершений, жизни в школе. Создайте «запас позитива» - сделайте коллаж из фотографий самых радостных моментов и событий лета. Это поможет продержаться во время школьных будней. Превратите 1 сентября в праздник – например, сходите в кафе или устройте дома вечеринку для друзей, семейный ужин и т.п. Все это поможет в создании позитивного настроя на учебу.

  Настрой родителя – настрой ребенка



Большое влияние на отношение к началу школьной жизни детей оказывает настроение их родителей. Во-первых, потому что подготовка к школе сопровождается большими хлопотами и денежными затратами, особенно если школьников в семье несколько – родители просто устают физически и эмоционально от всей этой кутерьмы.

Во-вторых, режим дня после лета меняется у самих родителей из-за подстройки под режим школьника – получается, что родители тоже находятся в состоянии адаптации.

В-третьих, многие родители в принципе имеют негативное отношение к школе. Проверка домашних заданий после тяжелого трудового дня, учительские замечания, родительские собрания, финансовые вопросы, развоз по кружкам и т.п. – все это не способствует позитивному настрою мам и пап.

И тогда накопившееся раздражение, злость, гнев часто изливаются на ребенка. Получается, что ребенок виноват лишь потому, что является «заложником» школьной системы.

Яркие примеры родительского отношения к школе – статусы в соцсетях: «Только глаз перестал дергаться – опять первое сентября!», «К учебе все куплено: ручки, тетради, ремень и валерьянка». «1 сентября мой сын обещает, что в этом учебном году все будет по-другому. И правда, с каждым годом становится все хуже...»

Не усугубляйте и без того непростой для ребенка переход с каникул на учебное время, сделайте все возможное, чтобы ваше настроение не оказывало негативного влияния на ваше чадо. Помните, что ему еще сложнее, чем вам. Если он ведет себя «плохо», это знак того, что он нуждается в помощи. Будьте рядом с ним, откликайтесь на его просьбы о помощи, не игнорируйте его переживания («все учились в школе – и ничего!»), успокаивайте его, утешайте, поддерживайте, хвалите за достижения. Будьте терпеливы: процесс адаптации не вечен, рано или поздно жизнь войдет в свое русло. Если устали сами, дайте себе возможность отдохнуть – это сторицей окупится в ваших отношениях с ребенком. Ищите во всем позитив.




И самое важное: ребенок должен знать, что мама и папа – это его надежный тыл и защита в любых испытаниях и поддержка в любых его начинаниях. И что они будут любить его  всегда, вне зависимости от его школьных успехов и неудач. Школа – это важная, но не единственная основа ваших отношений и сфера жизни ребенка.

Легкого вам возвращения в школьную жизнь!

Вариант статьи опубликован в журнале "Кудесница", №9, 2017г.



Просмотров: 377
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что ребенку необходимо для хорошей адаптации к школе?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Это все, что останется после меня...
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Вороновирус. Что это и с чем его едят?
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. Что это такое и с чем его едят.
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Все что я могу сделать – это быть счастливой…
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Все, что у нас есть, - это отношения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь