|
Сначала была ... АгрессияАвтор статьи: Зиганшин Владимир Владимирович
Агрессия и агрессивность - агрессия - естественное проявление здорового эмоционального развития - агрессивность – следствие дезадаптивного использования агрессии Что приходит в голову при слове агрессия? Агрессивный человек? Обычно, в основном негативные ассоциации о насилии, преступлении, причинении вреда окружающим. Специалисты, занимающиеся изучением преступности, сравнивили агрессивный потенциал в группе малолетних преступников и контрольной группе, состоящей из их сверстников, не имеющих склонностей к правонарушениям и проблем с законом. Они обнаружили, что уровень агрессии в обеих группах приблизительно равен. Таким образом, можно сделать вывод, что само наличие агрессии не является показателем усиления конфликтности и других форм агрессивного поведения. Откуда проистекает негативизм понимания явления агрессии? Ведь само значение слова не говорит нам о том, имеет ли агрессия негативный или позитивный характер. В переводе с латыни агрессия (ag-gresio) – это "движение к" ( в противовес к слову "регрессия" - "движение от"). То есть в самом понятии заложена идея того, что это энергия, не имеющая положительного или отрицательного наполнения, однако имеющая вектор направления. Мы привыкли считать агрессию разрушительной, забывая о том, что она необходима для выживания: для сохранения себя, своей целостности и удержания психического равновесия. Т.е. получается, что агрессия сама по себе не является причиной конфликтов и обострения отношений. Важно понимать что: - агрессия явление врожденное - без агрессии не будет достижения, развития, более того она необходима для выживания, для сохранения себя и удержания психического равновесия. Человек с рождения наделен возможностью любить и ненавидеть. В начале развития ребенка эти чувства примитивны (отдельно любовь, отдельно ненависть) и их выражение неконтролируемо, поэтому иногда выглядит чрезмерным, ( например дети, которые могут бить или кусать в порыве любви или обиды). В ходе развития ребенок учится выражать любовь и ненависть, соразмеряясь с собой и окружающим миром, и таким образом не только учится проявлению чувств, но и ищет способы реализовать свои потребности. В зависимости от того как ребенок учится управлять агрессией, какие формы приветствовались в его окружении, мы получаем конструктивный или деструктивный вариант ее проявления. Понять какого рода у человека агрессия можно ответив на некоторые вопросы:
Конструктивный вариант: - Ставит и добивается целей; - Не боится конкуренции, но и не чрезмерно нуждается в ней для дальнейшего развития; - Достаточно легко общается, откликаясь на предложение знакомства и знакомясь самостоятельно при этом, не вступая в нежелательные для себя отношения; - Может сказать о своей обиде, злости и это приводит к разрешению конфликта, разрядке напряжения; - Может просить у других и давать себе поддержку, понимание, помощь. Деструктивный вариант: - С трудом или вообще не видит и не ставит для себя цели, или цель поставлена но ничего не делается для ее достижения; - Избегает конкуренции либо чрезмерно вовлекается в нее; - В общении замкнут, сторонится контактов, ждет приглашения в отношения или изобилие поверхностных отношений; - Злость выразить не может, склонен к самообвинению, быстрому поиску компромисса или устранению из ситуации, обратный вариант – чрезмерное тотальное обвинительное поведение в сторону других; - Не обращается за помощью в трудных ситуациях, отказывается от помощи или отделывается общими словами: у меня все нормально или наоборот чрезмерно нуждается и активно перекладывает ответственность за решение ситуации. Можно отметить, что деструктивный вариант стоит на двух полюсах: - в одном варианте мы видим яркие проявления агрессивности ( активная агрессия) - во втором – перед нами может быть, внешне, чрезмерно спокойный человек и это либо агрессия, направленная на себя, либо так называемая пассивная агрессия (отвержение любого предложенного варианта, упрямство, саботаж). Озабоченность могут вызывать и те и другие проявления, однако опасность ауто и пассивной агрессии, в отличии от активной, в том, что они не менее деструктивны, но отследить их влияние на формирование личности сложнее. Психологическое консультирование, психотерапия как правило направленны на осознавание, принятие своей агрессии и трансформации ее из деструктивного в конструктивный формат. Тем самым могут быть решены многие фундаментальные вопросы: коммуникации, социализации, самореализации.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|