Конспект книги "Эго, голод и агрессия"

Автор статьи: Ахметов Данир
 Эго, голод и агрессия

ХОЛИЗМ И ПСИХОАНАЛИЗ

1). Дифференциальное мышление

ДМ - инструмент анализа, помогающий избежать одностороннего видения.

ДМ предполагает обнаружение контекста, нулевой точки и противоположностей.

2). Психологический подход

Пока не ясен контекст, не ясно и явление.

Зная контекст, можем определить противоположности, зная противоположности, можем определить контекст.

Контекст и поле Перлз использует как синонимы.

3). Организм и его равновесие.

Единство души и тела, вместо дуализма и параллелизма.

Тело и душа – два аспекта одной и той же «вещи».

Психологический и соматический симптомы соединены не как причина и следствие. Они есть проявление одной и той же причины. Составляющие одного процесса, механизма.

Базовое стремление к равновесию.

Каждая потребность – это стремление к равновесию в конкретной ситуации, в специфическом контексте.

Бывают биологические, бывают культурно-исторические (искусственные).

Самосохранение и видосохранение

4). Реальность

Значима только субъективная реальность. Субъективная реальность определяется потребностями, интересами. Меняется с их изменением.

5). Ответ организма

Есть потребность/интерес. Есть внешняя среда. Вместе они образуют субъективную ситуацию. Далее следует ответ человека на эту ситуацию. Он не предопределен и может быть разным.

Цикл взаимозависимости человека со средой:

1 Организм в состоянии покоя

2 Раздражающий фактор (внешний или внутренний, правда это разделение теоретически спорно)

3 Создание образа или реального объекта (восстанавливающего равновесие; не понял, что значит создание реального объекта)

4 Ответ на ситуацию (нацеленный на снижение напряжения и возвращающий организм в равновесие)

Это саморегуляция организма. Она отличается от регуляции с помощью морали и самоконтроля (они прерывают саморегуляцию и приводят к нарушению способности саморегулироваться).

Равновесие со средой — приспособление. Можешь подстроиться под среду или подстроить среду под себя (это разделение тоже теоретически спорно).

6). Защита

Восприятие — активное действие, а не то, что случается с человеком. Оно служит удовлетворению его нужд.

Работает по принципу фигура-фон. Фигурой становится самое важное в текущей ситуации.

Внутренний цензор. Не допускает осознание нежелательного материала (нежелательный — плохой). Этот момент не очень ясен. Это форма защиты/брони, фильтр на автоматических каналах восприятия.

7). Хорошее и плохое

Если желание человека удовлетворяется, но не сразу, а с задержкой (фрустрация, труд и т. д.), то он воспринимает объекты и явления, связанные с этим удовлетворением как хорошие и запоминает их в таком качестве.

Если эта задержка слишком большая, то наоборот, как плохие.

Если желание удовлетворяется сразу, то безразлично.

Человек может путать свою реакцию и объективные характеристики — назначает плохим то, на что он реагирует негативом или хорошим то, на что реагирует позитивом.

8). Невроз

Интересы человека и общества могут противоречить. Общество давит, чтобы человек соответствовал. Соответствие часто требует омертвления и ослабления частей личности. Человек может обратить общество (или его часть) на свою сторону, завоевать союзников. Это путь к здоровью и развитию.

Есть множество способов избегания конфликта с обществом (представителем общества, как я понимаю, может быть и 1 другой человек) и соответственно, подстраивания к нему. Все они приводят к омертвению, ослаблению частей личности.

Вычитание:

- Скотома: слепое пятно.

- Избирательность: та же скотома. Видимо, более избирательная – тут вижу, тут не вижу.

- Запрещение: внутренний импульс не проявляется наружу, скрывается.

- Подавление: избегание осознания импульса

- Бегство: бегство в будущее, прошлое, болезнь, самокопание и т.д.

Сложение:

- Гиперкомпенсация

- Панцирь

- Навязчивости

- Проекция

- Галлюцинации

- Жалобы

- Интеллектуализации

- Нарушения координации: ненужные избыточные действия – следствие избегания верной сенсорной оценки.

Изменения:

- Вытеснение

- Сублимация

- Многие черты характера: черта связанная со своей полярностью

- Симптомы

- Чувства вины и тревоги

- Фиксация

- Нерешительность

- Ретрофлексия

 

По стадиям на примере секса:

Организм в состоянии покоя

Тут нет избеганий. Ошибка принимать скуку или депрессию за состояние покоя. Это сильные эмоции.

Внутренний раздражитель

Аскетизм, кастрирование, избегание возбуждающей еды, идеологические (религиозные) ограничения, скотомизация, принятие сексуальных импульсов за что-то другое

Внешний раздражитель

Уклонение от секса с помощью рационализаций, симптомов, панциря (вагинизм), избегание подобных ситуаций и т.д.

Создание образа

Подавление фантазий, религиозные табу, отвлечение внимания, отказ от поисков объекта любви, развитие слишком критического отношения, отклонение сексуального импульса в другое русло и т.д.

Ответ на ситуацию

Избегание сексуальных ощущений или активности в сексе, потеря чувствительности, переключение внимания и т.д.

Уменьшение напряжения

Отсутствие органзма

 

9). Организмическая реорганизация

Психоанализу (как и многим другим явлениям) свойственная однобокость. Применяя дифференциальное мышление Перлз дополняет анализ синтезом, а душу (психе) телом.

Синтез – действия терапевта, направленные на возобновление контакта клиента с изолированными частями его личности, на интеграцию. Фрейд делал это практически, не признавая теоретически (интерпретация – зеркало души клиента, выполняют ту же задачу).

Анализ + синтез = реорганизация, душа + тело = организм. Итого: организмическая реорганизация.

Этот подход требует изменить основное правило психоанализа (пациент должен говорить все, что ему приходит на ум) на следующее: пациент должен говорить все, что проживает рационально, эмоционально и телесно.

Второе изменение: не давить на клиента, чтобы он выкладывал все, подавляя смущение (отмалчиваться и заставлять себя говорить все – крайности). Замечать сопротивления, говорить о них, не подавляя их.

10). Классический психоанализ.

То, с чем Перлз согласен в психоанализе:

Невроз – нарушение процессов развития и приспособления.

Бессознательное и инстинкты играют очень большую роль.

Неврозы – следствия конфликта между организмом и окружающей средой.

Психика определяется инстинктами и эмоциями более, чем разумом.

 

Фрейд переоценивал случайное, прошлое и сексуальные инстинкты. Отвергал важность целенаправленного, настоящего и пищевого инстинкта.

Вместо концентрации на симптоме – децентрация, предоставление случаю и давлению бессознательного определять, какая часть симптома выйдет на поверхность.

Отказ от встречи с реальным симптомом, отказ от прямого контакта с аналитиком (лежание на кушетке).

 

Секс – это секс и не более того. Фрейд включал в половой инстинкт очень многое, что сюда не относится.

Фрейд не учитывал пищевой инстинкт.

Фрейд не учитывал будущее и настоящее.

11). Время

Напряжение между желанием и его исполнением – нетерпение.

Ждешь трамвай. Если идея трамвая станет фоном, то можно отвлечься на что-то и не испытывать дискомфорт.

Если она будет оставаться фигурой, то будет расти нетерпение.

Потеря настоящего, как центра, точки отсчета – убегание в прошлое или будущее, ведет к потере равновесия, баланса.

Центр в прошлом: сентиментальность, обвинение родителей, обстоятельств.

Центр в будущем: нетерпеливость, ожидание чего-то фантастического, что поглощает все внимание.

Вместо «почему» - «как?», «где?» и «когда?».

Для исследования требуются детальные описания, учитывающие контекст.

12). Прошлое и будущее

Сбалансированная личность учитывает прошлое и будущее, но не принимает их за реальность. Не упускает из виду настоящее (нулевую точку), реальность только в настоящем.

Настоящее портит не прошлое, а обращение с прошлым в настоящем. Тоже самое про будущее.

Внимание к настоящему не значит пренебрежения будущим (н-р, планированием) или будущим (н-р, незаконченные дела). Но они не должны быть заменителем настоящего, сублимацией.

Перлз не согласен с психоаналитическим пониманием регрессии. Взрослый не регрессирует. Но человек, имитирующий взрослость, где это просто, остающийся инфантильным, просто обнаруживает это — что и кажется регрессией.

13). Прошлое и настоящее

Виды отношений между прошлым и будущим:

1 Влияние конституции (наследственность): пришло из прошлого, но иметь дело с ним можем только в настоящем

2 Научение: расстворение неправильного гештальта и обучение правильному

3 Футуристические воспоминания: боюсь подобного, так как в прошлом было плохо от этого. Нужно отличать нынешнюю ситуацию от прошлой.

4 Навязчивое повторение: в отличие от Фрейда, Перлз считает, что оно говорит о незавершенном действии (как у Зейгарник) и отличается от привычек и принципов.

5 Травматические и интроецированные воспоминания: тут говорит о интроецировании и о том, что про это скажет дальше.

 

МЕНТАЛЬНЫЙ МЕТАБОЛИЗМ

14). Пищевой инстинкт

Размельчение объекта увеличивает скорость и эффективность химической/физической реакции. В частности, переваривание/усваивание пищи.

Если наказывать младенца за кусание соска при кормлении, то он начнет подавлять его (агрессию, причинение боли), проецировать и бояться проекции. Неспособность кусать — вцепиться в поставленную задачу, овладеть жизненной ситуацией (Перлз такую связь, параллель проводит).

Помимо откусывания, важно разжевывание — следующая стадия развития.

Стадии:

Пренатальная, предентальная, резцовая и молярная.

Нетерпение. Сочетается с жадностью и неспособностью достичь удовлетворения. Нетерпеливый хочет пить пищу, а не жевать. Неспособность прорабатывать что-либо, неспособность выносить напряженное ожидание.

Нетерпеливый едок (фигура — набить рот) и нетерпеливый ожидатель трамвая (фигура - трамвай). Оба хотят/ожидают слияния/соответствия образа и реальности. Первоначальная фигура не становится фоном и удовольствие от дегустации и разрушения (еда) не становится фигурой.

При этом деструктивная тенденция (энергия?) остается не реализованной. И направляется не по адресу потом.

Невротик не ассимилирует полученную любовь (Хорни).

15). Сопротивление

В психоанализе выделяются оральная, анальная и генитальная стадии. А любое сопротивление считается анальным. Перлз считает, что есть еще оральные и генитальные сопротивления.

Генитальное – н-р, импотенция/фригидность.

Оральные связаны с недоразвитостью кусания. Примитивное оральное сопротивление – голодовка, сознательная или бессознательная (отсутствие аппетита).

Важное оральное сопротивление – отвращение. Подавленное отвращение (сопротивление сопротивлению) ведет к развитию параноидного характера.

А так же, подавляя отвращение, проглатывая поскорее неприятную пищу – развиваешь оральную фригидность (нечувствительность к вкусу).

Использование зубов – главная биологическая форма проявления агрессия.

Физические и душевные процессы имеют структурное сходство, организм един (холизм).

Человек, плохо чувствующий вкус пищи проявит недостаток чувствования вкуса и в остальном (искусстве, н-р).

Преодоление дентального недоразвитие – научиться использовать зубы, направить агрессию в правильное биологическое русло.

16). Ретрофлексия и цивилизация

Ретрофлексия – функция, направленная (исходно) к внешнему миру, перенаправляется на себя.

Ретрофлексированная агрессия порождает новую волну агрессии и т.д.

Перлз замечает, что ретрофлексию ввел в свою религию Моисей, а христианство это развило (подавление телесных инстинктов).

Идея компенсировать агрессию любовью кажется Перлзу неверной. Дает обратный эффект, усиливая ретрофлексию.

Подавление агрессии и телесных инстинктов ведет к обезжизниванию. И это прогрессирует в индустриальном обществе, по мнению Перлза (в отношении рабочих, хотя и не только).

17). Ментальная пища

Дентальные запреты среди прочего приводят к оглуплению. Недостаток критического, независимого мышления. Прием только легкой духовной/интеллектуальной пищи. Заучивание без понимания, без выработки личного отношения.

Это проявляется и в усвоении (проглатывании и выблевывании) интерпретаций аналитика.

18). Интроекция

Перлз не согласен с Фрейдом, что интроекция может быть здоровой.

Полная интроекция (у сосунков): материал заглатывается целиком, не затрагивается агрессивными зубами, остается нетронутым. Это имеет много разных косяковых следствий (фиксация, меланхолия, суровая совесть и т.д.).

Частичная интроекция (у кусак, но не жевунов): Фрейд считал это здоровым вариантом. Проглатывается не целый объект, а его часть (акцент друга, но не остальные его манеры). Но эта часть остается не ассимилированной (не пережеванной) и не выражает истинное я проглотившего ее человека. Не очень понятно это утверждение.

Ассимиляция (у жевунов): все пережевывается в достаточной мере.

Есть понимание эго, как конгломерата интроекций. Перлз против. Эго – функция, а конгломерат интроекций должен быть разжеван.

Мало вспомнить (срыгнуть) материал, надо его пережевать и ассимилировать.

Цель – восстановить правильный ментальный метаболизм – пережевывание и ассимиляцию (а не конкретный материал разжевать с клиентом – такого материала – океан).

19). Комплекс пустышки

Присасывающееся отношение (фиксация). Человек прилагает усилия, чтобы «присосаться», ухватиться, вцепиться, но после того, как это удалось – расслабляется и не прилагает усилий, ожидая, что остальное будет происходить само (молоко потечет). В отношениях, в работе, в учебе.

Но необходимо вгрызаться, кусать и разжевывать – т.е. прилагать усилия и дальше, углубляться, двигаться.

Нерастраченную агрессию человек реализует в пустышечном отношении. Находит пустышку – то, что можно жевать не разрушая. Агрессия разряжается. Но без пользы. Например, навязчивые мысли, мечты вместо реальных действий.

20). Эго как функция организма

Эго – функция, а не субстанция. Функция заключается в идентификации.

В нездоровом варианте идентификации интроективны, устойчивы.

В здоровом варианте – идентификации осуществляются в соответствии с требованиями ситуации и исчезают с восстановлением организмического баланса (в противоположность устойчивым, субстанциональным идентификациям).

При ригидном характере действие функции эго практически приостановлено, поведение стало автоматическим.

Границы эго могут быть сужены в результате запретов и подавлений.

Могут быть расширены сильно (идентификация с семьей, страной и т.д.)

21). Раскол личности

Потребности меняются в зависимости от ситуации, потребности могут противоречить друг другу. Человек работает на удовлетворение той потребности, с которой идентифицируется. В здоровом варианте (по мнению Перлза), человек всегда идентифицируется с самой насущной потребностью, которая становится заметна, так как определяет расклад на фигуру-фон. У эго функция «администратора», отвечающего за организм в целом (в здоровом варианте), за все его потребности, идентифицируясь с каждой из них в соответствующий момент.

Если сотрудничество эго и организма хромает, т.е. с какими-то потребностями идентификация не происходят, они воспринимаются как «не я», тогда возникает желание справиться с ними, контролировать их – раскол личности.

Человек имеет некоторую свободу воли в выборе того, с чем идентифицироваться.

Так же эго может идентифицироваться с идеей, совестью, авторитетом и отвергать свою потребность.

Чтобы избежать внешних конфликтов, человек отвергает те свои потребности, которые к внешним конфликтам ведут. Это приводит к внутренним конфликтам.

22). Сенсомоторные сопротивления

Перлз не согласен, что сопротивление – зло и должно быть уничтожено.

Вред не от сопротивления, а от неадекватного (ригидного) его применения. Оно ценно и необходимо в правильном приложении.

Сопротивление – это относительная формулировка: для одного процесса сопротивление, а для другого – содействие.

Задача – восстановление гибкости/адекватности сопротивлений.

Сопротивление может подавляться и дополнительно появляется сверхкомпенсация.

Если у человека функция эго работает только как сопротивление (и хорошо работает), то отняв ее, можно погрузить человека в замешательство, так как идентифицироваться с другими силами он еще не научился.

И его сопротивление (если это ретрофлексия) лучше обратить на внешний мир, чем уничтожить.

Не только потеря чувствительности, но и повышенная чувствительность может быть сопротивлением, способом избежать чего-то.

23). Проекция

Части Я, с которыми человек не идентифицируется, проецируются за пределы Я.

То, что не осознавалось совсем (какое-то переживание, стремление и т.д.), может начать осознаваться, но не присваиваться (чел не идентифицируется с этим), тогда оно проецируется.

Проецируется «на», то есть становится частью образа того, на что проецируется.

Можно проецировать за пределы Я, но в пределах организма. На совесть, на какое-то свое качество, на часть тела и т.д.

То, с чем не идентифицируюсь, сдерживается, не выражается и тогда проецируется.

(у меня тут сомнения: проецируется – это не перетекание некой энергии злости, например, а если я не идентифицируюсь со своей злость, то я лишен этого орудия – злости, и тогда я беззащитен и поэтому больше боюсь. Может так? То есть это не перетекание энергией, а эффект комплементарности, сохранения осмысленности в системе, ситуации (но изменение смысла)после вычитания проецируемого материала).

24). Псевдометаболизм паранойяльной личности

То что интроецировано, переживается как не-я и проецируется (разве? А как же идентификация с совестью, с интроектами и т. д.?).

При псевдометаболизме материал не пережевывается, не ассимилируется — не используется, не дает энергии.

Проглатывание без пережевывания — проскакивание отвращения, которое возникло бы, если бы жевал и чувствовал вкус.

То, что не прожевано, не усвоено и спроецировано — снова вызывает агрессию (таки разжевать не разжеванное?), но теперь оно вошло в образ чего-то во внешнем мире. Агрессия на спроецированное тоже проецируется и переживается уже как агрессия в свой адрес. Из-за этого порочного круга проецирования, проекции накапливаются и человек уже живет в мире проекций, теряет контакт с реальностью.

Проецируя, человек теряет энергию, вместо того, чтобы использовать ее.

25). Комплекс мегаломании-изгойства

Т.е. комплекс превосходства-неполноценности.

В основе лежит проецирование восхищения. Только непонятно, если я проецирую восхищение, то ведь мне должно казаться, что люди мной восхищаются? Почему тогда в результате проецирования восхищение становится жаждой восхищения?

В фантазиях (если не получается в реальности) человек становится самым крутым и презирает окружающих.

Проецирует презрение (а если присваивает и признает презрение, то не проецирует и все ок?) и чувствует себя изгоем, презираемым.

Затем интроецирует презираемого – это вообще не понятно, как это?

И презирает окружающих снова.

При ретрофлексии можно превосходство и неполноценность переживать одновременно, расщепившись на презирающего и презираемого.

Три важных пункта в работе:

- возвращение подавленного отвращения и разжевывание интроектов

- развитие способности выносить смущение и стыд (как это?), обучение распознаванию и ассимиляции проекций

- снятие груза ретрофлексированного – что это, как это?

26). Эмоциональные сопротивления

Эмоциональные сопротивления («негативные» эмоции») могут подавляться – это будет сопротивление сопротивлению. Оно усложняет ситуацию.

Необходимо учиться не подавлять, а выдерживать такие эмоции и выражать.

Это поможет анализу и переобуславливанию привычек, образовавшихся на основе подавляемого импульса/чувства/потребности.

27). Метод

Цель метода — восстановление «чувствования себя».

Это долго и сложно. Как любое переучивание.

28). Сосредоточение и неврастения

Здоровый вариант внимания — фигура ясная и устойчивая, но не ригидная. Сменяется новой фигурой, но не хаотичными скачками.

Принудительное сосредоточение (только произвольность) — плохой вариант.

Хороший вариант — гармоничная кооперация произвольного и непроизвольного (сознание и бессознательное).

Человек может сам принуждать себя сосредотачиваться или ему может казаться, что его принуждают другие (или обстоятельства).

Терапия помогает сосредоточиться на том, что ты прячешь от себя.

Спрятанное выходит на передний план в замаскированном виде, например, в виде симптома.

Вместо свободных ассоциаций — сосредоточение на симптоме. Это приводит к центру проблемы, избеганиям, сопротивлениям.

Если практикуешь принудительное внимание — то уже это может создать проблемы (переутомление, отвлекаемость, пустышечное поведение и т. д.).

Отвращение к жизни проявляется и в отсутствии аппетита.

Практика сосредоточения на еде: освоение самой идеи и метода сосредоточения, лечение расстройства аппетита, развитие чувствительности, ума и индивидуальности (последние два — это уже преувеличение, мне кажется).

29). Сосредоточение на еде

Грудничок во время еды сосредотачивается один раз – когда присасывается. А взрослый вынужден сосредотачиваться в течение всего процесса еды на кусании, жевании, чувствовании вкуса (чтобы хорошо усвоить пищу).

Взрослый может вести себя как грудничок – сосредотачиваться только в начале еды, а потом, терять сосредоточение, не жевать как следует, не замечать вкуса, думать о других вещах, одновременно чем-то заниматься.

Так же можно относиться к жизни – один раз сосредоточиться и «присосаться» к чему-то и бояться это потерять.

Практика для перехода с предентальной фазы к дентальной: сосредоточение на еде. Заметив отвлечение на посторонние размышления – вернуть внимание к еде.

Научиться наблюдать, не внося сразу изменений наблюдаемое поведение.

Заметить и прочувствовать как я не пережевываю, все кусочки прочувствовать.

Осознать нетерпение, превратить его в раздражение, затем в дентальную агрессию, затем в интерес к тщательной проработке каждой задачи, к терпеливому пережевыванию .

Если трудно сосредоточиться – описывать то, на чем сосредотачиваюсь.

Описывать оттенки вкуса. При этом описывать, а не оценивать.

Если трудно говорить нет и еще как-то причинять людям боль, то упражнение: представлять, что откусываешь от этого человека кусок мяса.

Упражнение против нетерпеливости и путаницы в мыслях: прежде чем откусить новый кусок — прожевать как следует и проглотить предыдущий, т. е. прерывать сплошной поток пищи.

Если заставляют (другие или сам) есть невкусное, то возникает отвращение и позыв к рвоте. Если его подавляют (другие или сам), то возникает онемение, нечувствительность. Затем, чтобы какой-то вкус чувствовать, человек использует сильные стимуляторы, специи и прочее.

Задача: научиться выносить отвращение. Т.е. чувствовать его, не подавляя и не избегая объекта, его вызывающего.

30). Визуализация

Восприятие — это активная деятельность, а не пассивное принятие.

Визуализировать. Осознавать, как я не даю себе увидеть, как избегаю увидеть образ. Осознавать, как я это делаю, не пытаясь исправить это. Осознавать это и сосредотачиваться на образе снова и снова, пока не осознаю, чего именно избегаю. Тогда проявить смелость и смотреть в лицо этому. Такое упражнение.

Упражнение: выбрать образ (повторяющийся или статичный, как будто высвеченный светом волшебного фонаря) — предполагается, что он интроективен. Нужно осознать свое отношение к нему и выразить.

Работа с образом — подготовка к встрече с реальностью.

Сны содержат много интроектов (не ассимилированных кусков). Асимилировать их можно сосредотачиваясь на них. Сосредотачиваться — методом детального описания.

Дополнить визуализацию остальными чувствами: описывать детали звуков в воображаемой картине, прикасаться, действовать, описывать детали запахов. Воссоздавать детали четырехмерной картины. Позволять себе там делать то, что мне трудно делать в реальности.

31). Чувство действительности

Настоящее постоянно меняется. Многим это сложно понять (цепляющийся характер).

Речь бывает: экспрессивная (выразить себя, эмоцию), суггестивная (убедить, побудить), описательная.

Практика детального описания своих переживаний дает: 1 — способность наблюдать, 2 — чувство действительности.

Стоит оценить, сколько времени с провожу в реальности, а сколько «в прошлом и будущем».

Не забывать про обратное — избегания заглядывать в прошлое и будущее.

Про будущее — уметь отличать планирование от мечтаний.

Использовать мечтания как подсказку направления интереса, потребностей (мечтаю о кинодиве — реально нужна просто девушка).

32). Внутреннее молчания

Упражнение: слушать свой голос во время говорения. Замечать нюансы и детали, как я говорю.

Слушать свою внутреннюю речь (мышление) и тоже замечать, как я говорю, в деталях.

Если это освоено, то пробовать приостанавливать внутреннюю речь, сохраняя внимание к ситуации.

Перлз считает, что это сделает мышление более ясным, что это поможет замечать лучше свои чувства (без отвлечения, замутнения словами), быть в большем контакте с миром (видеть, слышать, чувствовать).

А изучение того, как я говорю вслух и про себя – лучше познакомит меня с собой.

33). Первое лицо единственного числа

Безответственность (не в моралистском, а в психологическом смысле) выражается и в языке. Я-высказывания – ответственность. Безличные обороты и перекладывание ответственности – безответственность.

Основное правило терапии сосредоточением: не пытаться меняться, пока не осознаю в деталях «неправильное» поведение.

34). Обращение ретрофлексии

Замечать, когда я думаю и говорю с возвратными местоимениями – нет ли здесь ретрофлексии.

Замечать, чего больше – активной или пассивной части.

Подумать, надо ли мне прекратить эту ретрофлексию и если надо – зачем.

35). Телесное сосредоточение

Сопротивляясь каким-то действиям, чувствам, импульсам, человек напрягает мышцы, напряжения становятся хроническими и перестают осознаваться, не доступны для эго.

Сосредотачиваясь на напряжениях, можно вернуть чувствительность, доступность для эго и понять, чему сопротивляешься.

Сосредоточение — подробное описание ощущений. Сосредоточение не принудительное и навязчивое, а свободное фигура-фон течение. Но и без непрерывных перескакиваний.

Полезны упражнения на восстановление равновесия.

Пробовать почувствовать свое тело, как целое.

Пробовать осознавать свое тело в повседневной жизни, выполнять какие-то действия-движения сознательно.

- Удерживать внимание на симптоме

- отслеживать изменения ощущений

- описывать ощущения, можно в безличных оборотах

- описать я-высказываниями и пробовать прочувствовать это, как я-функции.

- пробовать расслаблять-напрягать

- найти зачем я напрягаюсь, чего хочу избежать, чему сопротивляюсь

- выразить сопротивлением

 

Есть сопротивление не через напряжение, а через расслабленный паралич — гипотонус.

Это не ретрофлексия, а проекция, конфлюэнция и депрессия.

 

Осознавание скотомы, слепого пятна: заметить границу этого пятна. Затем удерживать внимание на неощущаемой зоне.

 

36). Ассимиляция проекций

Чтобы ассимилировать проекции, необходимо их обнаружить, признать как свои, затем научиться выражать спроецированное.

Можно практиковаться в выражении себя для начала в воображении.

Проекция – это не перенос.

Сны состоят из проекций.

37). Обращение отрицания

То же, что в телесном сосредоточении про возвращение доступности эго – применительно к запору.

Плюс, осознавание дефекации заниматься как и осознаванием процесса еды.

38). Как быть застенчивым

Человек проецирует цензора и не выражает цензурируемую эмоцию (но переживает, хоть и плохо осознает).

Тогда переживает застенчивость и ее моторный эквивалент – неуклюжесть.

Фигурой становится сам человек, а не объект в окружающем мире.

39). Бессонница

Бессонница может быть следствием незавершенных «дел». Тогда нужно их осознать и как-то завершить.

Пытаться заснуть произвольно – провальная идея, потому что засыпание – это растворение эго, а произвольность – усиление эго.

40) Заикание

41). Тревожность

Тревога – блокированное возбуждение. Блокируется в частности, ограничением дыхания. Нужно осознать мышцы, сдавливающие грудь, вернуть функцию эго. Плюс, дать свободу блокированному возбуждению – выразить его.

42). Доктор Джекил и мистер Хайд

Цель и средства – одинаково важны и должны вовремя поочередно выходить на передний план (фигура-фон) и уходить на задний.



Просмотров: 516
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Можно ли сохранить хорошие отношения, если человек не оправдал ожидания?
  • Обучение системным расстановкам. Что же делать, если вы не знаете предков, если человек был усыновлен?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Ну не может быть убогим человек – творение Бога!
  • Может ли человек-мотылек быть другом или возлюбленным?
  • Может ли быть правым, человек ходящий «на лево», с правой!
  • Может ли быть правым, человек ходящий «налево», с правой!
  • Возможно ли изменить сексуальную ориентацию, если сам человек этого хочет?
  • Человек - не магнит! Он не может притягивать мечты и ситуации
  • Что делать если человек лишился части своей души?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Если человек говорит, что не хочет больше жить...
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Если человек после общения пропал, и остались непереносимые чувства. Что делать.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Что произойдет, если человек перестанет чувствовать
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Что делать, если близкий человек находится в депрессивном состоянии, и как с ним общаться?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Если человек не знает чем заниматься
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь