FIRO - теория Фундаментальных Ориентаций в Межличностных Отношениях

Ниже публикуется глава из чрезвычайно редкой книги известного психотерапевта Вильяма Шутса "Глубокая простота",  опубликованной  на русском языке в 1993 году издательством "Роза мира" тиражом 5000 экз.

В этой главе Шутс раскрывает некоторые аспекты своей знаменитой теории FIRO (теории Фундаментальных Ориентаций в Межличностных Отношениях)

Книга отличается чрезвычайно скверным переводом, текст явно нуждается в литературной редакции, но за неимением лучшего - годится для первичного ознакомления с теорией "их первых рук".

 

Центральная мысль этой книги: истина проста и обладает красивой формой. Три фундаментальные ориентации в отношениях с его точки зрения проявляют себя пракически во всех сферах нашей жизни: и в индивидуальном развитии, и в развитии отношений с другими, и в развитии групп, и в управлении, и в источниках соматических заболеваний и во многом другом.

 

Н.Васильев

 

ИЗМЕРЕНИЯ

Я ненавижу Цитаты. Скажи мне, что ты знаешь. 

— Ральф Уалдо Эмерсон /Ralf Waldo Emerson/

Полезность специфичных, базовых измерений для описания человеческого поведения была впервые изложена автором в 1958 г., и, в дальнейшем, излагалась в его последующих книгах. /51/ В разработке холистического подхода, эти измерения оказываются существенно полезными.

 Исследования социальных организаций ведут к открытию трех фундаментальных измерений, описывающих важные феномены. Те же самые измерения приложимы для описания группового поведения, типов личности, отношений между родителями и детьми, принятия решений, паттернов деликвентности, командной совместимости, или, о чем будет говориться далее, систем органов тела.

Для того, чтобы эффективно функционировать, я должен установить и поддерживать некоторый баланс того, что внутри и вне границ моего тела. Эти балансы касаются как физического, так и социального миров. Например, мне необходимо определенное количество воды внутри моего тела — такое, чтобы не чувствовать жажды, но и не захлебнуться. Аналогично, я хочу иметь определенное количество близости с людьми и определенную дистантность. Несбалансированность физического или социального состояний "запускают" энергетические циклы.

Основные измерения социальных дисбалансов происходят из двух источников: взаимодействия ребенка с другими человеческими существами, по мере того, как он становится взрослым, и необходимые требования группового взаимодействия.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

• Когда ребенок рождается, для, .того чтобы выжить ему необходимо быть в контакте с другими человеческими существами. Хорошо установлено, что недостаток такого контакта для очень маленького ребенка ведет к задержке развития, болезни и смерти. Желание контакта или присоединения в человеческой семье, есть интерперсональная параллель оральной стадии развития, описываемой в психоанализе, Аналитики фокусируют внимание на первой эрогенной зоне, на рте, которая стимулируется в наибольшей степени. Доминирующие человеческие отношения на первой стадии жизни, это отношения ПРИСОЕДИНЕНИЯ, ВКЛЮЧЕНИЯ.

• Вслед за периодом присоединения, ребенок вступает в стадию социализации; на этой стадии отношения людей центрируются вокруг распределения власти и ответственности. Решается вопрос о том, в какой мере ребенок управляет своей жизнью, и в какой мере он следует указаниям родителей и других взрослых. Психоаналитики описывают этот период жизни /примерно от двух до четырех лет/, как анальную стадию развития, фокусируясь на борьбе за власть, происходящую вокруг проблемы личного туалета. В этой борьбе ребенок впервые испытывает свои способности "торговаться", удерживая кал. Интерперсональный аспект этой стадии жизни относится к решению вопроса о КОНТРОЛЕ в жизни ребенка.

По мере того, как ребенок растет, сложность отношений любви и привязанности становится центральной интерперсональной проблемой. Любовь, жертвенность, ревность к отношениям матери и отца, соперничество с братьями и сестрами, дружба с товарищами по играм — все это предстает перед ребенком в возрасте от 4-х до 6-ти. Опять — таки, фокусируя внимание на эрогенных зонах, психоаналитики называют эту стадию фаллической или генитальной стадией развития, из которой и проистекает семейный роман -эдипов комплекс. Основной интерперсональный и персональный вопрос этой стадии развитий

— изучение себя и отношений с другими. "Кто я" и "как мы относимся друг к другу" — это проблемы требующие решения, В какой мере мы — я и мои родители, выражаем свои настоящие чувства? Выражение и сообщение чувств в течение этого и последующих периодов развития, является основой третьего измерения: ОТКРЫТОСТИ.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ, КОНТРОЛЬ И ОТКРЫТОСТЬ являются интерперсональными аспектами оральной, анальной и генитальной стадий развития, описываемых психоаналитической теорией.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППЫ

• Для формирования группы необходимо определить границу — кто в группе и кто вне ее. В древних и в некоторых современных племенах прохождение обряда инициации определяет принадлежность к племени. В современных группах существуют аналогичные церемонии — голосование, оплата членства, определенные испытания, определенное происхождение, определенные родители, определенные принципы, исповедуемые человеком. Каким бы ни был критерий, группа формируется посредством определенной процедуры, которая требует ПРИСОЕДИНЕНИЯ от каждого члена группы.

• После собственно Формирования, в группе происходит распределение ролей и власти. В племенах, лидер часто определяется через испытание силы, или по возрасту. В семьях отношения определяются половой принадлежностью или' способностями. В новых организациях создаются свои порядки и определяются руководители. Как бы это ни происходило, группа определяет и распределяет задачи и устанавливает отношения власти среди своих членов. В этих процедурах распределяются роли и паттерн КОНТРОЛЯ.

• В этой точке в жизни группы должно быть решено, насколько открыты по отношению друг к другу будут члены группы. Или мы решим, что это будет "деловая" группа, и мы не будем выражать своих личных чувств, или мы решим, что будем искренни друг с другом, и будем говорить о том, что мы чувствуем по отношению друг к другу и остальным. Люди, обыкновенно, имеют сильные чувства, связанные с этим вопросом. Некоторые не заинтересованны продолжать, если чувства не выражаются, так как они не ощущают близости, в которой нуждаются. С такой же силой другие чувствуют, что не хотят раскрываться этой группе и не хотят оставаться, если будет принят такой тип обсуждения. На этой стадии главным вопросом в группе является ОТКРЫТОСТЬ.

В формировании группы наблюдаются те же измерения, что и в развитии ребенка: ПРИСОЕДИНЕНИЕ, КОНТРОЛЬ и ОТКРЫТОСТЬ. Эти составляющие проявляются на всех уровнях социальной организации. Их понимание облегчает понимание источников разбалансировки и мотивации людей, групп, народов и даже частей тела.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ

ПРИСОЕДИНЕНИЕ имеет отношение к объединению людей — принадлежности, преданности, бытию "вместе". Желание быть присоединенным, включенным, проявляется в желании внимания, в желании взаимодействия, и в желании быть выделенным, отличным от остальных. Если я выделен и полностью идентифицирован, это значит, что кто-то достаточно во мне заинтересован, чтобы выяснить, что для меня действительно характерно.

В начале групповых отношений возникает вопрос обязательств по отношению друг к другу. В первоначальном испробовании отношений я обычно "предъявляю" себя остальным, чтобы понять, какие части меня их интересуют. Если я не уверен, что остальным есть дело до того, что я могу сказать, я могу замолчать.

Присоединение не требует таких сильных эмоциональных связей, как открытость. Так как обычно вопросы включенности решаются на стадии, формирования группы, они являются первыми интерперсональными составляющими жизни группы. Сначала я решаю, хочу ли я быть частью группы, хочу я быть "в" или "вне"

Мое поведение определяется тем, как я понимаю себя — моей концепцией себя — сознательной и неосознанной.

В отношении к присоединению мое поведение определяется тем, как я ощущаю свою ЗНАЧИМОСТЬ как персоны. Если я имею низкую самооценку и хочу быть значимым, мое поведение в сфере присоединения скорее всего будет экстремальным и тревожным. Или я буду отстраняться от людей /субсоциальность/ или буду стараться обратить на себя внимание /сверхсоциальность/.

* Если я субсоциален, я интровертирован и скрытен. Я хочу сохранять дистанцию между собой и другими, и не хочу смешиваться с людьми и терять свою приватность. Неосознанно, я определенно хочу, чтобы на меня обращали внимание. Мой самый большой страх в том, что люди проигнорируют, не заметят меня. Мой неосознанный аттитюд: "Я не могу рисковать быть проигнорированным. Я буду в стороне от людей, сам по себе”. Я использую самодостаточность, как технику существования без других людей. За моей отдаленностью стоит чувство, что меня не понимают. Не осознавая этого, я чувствую, что, так как никто не считает мене достаточно важным для того, чтобы обращать на мена внимание, с не имею ценности. Моя самая большая тревоге в том, что н ничего не значу, ничего не стою, и вообще не важен.

• Если я сверхсоциален, я экстравертнрован. Я ищу общества люден и хочу, чтобы искали моего общества. Я боюсь остаться незамеченным. Мой неосознанный аттитюд: "Хотя я и знаю, что никому не интересен я заставлю людей обращать на меня внимание любым способом, которым сумею." Я ищу кампании, потому что не могу вынести одиночества. Мое интерперсональное поведение построено так, чтобы привлечь к себе внимание, чтобы другие заметили меня, чтобы быть выделенным. Методы моих действий интенсивны, эксгибиционистичны. Навязывая себя группе, я привлекаю к себе внимание группы. Мои утонченные техники привлечения внимания — стремление иметь власть /контроль/ или нравиться /открытость/. Мои проблемы, связанные с присоединением, часто заставляют меня колебаться между субсоциальным и сверхсоциальным поведением.

• Если я социален, как тс, для кого проблема присоединения была успешно решена в детстве, у меня нет проблем во взаимодействии с людьми. Я хорошо себя чувствую и с людьми и без них. Я могу быть сильно вовлеченным в некоторые группы и быть очень преданным им, но могу быть и сам по себе, если считаю это более подходящим. Я ощущаю себя ценной, значимой личностью.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ

Вопрос: "В” или "ВНЕ".

Взаимодействие: Встреча.

Чувство: Значимости.

Тревога: Я ничего не значу.

Страх: Меня проигнорируют.

КОНТРОЛЬ

Поведение связанное с контролем, относится к принятию решения между людьми о распределении власти, влияния и авторитета. Потребность в контроле варьируется по двум составляющим: мое желание контролировать других или нежелание контролировать других, и мое желание быть или не быть контролируемым. Поведение, связанное с контролем, проявляется по отношению к людям, старающимся контролировать меня. Выражение независимости, протестующее поведение — примеры выражения желания не быть контролируемым. Подчинение, ожидание приказа, уступчивость, есть выражения степеней принятия контроля.

Не обязательно мое поведение по контролю над другими и мое поведение, как контролируемого, взаимосвязаны. Сержанты могут доминировать над своими подчиненными и принимать приказания лейтенантов с удовольствием и чувством благодарности, тогда как местные забияки могут властвовать среди сверстников и бунтовать против родителей.

Поведение контроля отличается от поведения присоединения тем, что оно не требует выделения, особенности. Роль "серого кардинала" одновременно удовлетворяет и потребность во власти и низкую потребность быть включенным, тогда как "комедиант" может испытывать сильную потребность в присоединении и не иметь потребности во власти.

Проблемы контроля следуют за проблемами присоединения в жизни группы, по мере ее развития, и по мере развития интерперсональных отношений. Когда группа сформирована, в ней начинается дифференциация. Разные люди стремятся к разным ролям и принимают разные роли — и вопросы борьбы за власть, за влияние, конкуренция, становятся центральными. Как правило, взаимодействие по этим вопросам выражается в столкновениях.

Мое поведение в сфере контроля определяется моим ощущением того, на что я способен, ощущением компетентности. Если я чувствую, что не способен справиться с этим миром, некомпетентен, неадекватен, или не умею взаимодействовать с людьми, мое поведение в сфере контроля экстремально и тревожно. Я отстраняюсь от позиций власти и ответственности /абдикрат/ или стремлюсь доминировать /автократ/.

• Если я абдикрат, я отказываюсь от власти. Я принимаю позицию подчиненного, в которой не несу ответственности за принятие решений. Я хочу, чтобы другие освободили меня от моих обязательств. Я не контролирую других, даже если это нужно. Я, например, не принимаю решений, даже если в школе начался пожар и я единственный взрослый. Я никогда не принимаю решения, если могу на кого-нибудь его переложить. В бюрократической системе я придерживаюсь философии "прикрывай свою задницу". Чувство — то же самое, что и у абдикрата: я не способен освободиться от обязательств. Чтобы компенсировать это чувство, я продолжаю доказывать, что способен справиться, и, в результате, я беру на себя слишком много ответственности.

• Если я автократ, я экстремально доминирую. Я стремлюсь к власти, я борюсь за нее. Я боюсь, что не оказываю влияния, что на самом деле доминирует кто-то другой. Лежащее под этим чувство — то же самое, что и у абдикрата: я не способен освободиться от обязательств. Чтобы компенсировать это чувство, я продолжаю доказывать, что способен справиться, и, в результате, я беру на себя слишком много ответственности.

• Если я демократ, то есть если в детстве проблемы связанные с контролем были успешно решены, я не имею сложностей в сфере власти и контроля. Я чувствую себя хорошо как отдавая распоряжения, так и не отдавая распоряжений, получая или не получая их — в зависимости от того, что соответствует ситуации. В отличие от абдикрата или автократа, мною не владеют страхи моей беспомощности, глупости, или некомпетентности. Я чувствую себя компетентным, способным, и уверен в том, что другие доверяют моей способности принимать решения.

КОНТРОЛЬ

Вопрос: Сверху или снизу.

Взаимодействие: Конфронтация.

Чувство: Компетентность, способность,

достаточность.

Тревога: Я некомпетентен, я не могу.

Страх: Я буду Унижен.

 

ОТКРЫТОСТЬ

 

Третья сфера связана с достижением потребного количества открытости. Иногда мне очень приятны отношения с тобой, когда мы можем откровенно говорить о том, что мы чувствуем, о наших секретах, о самых откровенных мыслях. Я рад, что у меня есть человек, или в лучшем случае несколько, которым я могу доверить все. В другое время я избегаю открытости. Я скорее стараюсь остаться на неперсональном уровне, и предпочитаю иметь знакомых, а не нескольких близких друзей.

И ты и я, мы оба имеем некоторое желание иметь близкие отношения, и некоторое желание сохранить свою приватность. Мы отличаемся по степени того, насколько хотим быть "открытыми" или "замкнутыми”.

Так как открытость базируется на более глубоких связях, как правило, она ^является последней фазой в развитии отношений между людьми или в группе. На фазе присоединения люди сталкиваются друг с друге м и решают, продолжать ли знакомство. Проблема власти и влияния заставляет их конфронтировать и вырабатывать способы взаимных отношений. По мере продолжения отношений, если формируется открытость, люди, буквально или фигурально выражаясь, обнимают друг друга.

Мое поведение в сфере открытости основывается на моем ощущении способности любить и вызывать любовь. Если я чувствую, что не могу вызвать любовь, я чувствую себя гадкой, плохой, неприятной личностью, которая будет отвергнута каждым, кто узнает ее поближе, и мое поведение в сфере открытости экстремально и тревожно. Или я избегаю быть открытым с кем бы то ни было /субперсональность/, или я всегда открыт всем и каждому /сверхперсональность/.

• Если я субперсонален, я избегаю открытости. Я поддерживаю отношения на поверхностном, дистантном уровне, и чувствую себя наиболее комфортно, когда люди ведут себя со мной таким же образом. Я поддерживаю эмоциональную дистанцию и остаюсь эмоционально невовлеченным. Неосознанно я ищу удовлетворяющих, успешных отношений. Я боюсь, что никому не понравлюсь, и никто не полюбит меня. У меня большие сложности с тем, чтобы искренне симпатизировать людям,и я не доверяю их чувствам ко мне. Мой неосознанный аттитюд: "Открытость очень болезненна для меня, потому что меня отвергали, и поэтому впредь я не буду раскрываться." Моя прямая техника субперсонала — избегать близости, вовлеченности, вплоть до антагонизма. Моя утонченная техника

— быть поверхностно дружелюбным со всеми, вплоть до "популярности", которая служит защитой от близости с кем-то лично.

• Если я сверхперсонален, я рассказываю каждому о своих •увствах и хочу, чтобы другие поступали также. Неосознанное чувство, направляющее мое поведение: "Мои первые переживания. связанные с открытостью были болезненны, но, может быть, если я буду пробовать еще, станет лучше", годиться существенно важно для снятия тревоги и страха быть отвергнутым м нелюбимым. Моя прямая техника нравиться' состоит в попытках заслужить одобрение, быть очень откровенным, искать расположения и интимности. Моя утонченная техника, более овладевающая — "пожирать” друзей, и наказывать их за любые попытки подружиться с кем-нибудь еще.

• Если я персонален, и успешно разрешил в детстве вопросы, Связанные с проблемой открытости, для меня не представляют трудности блнакие отношения с людьми. Я чувствую себя хорошо, а в ситуациях, требующих близости, и в ситуациях, в которых более уместно сохранять дистанцию. Для меня важно нравиться людям, но я принимаю то, что я кому-то не нравлюсь, как результат наших отношений с этим человеком — другими словами, то, что я кому-то не нравлюсь, не означает, что я неприятный человек. Я чувствую себя хорошо, выражая и принимая выражения искренних чувств.

Основное взаимодействие в сфере открытости — выражение соответствующих ситуации чувств. В начале почти любой группы много говорят о том как трудно выразить враждебные чувства. Большинство людей с удивлением обнаруживает, что еще труднее выражать позитивные, теплые чувства.

В интерперсональных отношениях присоединение относится к тому, будут ли отношения продолжаться. Внутри существующих отношений, вопрос контроля имеет отношение к тому, кто будет принимать решения и отдавать распоряжения, а открытость касается того, насколько открытыми и близкими будут эти отношения.

ОТКРЫТОСТЬ

Вопрос: Открытость или закрытость.

Взаимодействие: Объятие, принятие.

Чувство: Способность испытывать симпатию

к людям и нравиться им.

 

ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Один из способов представить себе эти измерения — это представить себе реальные физические измерения.

• Приближение к вам или удаление от вас есть физический эквивалент присоединения. Я выражаю присоединение, двигаясь по направлению К вам и выражаю исключение,отдаляясь ОТ вас.

• Поднятие себя НАД вами или склонение, опускание ПОД вас, есть физический эквивалент контроля. Я выражаю то, что я контролирую вас, находясь НАД вами, и выражаю то, что вы контролируете меня, находясь НИЖЕ вас.

буквально открываюсь навстречу вам и я выражаю закрытость, закрывая себя от вас.

РАЗВИТИЕ ГРУППЫ

Все эти три измерения — присоединение, контроль и открытость, прослеживаются в развитии группы. Сначала решаются вопросы присоединения — быть или не быть в группе, потом вопросы контроля — сверху или снизу, и потом, вопросы открытости — открыто или дистантно, закрыто. Этот порядок не является ригидным, но сама природа жизни группы такова, что люди сначала решают вопрос, хотят ли они принадлежать к этой группе, затем определяют свое место в ней и влияние, которым они пользуются, и затем решают, насколько открытыми они хотят и могут быть.

Стадия присоединения характеризуется тем, что люди стремятся стать членами, ищут свое место; стадия контроля часто сопровождается конфронтациями и схватками; и третья стадия, открытости, в случае успеха результируется формированием зрелой группы. Некоторые сторонние наблюдатели описывают эту теорию развития группы как: Grope-Gripe-Group / поиск-схватка-группа/.

Фаза присоединения

Фаза присоединения начинается с формирования группы. Как член новой группы, я сначала решаю вопрос — подхожу ли я. Для меня важно решить, хочу я или не хочу быть в этой группе, представить себя как определенного индивидуума и увидеть, будут ли на меня обращать внимание, или меня будут игнорировать. Когда я обеспокоен всеми этими вопросами, мое поведение имеет тенденцию быть само-центрировашшм — я говорю слишком много или очень сдержан, "показываю” себя, рассказываю о себе.

В то же самое время я решаю для себя, в какой мере я готов быть в он группе, и сколь много я готов изъять из моей остальной жизни с

Цикличность смены фаз в развитии группы аналогична смене колеса. Когда механик заменяет колесо, каждый болт затягивается до такой степени, чтобы колесо держалось на месте. Затем болты затягивают сильнее, в той же последовательности, до тех пор, пока колесо не оказывается хорошо закрепленным. Затем каждый болт дополнительно докручивается до полной надежности и закрепляется. Точно также, три измерения группового развития прорабатываются до степени, которая позволяет группе успешно справляться со стоящими перед ней задачами. Впоследствии группа возвращается к каждой из этих сфер, вырабатывая более устраивающее ее решение. Если одному из болтов, в первом цикле, не уделено достаточно внимания, ему придется уделить больше внимания в последующих циклах.

Так как все группы состоят из разных людей с разными интерперсональными желаниями, эта теория развития групп приложима к любым интерперсональным отношениям. Каждый раз, когда люди образуют группу — включая группы, состоящие из двух человек — они имеют дело с этими тремя сферами в этом порядке. В некоторых ситуациях, под влиянием внешних сил, способы проработки этих фаз могут меняться, но тем не менее, каждая сфера должна быть проработана.

В военных организациях форма облегчает создание чувства принадлежности, присоединения. Полоски и другие знаки на рукавах или погонах проясняют вопросы контроля и распределения власти. Братство, сексуальное беспокойство и обычай, определяют выражения открытости Эти внешние факторы, однако, не решают интерперсональных проблем никоим образом. Солдат в форме может точно также чувствовать, что его игнорируют как человека, или, что как личность он не имеет значения /присоединение/. Сержант может считать, что должен иметь больше влияния, чем его безусый лейтенант /контроль/. Капитан может чувствовать, что правила предписывающие соблюдать. дистанцию с унтер-офицерским составом и рядовыми, находятся в конфликте с его желанием быть открытым в отношениях с капралом /открытость/.

Отделение

Когда группа завершает свое существование, это происходит в обратной последовательности: открытость, потом контроль, потом принадлежность. Группы или отношения близкие к концу, или заметному уменьшению количества взаимодействия, имеют очень характерное поведение: увеличение количества отсутствий и опозданий, больше мечтаний, забывание принести в группу обещанные материалы, дискуссии о болезнях и смерти, уменьшение ценности группы и вовлеченности.

Часто это происходит вследствие воспоминаний о прошлом опыте. Являясь членом группы, которая заканчивает свое существование, как правило, мне хочется обсудить вопросы, которые не были достаточно прояснены в то время, когда они возникли /незавершенные энергетические циклы/. Этим способом я надеюсь успешно разобраться со своими отношениями. Если я чувствую, что мои действия на предыдущих встречах были поняты неправильно, я вспоминаю это и хочу объяснить, что я на самом деле имел в виду, чтобы никто не был на меня сердит. Я хочу сделать понятным другим членам группы, что их комментарии были важны для меня. Так мы продвигаемся, пока не проработаем все незавершенные инциденты. Закончив этот процесс завершения незавершенного, мы готовы к расставанию.

Сначала мы разбираемся с нашими персональными позитивными и негативными чувствами /открытость/. Затем обсуждение фокусируется на лидере и на причинах подчиниться или взбунтоваться против его желаний /контроль/. Потом возникают дискуссии о возможности продолжения группы и о том, насколько велик вклад каждого на самом деле и, в конце концов, о том, что большинство членов группы собираются выбрать разные направления и не будут больше вместе /присоединение/.

Моя реакция на неминуемое расставание зависит от моих основных желаний и от предпочитаемых мною способов справляться с тревогой. Как член группы, я могу отвечать на неизбежность разделения постепенным уменьшением своего участия в жизни группы, индикатором чего служат учащающиеся опоздания и отсутствия, и уменьшением своего участия. Или я могу вести себя пренебрежительно и принижать группу, как бы говоря: «Видите, я совершенно не буду переживать из-за такой, в сущности, неважной группы». Или я могу перебросить ответственность за расставание на членов группы, ведя себя антагонистично и вынудив их отвергнуть меня. Или расставание может быть столь болезненным для меня, что становится чертой характера: я воздерживаюсь от того, чтобы «вложиться» в людей с того момента, как вижу их первый раз.

 

ВЫБОP СПЕЦИФИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ

Измерения Присоединения, Контроля и Открытости позволяют понять, почему я выбираю скорее эту, а не другую болезнь.

Как уже упоминалось, каждая болезнь является результатом неосознаваемого конфликта, то есть этот конфликт воплощается в буквальном смысле слова. Каждая болезнь является попыткой правиться с ситуацией моей жизни. Иногда болезнь помогает мне 1ропустнть работу, отдохнуть, избежать ответственности, получить сочувствие окружающих, цветы и конфеты. Каждая болезнь имеет свой выигрыш.

Разные системы органов моего тела специфично соответствуют отношениям меня и внешнего мира, и между моими внутренними частями, внимание того, какие части тела соответствуют сферам Присоединения, Контроля и Открытости, прояснит причины выбора мною конкретной болезни.

Болезни присоединения

На физическом уровне проблема присоединения соответствует границе между мною и остальным миром и, таким образом, относится D основном к периферии моего тела — коже, органам чувств /глаза, уши, нос и рот/, и к системам тела, осуществляющим обмен со средой — дыхательной, через которую входит и выходит воздух, пищеварительно-выделительной, через которую в мое тело проникает пища и выбрасываются отходы. Мои аттитюды к этим органам и системам органов, подобны моим отношениям Присоединения к другим.

Болезни кожи, респираторные заболевания, болезни органов чувств, пищеварительной и выделительной систем являются выражением неосознаваемого,конфликта в сфере присоединения. Если я неосознанно в конфликте с Присоединением, я могу развить зуд, или лишай, или сыпь, или прыщи, или что-то, что заставит людей держаться подальше от меня.

Если для меня трудна близость с людьми, я могу не видеть их ясно, пока они не окажутся на расстоянии 10 футов от меня. Мы называем это дальнозоркостью. Или, если я хорошо себя чувствую с близкими людьми, но побаиваюсь незнакомых, я могу ясно видеть только на расстоянии нескольких футов, а дальше видеть только пятно, что означает, что я близорукий.

Если я не хочу слышать того, что могут сказать люди, я могу оглохнуть. Многие глухие люди не слушали до того, как оглохли. Практикующие биоэнергетику отмечают, что если будучи ребенком я не чувствовал, что имею значение /присоединение/, я не могу вдыхать нормальное количество воздуха. Моя грудная клетка становится узкой, и я более подвержен респираторным заболеваниям, потому что не могу дышать полно. Я испытываю тревогу, что если я выдохну, возможно, не смогу вздохнуть снова, и моя реберная решетка становится слишком глубокой. /Я не верю, что можно расслабиться и дышать нормально, и сдерживаю дыхание./

Еда тоже имеет отношение к включению, присоединению. Слишком много или слишком мало пищи соотносится с заботой и получением внимания. В пищеварении также присутствует и элемент контроля, особенно в борьбе за то «чтобы в тарелке ничего не оставлять», и еще более ярко там, где речь идет о проблемах экскреции и приучения к личному туалету. Заболевания пищеварительной и выделительной систем представляют собой переход от проблем Включения, Присоединения к проблемам Контроля.

Рак, главным образом, есть проблема Присоединения, хот, его расположение также важно. Работа Симонтонов /Simontons/ с раковыми больными базируется на холистической философии, во многом сходной с представленным в книге подходом. Они полагают, что рак есть проявление целостного организма, и исходя из этого строят лечение.

Работая с раковыми больными, Симонтонс использовал Firo — В /51 /, инструмент измеряющий характеристики поведения в сферах Присоединения, Контроля и Открытости. Пациенты Симонтонов имели чрезвычайно низкий балл, оценивающий желание делать что-либо вместе с другими. Они имели очень мало желания участвовать в группе, предпочитая полагаться на свои собственные ресурсы.

Традиционное, не Симонтоновское представление о раковых больных, — что это люди уже как бы ушедшие из жизни, сдавшиеся. Иногда они проявляют сильное желание жить, но по всей вероятности, сильная подсознательная их часть хочет умереть. Такой вывод может быть сделан и из изучения большого числа известных людей, которые заболели раком и умерли сразу после того, как произошли события, которые можно было бы назвать экзистенциально завершающими. Так, например, сенатор Джо Мак-Карти /Joe McCarthy/ заболел раком после того, как его коллеги вынесли ему вотум недоверия и он был вынужден уйти в отставку; Хьюберт Хэмфри /Hubert Humphrey/ после того, как он потерял надежду стать президентом, и Винсе Ломбарди /Vince Lombardi/ после того, как он ушел на пенсию и перестал тренировать футболистов.

Болезни контроля

Системы органов, которыми я пользуюсь для управления телом: скелетно-мышечная, нервная и эндокринная. Эти системы важны, чтобы справляться с окружающим миром, обеспечивать свою безопасность и удовлетворять свои нужды. Если я воплощаю неосознаваемый конфликт по поводу управления, я развиваю у себя болезнь этих систем. Интерпретация артритов, и в особенности артритов рук и ног, хорошо документирована /54/. Часто молодые люди, особенно девушки, испытывают желание ударить свою мать, но сдерживаются из-за чувства вины и страха. Когда чувство вины становится переполняющим, развитие артрита служит хорошим превентивным средством против самой физической возможности ударить,

Болезни нервной системы пока не изучены детально с этой точки зрения, но имеющиеся данные показательны. Травмы позвоночника обычно происходят у мужчин, 16-28 летнего возраста, как результат авто-мото-инцидента, или в результате неудачного нырка. Для молодых мужчин поддержание образа "настоящего мужчины" является центральной чертой сферы Контроля. Не будет слишком вольным предположение, что эти молодые люди имели неосознаваемый конфликт, касающийся их "мужественности", который и нашел свое выражение в "несчастном случае". Один мужчина сказал мне, что такого рода "случай", к его большему облегчению, избавил его от необходимости и далее демонстрировать свою мужественность.

Разговаривая с несколькими медицинскими сестрами, которые ухаживали за больными с травмами позвоночника, я обнаружил, что они единодушны р том, 'Что с этими больными трудно. Им хорошо известно, например, что пациенты с амиотропичным атеральным склерозом /болезнь Lou Gehriga/, как правило склонны к бунту и постоянно требуют внимания. Головные боли являются более мягкой формой нервных заболеваний. Надлежащие исследования пока отсутствуют, но наблюдения показывают, что у меня болит голова, когда я чувствую себя некомпетентным. Головная боль часто возникает, если я иду на встречу неподготовленным, или если происходит что-то, что я не вполне понимаю.

Болезни открытости

Открытость выражается телом через любовь /сердце/ и секс /гениталии/. Всем знакомы выражения "разбитое сердце", "я открыл ей сердце", "сердце мое молчит", "сердечко мое". Исследования Израэли /Israeli/ говорят следующее: "Похоже на то, что имеется прямая связь между чувствами любви и поддержки со стороны вашей жены, и состоянием вашего сердца; я имею в виду физическим состоянием вашего сердца. Имеет значение и то, как к вам относится начальник. Чем более вас ценят, тем меньше вероятность сердечного приступа". /55/

В другом исследовании /56/ Стюарт Вульф /Stewart Wolf/ из госпиталя Святого Луки в Ветелхеме, Пенсильвания, демонстрирует прямую корреляцию между растущим количеством сердечных заболеваний и утратой чувства близости в обществе за пятнадцатилетний период.

Городок Розето в Пенсильвании стал известен в начале 60-х годов, когда было обнаружено, что там очень низкий уровень смертности; в особенности от сердечных приступов. Так как население городка не отличалось образом жизни /курение, физические упражнения, питание, уровень холестерина, и т.п./ от соседних местечек, исследователи предположили, что определяющими являются социальные факторы.

Жители города были, главным образом, американцами итальянского происхождения, предки которых были вынуждены жить тесной общиной. Они участвовали в жизни друг друга, почитали стариков, и помогали друг другу в трудностях. Вульф говорит: "Это было больше чем этнический способ жизни, они создали такое общество взаимной поддержки, где никто не был одинок."

Вульф и его коллеги предсказали, что по мере американизации, жители Розето будут демонстрировать более типичную картину заболеваемости и, в частности, заболеваний сердца. Именно так оно и случилось. Уровень смертности резко вырос, в особенности среди мужчин старше 55.

К середине 60-ых молодые Розетцы стали тяготиться социальной изоляцией и клановостью. Они начали заключать браки с неитальянцами, вступать в различные клубы, покупать кадиллаки и ранчо, и сменили церковь, или. перестали посещать ее. Традиции и общинная близость стали заметно менее влиятельными.

"Впервые" — пишет Вульф, — "молодые люди умирают от инфаркта — этого убийцы почти неизвестного там, где традиции и семейные узы крепки".

Отношение сердца и циркуляторной системы к Открытости объяснимо, так как любовь является всепоглощающим чувством. Когда любовь хороша, хорош и весь мир, когда любовь отсутствует или что-то не так, ни в чем нет радости. Кровеносная система пронизывает все тело. Если она суживается, все тело испытывает недостаток в питании и кислороде. Если кровь спокойно и ровно течет через свободно и легко работающее сердце, весь организм снабжается питательными веществами и получает кислород.

Заболевания половых органов, такие как вагинизм, герпес, сифилис и гонорея, часто приключаются в трудные моменты. Настоящая теория предполагает, что эти болезни появляются, когда имеется неосознаваемый конфликт в сфере любви и открытости, в особенности в сексуальном аспекте любви. Если у меня есть чувство вины по поводу секса, если дело в неверности, если я нарушаю свои религиозные принципы и не позволяю себе осознавать этот конфликт, очень вероятно возникновение болезней половых органов.

 

СЕКС

Сексуальная экспрессия связана главным образом с Открытостью, хотя некоторые аспекты сексуального акта связаны с Присоединением и Контролем.

• Проблемы присоединения, включения связаны с первыми стадиями акта, с проникновением. Если я мужчина и у меня есть неосознаваемый конфликт в сфере присоединения, для меня вероятны сложности с потенцией. Мой конфликт по поводу включения будет сказывайся в иннервации моего пениса и его нежелании проникать. Если я женщина, мое сжатое, сухое влагалище выражает мое нежелание принять половой член.

Когда я не был уверен, что хочу жениться, у мен я были проблемы с эрекцией. Когда я разрешил проблему, разрешилась и проблема с потенцией. Возникновение сексуальной проблематики отражало мои сомнения по поводу отношений в целом.

• Вопросы контроля н управления в сексуальном акте центрируются вокруг оргазма. Я могу сдерживать оргазм, чтобы ты чувствовал себя неспособным дать удовлетворение. Я могу закончить очень быстро, так чтобы не позволить тебе достичь оргазма. Синхронность оргазма выражает контроль и желание уступить. Я могу пытаться определить характер наших движений или позволить движениям быть выражением наших отношений власти. Когда развитие отношений находится в фазе контроля, оргазм является релевантной сексуальной зоной. Когда вопросы контроля прояснены, исчезают и проблемы, связанные с оргазмом.

• Аспект открытости в половом акте связан с чувством, которое следует за завершением. Это чувство может варьироваться от нежности, и потока тепла и любви, до неприязни и мыслей "Что я здесь делаю?" или «Нет, я не пойду с тобой завтракать». Это чувство зависит, к частности, от того, насколько связаны сердце и гениталии. Открытость — этот тот аспект секса, который гораздо более удовлетворяет, если между партнерами есть отношения глубокой любви. Этот анализ позволяет разрешить вопрос, волнующий многих: "Если я так сильно люблю его /ее/, почему же другой /другая/ приятнее мне как сексуальный партнер? Может быть это не любовь?"

Не обязательно так. Случайный половой партнер, даже на одну ночь, в отношениях с которым нет проблем, связанных с присоединением или контролем /как в случае если оба партнера уверены, что хотят быть вместе и нет борьбы за власть/, может принести громадное удовлетворение. Проблемы начинаются уже после того, как собственно акт закончен, на стадии последующего чувства. Именно в этой точке неразвитость эмоциональной связи становится очевидной. Но случайный половой контакт может быть очень успешен, если не задаваться вопросом глубины взаимоотношений.

ДЕТСТВО

Так как предполагается, что измерения Контроля, Включения и Открытости проявляются с момента зачатия, их проявления должно быть возможным проследить и в ранние годы. В предыдущих публикациях /57/ я делал обзор литературы по отношениям родителей и детей и пришел к выводу, что исследования в этой области также базируется на этих трех измерениях. Разные исследователи используют разные термины, но большинство выделяют три фактора, аналогичные Присоединению, Контролю и Открытости.

• В этих исследованиях присоединение называют также: взаимодействием родитель-ребенок и стимуляцией. Высокая степень присоединения в отношениях родитель-ребенок характеризуется наличием дома, центрированного на ребенке, где ребенок есть постоянный центр внимания, заботы, действий, контакт с обоими родителями интенсивный и постоянный. Низкий уровень присоединения характеризуется укладом дома, центрированном на взрослых, где ребенок предоставлен самому себе, игнорируем и недостаточно стимулируем. Взаимодействия с родителями мало, даже для шлепков. На ребенка не обращают внимания, даже когда он ведет себя неодобряемым образом — не выполняет домашних обязанностей, не слушается, или занимается мастурбацией.

• В контексте отношений родитель-ребенок, контроль называется также демократией и развитием независимости. Нижний конец шкалы контроля включает свободу выбирать, решать, начинать и отвергать — в общем, свободу от деспотического управления. Родители обыкновенно приводят резонные оправдания своей политики, решают демократически, с готовностью объясняют, отвечают на вопросы ребенка о сексе, берут ребенка на пикники, дают деньги на карманные расходы и не вмешиваются в детские ссоры. Если контроль высокий, ребенок жестко заключен в границы авторитарного деспотизма, послушание обязательно, и правила поведения в основном ограничивающие.

• В этих исследованиях открытость называют одобрением, любовью, принятием ребенка. Высокая открытость выражается в любовном, принимающем, одобряющем, поощряющем, помогающем поведении, Низкий уровень открытости сопровождается обвинениями ребенка, отвержением, неодобрением.

Классическое исследование Глюка /Gluck/ /58/, посвященное деликвентности, еще раз убеждает в важности этих вопросов и имеет выводы аналогичного рода. Авторы имели значительный успех в предсказании того, какие дети со временем будут демонстрировать деликвентное поведение, основываясь на следующих факторах: сплоченность семьи /присоединение/, дисциплинирующее воздействие отца и направляющее матери /контроль/, и привязанность со стороны отца и матери /открытость/.

ПСИХОАНАЛИТИКИ

Одним из способов примирить разногласия между тремя фигурами раннего психоанализа — Фрейдом, Адлером и Юнгом /Freud, Adler, Jung/ является соотнесение их взглядов с тремя основными измерениями — Присоединением, Контролем и Открытостью. Вероятно, в каждой из теории одно измерение рассматривается наиболее выпуклой занимает центральное место..

• Краеугольным камнем теории Фрейда было либидо — сексуальная энергия, и ее выражение и сублимация. В этой основной теоретической точке возникли разногласия с Адлером и Юнгом. Говоря в терминах Присоединения, Контроля и Открытости, сексуальная энергия более соотносится со сферой открытости, хотя, конечно же, влияет и на обе оставшиеся сферы.

• Адлер фокусирует свою теорию на комплексе неполноценности и "стремлению к власти". Ясно, что он делает упор на сфере Контроля, на измерении, которое имеет дело с властью, авторитетом, компетенцией и конкуренцией.

• Основной интерес Юнга — вокруг нашего отношения к природе. Он занимался мистицизмом и архетипами, которые обнаруживают нашу континуальность с Универсумом. Его основное психологическое измерение было интраверсия-экстраверсия, что почти идентично измерению Присоединения.

Каждый из них касался и феноменов, принадлежащих двум другим измерениям. Различия между ними могут быть поняты через освещение того, что каждый из них видел одно измерение как центральное: Фрейд — Открытость, Адлер — Контроль, Юнг — Присоединение.

Я И ПРИРОДА

Я делаю предположение, имеющее как самостоятельную ценность, так и позволяющее распространить теорию на большие субстанции, такие как природа, способом аналогичным тому, как она была распространена на меньшие субстанции, такие как тело.

Давайте предположим, что в наших отношениях с природой действуют те же измерения, посредством которых мы соотносимся друг с другом. В таком случае, как же мы соотносимся с природой в сферах Присоединения, Контроля и Открытости?

• Присоединение охватывает вопросы моего фундаментального отношения к природе. Хочу ли я быть включенным в природу? Хочу ли я жить или умереть? Какова моя роль в природе? Просто ли я песчинка в Универсуме, или же я един с Космосом? Каково мое значение, моя важность, мои обязательства в жизни? Насколько ценно для. меня пребывание в мире природы? Институты, которые мы создали для изучения этих вопросов, мы называем мистицизмом и религией.

• Мои отношения с природой в сфере Контроля определяют мое влияние на силы природы и мою зависимость от природного мира, определяющую мое выживание. Я строю жилище для защиты от непогоды и изобретаю способы изменить природу; добываю ископаемые из недр, чтобы обеспечить себя светом, теплом и пищей. Для того чтобы преуспеть в этом, я должен понимать природу, научиться преодолевать разнообразные трудности, и использовать природные ресурсы. Институты, созданные для решения этих вопросов, мы называем наукой и инженерным искусством.

 • Свободное выражение моих чувств, связанных с природой, требует очень личного выражения единства и гармонии /или противоположного/, с феноменами природы. Иногда это прямое выражение, как в случае когда архитектор старается создать свои конструкции в гармонии с окружающим ландшафтом, или когда художник рисует пейзаж, или когда природные материалы в руках скульптора приобретают уникальную форму. Это отношения один-на-один, как интерперсональный аспект Открытости, в отличие от науки, результаты которой кумулятивны. Это индивидуальное самовыражение мы институализируем как искусство.

 Институты, созданные нами для выражения наших отношений с природой в сферах Присоединения, Контроля и Открытости есть, соответственно, Религия, Наука и Искусство.

 

Я И ВЫ

 Рассматривая социальные модели, которые мы создали для того, чтобы регулировать взаимоотношения друг с другом в сферах Присоединения, Контроля и Открытости, мы придем к социальным институтам, созданным для решения этих вопросов.

• Институты присоединения наименее ясны. Институты, которые позволяют нам избегать одиночества, быть в обществе друг друга, контактировать — это такие братские организации как партии, общества и группы встреч. Такие организации как Elks и Rotary, часто существуют долгое время без определенной цели. Ehrincu. например, существовала несколько десятилетий до того, как члены организации решили, что их функцией, как группы, будет помощь больницам. Это показывает, что группа выбирает внешнюю деятельность как оправдание существования, позволяя, таким образом, удовлетворять свое первоначальное желание быть вместе.

• Социальные институты, регулирующие наши взаимоотношения в сфере контроля, гораздо более разработаны. Политика, экономика, военное дело, являются институтами, связанными с применением л распределением власти б легальной, финансовой и военных областях. Удивительно, нисколько более многочисленны и развиты наши институты, связанные с контролем, чем те, которые имеют отношение и. Присоединению.

• Социальные институты, которые мы создали для регулирования, отношений Открытости и любви относятся, в основном, к институту супружества. Супружество регулируется детально разработанной цепью конвенции, определяющих способы выражения отношений близости. Из-за явной неадекватности этой единственной модели всем существующим возможностям, неизбежно возникли альтернативы супружеству, и этот институт переживает трудные времена. Ситуация обостряется законом, который признает лишь один способ выражения близости легальным и социально приемлемым — гетеросексуальное супружество длящееся всю жизнь, которое трудно изменить. Наше общество только в начале принятия гомосексуальных привязанностей, серии женитьб или замужеств, сожительства вне супружества и других, часто практикуемых, но социально неодобряемых форм.

Суммируя: наша культура создала ряд организаций и обществ соотнесенных с Присоединением, экономику, политику и военное дело, как соотнесенные с Контролем и супружество для Открытости. Менее развиты социальные модели, соотносящиеся с Открытостью и Присоединением. Это показывает наше место и определяет нашу цивилизацию, а также те институты, которые должны возникнуть, как удовлетворяющие основным измерениям человека.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Присоединение, контроль и открытость также создают рамку, позволяющую понять методы принятия группового решения. В современных организациях практикуется несколько методов принятия решений: авторитарный, большинством голосов, патисипативний и консенсус, — пожалуй; наиболее известны. Три измерения позволяют точно описать метод, выходящий за пределы консенсуса — конкордантный метод. Определения каждого из измерений как критерия принятия решения дает рамку для понимания соотношения всех способов принятия группового решения.

Критерий присоедииения. Те, кто обладает наибольшей информацией и те, на кого принимаемое решение более всего влияет, образуют команду, принимающую решение.

Критерий контроля. Все члены команды имеют право вето.

Критерий открытости. Все члены команды открыто выражают свои мысли и чувства.

Конкордантное принятие решения удовлетворяет всем этим трем критериям, Остальные методы могут определяться череп наличие или отсутствие этих критериев. В таблице внизу описаны эти методы. "Нет" означает, что данный метод принятия решения не включает критерия Контроля или Присоединения или Открытости.

   

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

 

"Нет" ПрисоединениеПрисоединение

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

"нет” Контроль

"нет" ОткрытостиАвторитарныйпсевдодемократический

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

"нет" Контроль

ОткрытостьИндивидуальный,лоббирующий Патисипативный

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Контроль

"Нет" ОткрытостиПсевдосовременныйКонсенус

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Контроль

открытостьПатерналистскийКонкордантность

 -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

Эта рамка дает удобный способ сравнения и рассмотрения различных возможностей принятия решения. Более детально этот подход к принятию решений рассмотрен в "Конкордантное принятие решений". Табл ща на следующей странице резюмирует разнообразные проявления Присоединения, Открытости и Контроля. Чтение сверху вниз позволяет понять каждое измерение более объемно, уловить "аромат".

 

FIRO  теория Фундаментальных Ориентаций в Межличностных Отношениях



Просмотров: 505
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Чувство вины и комплекс неудачницы: "Я хорошая, если у меня все плохо"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • "Узнаешь ли ты меня, если меня подменят киборгом?" О любви и сомнении
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Если все холостые мужчины кажутся "козлами" и с ними ничего общего иметь не хочется. Как быть?
  • Тест "Почему у меня нет того, что я хочу"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда аргумент "вы меня довели" перестает быть оправданием
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Мама, куда ты меня тащишь? или Не хочу быть отличницей!"
  • "Хочу чтобы она меня любила"... или основная потребность мужчины
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Конфликт между "Хочу" и "могу"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Если бы я была другой, меня бы любили". Терапевтический рассказ.
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь