Первый класс: не проспать звонок

Не так давно прозвенел первый звонок для первоклассников. Волнение этого торжественного дня позади, но расслабляться рано, потому что впереди ребенка ожидают не менее важные будни. Речь идет об адаптации к новым условиям. Тому, как родители могут помочь  своему первокласснику и почему важно не прослушать тревожные звоночки,  посвящена эта статья.

Поход ребенка в школу это серьезное изменение его жизни. По сути, он попадает в новую среду со своими нормами и правилами, населенную новыми людьми. Ему приходится учиться эти нормы и правила узнавать, соблюдать и выстраивать отношения с учителем и одноклассниками. 

То, как адаптируется ребенок к школе, в значительной степени зависит от его готовности к обучению. Существует масса литературы на эту тему. Условно  готовностьможно разделить на две части: одна интеллектуальная ,вторая - психологическая.

В первом случае важно, достаточно ли у ребенка развиты память, внимание, мышление, воображение, речь, для того чтобы начать обучение. Во втором - желание быть школьником, умение контактировать со взрослыми и детьми,  соблюдать правила, переносить критику.

Чем большими качествами из этого списка ребенок обладает в достаточной степени, тем легче ему будет адаптироваться к новой обстановке. Если же готовность низкая, то и адаптация может затянуться и быть тяжелой.

Вся жизнь ребенка до школы в различных аспектах воспитывает необходимые качества для обучения. Например, социальные навыки тренируются  в детском саду или  в песочнице. Интеллектуальные - во время игры или на развивающих занятиях. Многие родители уделяют большое внимание интеллектуальному развитию ребенка в раннем возрасте, а вот значение психологической готовности к школе недооценивают. Она, между прочим, неразрывно связана с интеллектуальной и имеет большое влияние на последнюю.

 

Аня 7 лет, пошла в первый класс с отличной  подготовкой. Она умела читать, считать и писать, хорошо воспринимала материал. Но вскоре после начала обучения, стала грустной и напряженной, ослабленной, начала часто болеть, да и успеваемость ее была не слишком высокой.

Выяснилось, что Аня делает уроки по 4-5 часов. Она не может допустить малейшей ошибки в тетради. Если она делает помарку, то просит маму вырвать лист из тетрадки и начинает переписывать домашнее задание заново.

Такой подход к выполнению домашней работы каждый день сильно выматывает девочку, она не успевает отдыхать, гулять и общаться с друзьями. В итоге она приходит на уроки в школу уставшей, ее внимание и остальные интеллектуальные функции снижаются. Она действительно совершает ошибки, за которые сильно ругает себя. А первопричиной такого положения дел явилось отсутствие эмоциональной готовности девочки.

 

Психоаналитики отмечают, что к возрасту 6-7 лет все ранние эмоциональные конфликты и кризисы должны быть завершены. Если все происходит нормально, то в этом возрасте поведение детей выравнивается, легко поддается воспитанию и обучению. Что очень даже способствует хорошей адаптации в школе. Но бывает, у ребенка остаются неразрешенные эмоциональные конфликты. В таком случае он приносит их с собой в школу, что влияет на его поведение и способность к обучению.

У детей, которые не разрешили конфликт отделения от матери, может возникнуть сильная привязанность к учительнице и нежелание делить ее с кем-либо другим. Требование от нее повышенного внимания. Или наоборот, невозможность принять позицию учительницы, недоверие ей. И желание оставаться дома с мамой.

Дети, для которых характерно застревание на стадии выработки самоконтроля и саморегуляции, стремятся быть идеальными и безупречными, не дают себе права на ошибку (случай с Аней). Очень скованы в своих проявлениях. Или наоборот неряшливы, не могут соблюдать правила и порядок. Не в состоянии следить за своей учебой самостоятельно. Могут быть агрессивными, импульсивными и беспокойными.

Если ребенок несет в себе груз неразрешенных отношений с братьями и сестрами, то и в классе ему будет трудно наладить отношения со сверстниками. Он будет бороться за внимание учителя. Или наоборот, избегать вопросов, связанных с конкуренцией, и бояться быть первым (отличником). 

Для успешной адаптации в первом классе ребенок должен обладать  способностью откладывать  удовлетворение своих желаний на необходимое время. Ведь если ему захочется встать и выйти или поесть во время урока, то он должен терпеть. И таких «нет» и «нельзя» в школе множество. И это первое, чему придется научиться школьнику.

Если в душе ребенка бушуют страсти, то ему очень трудно накапливать знания и обучаться новому. Вся его энергия уходит на проработку актуальных эмоций. Отсюда и возникает дезадаптация, отставание в процессе обучения.

Признаки дезадаптации: агрессивность или заторможенность, апатия, плаксивость, грусть; нежелание идти в школу, не успевание по основным предметам, нарушение дисциплины, конфликты с учителями и одноклассниками.

В норме период адаптации длится от двух месяцев до полугода. Если проблемы у ребенка затянулись, то лучше всего обратиться за консультацией к школьному или детскому психологу.

 

Как самостоятельно помочь ребенку.

Во-первых, очень важна эмоциональная поддержка родителей. Разъясните ребенку как вы видите, что с ним происходит. Например: «Тебе сейчас непросто, так как приходится привыкать к новой обстановке. И ты чувствуешь себя растерянным, тебе грустно, тяжело, приходится много работать на уроках и дома. Но так будет не всегда, когда ты привыкнешь, тебе будет гораздо легче и ты увидишь, что в школе есть много плюсов. Новые друзья, например». Детям очень важно называть их чувства, тогда уровень тревожности снижается. Можно рассказать о своих переживаниях в детстве, когда вы пошли в школу или когда устраивались на новую работу.

Во-вторых, важна помощь в подготовке уроков. Необходимо организовать режим дня так, чтобы у ребенка было время для отдыха после школы. Рекомендуется делать уроки с перерывами. Проясните для себя, какое время ребенок может сосредоточенно заниматься и через этот промежуток делать перерыв. Если он может сохранять внимание в течение пятнадцати минут, а дальше выключается, значит, надо делать перерыв через каждые пятнадцать минут. Но и перерывы должны быть четко регламентированы по времени. Задача родителя следить за соблюдением выбранного режима.

И, наконец, самое важное. Работайте со своими чувствами. Не возлагайте на детей  высоких ожиданий. Часто бывает, когда ребенок не справляется, у родителей возникает злость, потому что он не соответствует их ожиданиям. Или чувство неполноценности, что они не смогли воспитать идеального, умного, послушного ребенка. Родители начинают давить на детей, ругать их, а это еще больше осложняет им жизнь в период адаптации.

 

Сапегина Диана

детский психоаналитик



Просмотров: 303
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Справка о готовности ребенка к обучению в школе
  • Как подготовить ребенка к школе и пережить период адаптации
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации. Заключение.
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Ошибки родителей при адаптации ребенка к детскому саду
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Тебе очень повезет, если тебе будет плохо!
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • А если ребенку будет скучно в первом классе?
  • Если Вашего ребенка травят в школе...
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Что делать, когда возникают трудности в адаптации у ребенка
  • Что делать, если у ребенка в классе нет друзей?
  • Готовимся к школе. Развиваем зрительное ВНИМАНИЕ ребенка.
  • Готовимся к школе. Развиваем слуховое ВНИМАНИЕ ребенка .
  • « Ваш ребенок идет в первый класс. Чем может помочь психолог».
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Хорошая ли у него память?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь