Общение с «трудным» ребенком. С чего начать?

                                     

                                      С чего начать общение с трудным  ребенком? 

                      Общение с трудным ребенком С чего начать

Сценарий группового занятия для педагогов (с небольшими изменениями можно использовать и для родителей).

Мы живем в мире, полном разнообразия. В том числе, и  разнообразия личностей,  особенностей детского развития, и поведенческих проявлений.  На словах большинство достаточно  толерантно к детям, не таким, как все,  и - за инклюзию, интеграцию, общество равных возможностей.  А на деле?  Оказывается, это очень трудно, когда ты являешься непосредственным участником событий и взаимодействия с ребенком, у которого есть определенные проблемы.…. А ведь ребенка, у которого есть трудности в обучении, поведении, развитии, общении  нужно  учить,  воспитывать….и порой больше, чем его беспроблемных сверстников!  Я абсолютно уверена в том, что именно взрослый (учитель, воспитатель, родитель), потому что он умнее и опытнее,  делает первый шаг по пути к диалогу и взаимодействию  с проблемным ребенком. И  начинается этот путь с принятия того, что мы имеем в реальности, принятия как данности. А уже на этой основе  можно ждать и изменений!

Цель занятия: повысить коммуникативную компетентность на основе развития уровня  принятия  индивидуальных особенностей  ребенка и своей собственной личности.

  1. Вводная часть. Беседа о причинах возникновения трудностей в общении с различными категориями детей   и путях из преодоления.

В качестве возможных причин выделяются: недостаточная осведомленность об индивидуальных особенностях ребенка; недостаточное умение слушать, слышать и понимать партнера, проблемы с  построением собственного высказывания,  а также недостаточный уровень толерантности и принятия проблемного ребенка. Это часто приводит к  завышенному уровню ожиданий от ребенка, чрезмерным требованиям, неумению видеть небольшой промежуточный результат и пусть незначительную, но положительную динамику. В свою очередь, эти факторы  вызывают чувство раздражения, повышают тревогу за педагогический результат, снижают мотивацию и удовлетворенность от работы (с обеих сторон) и  создает дополнительные барьеры в общении.

 

2.Основная часть.

2.1.Представление участников и разминка:

-  Назовите свое имя и черту характера или какое-то свое качество, начинающееся на первую букву имени.

- Второй круг. Назовите свое имя и изобразите какой-либо жест, характеризующий Вас. Группа повторяет имя и жест.

-  Вспоминаем личностные качества каждого, которые были названы в первом круге.

 

2.2. Беседа. Принятие ребенка как основа позитивной педагогики.

Подчеркиваем важность принятия любого ребенка педагогом и родителем, как основополагающего условия для последующего эффективного общения и взаимодействия.

Различные определения понятия «принятие».

Принимать – это признавать то, что есть, признавать без условий и без оценок. Принятие – это  разрешение  чему-то (кому-то) быть таким, каким оно (он, она) и является в реальности.

Вопросы для обсуждения:

Как вы понимаете принятие, чем отличается принятие от любви, уважения, сочувствия, жалости?

Достаточно ли для создания нормальной рабочей атмосферы просто принятия?

Почему иногда сильная эмоциональная включенность в ситуацию мешает оказанию эффективной помощи, достижению оптимального результата?

Как вербально и невербально проявляется принятие?

Как ребенок может почувствовать, что его принимают?

 

2.3. Работа над повышением уровня принятия конкретного ребенка.

2.3.1.Участники делятся на мини-группы. Если участников немного, то можно провести индивидуально.

2.3.2. Участники в минигруппе делятся своим опытом, вспоминают, договариваются и выбирают одного из своих реальных знакомых детей, который доставляет максимальное количество проблем в школе и дома,  и работа с которым не приносит достаточного удовлетворения. Ребенку обязательно присваивается вымышленное имя!

Каждый из  группы на листочке записывает,  что не нравится в данном ребенке. Отдельно фиксируются чувства, которые вызывает поведение ребенка (можно раздать предварительно подготовленные списки основных эмоций).  Силу проявления конкретных эмоций можно выразить в процентах от максимально возможной.

                             

Пример.  Вася.  Лжет, легко обещает, но не выполняет, грубит, уходит от контактов.

Мои чувства при этом: злость – 70%,  безысходность - 60%,  тревога – 60%.

2.3.3. Представитель каждой группы зачитывает один из примеров.

Остальные выступают в роли «адвокатов» - объясняют возможные причины возникновения негативных черт характера  и поведения ребенка и придумывают оправдание нежелательным проявлениям.

Пример. Возможно, ложь от слишком жестких требований дома; грубость и уход от контактов как следствие недоверия взрослым; легкость обещаний как способ избежать долгих и нудных нотаций.

2.3.4. По своему примеру  участники записывают, чему учит их самих общение с данным ребенком, какие собственные  черты  это позволяет развить и совершенствовать. Мысленно благодарят за это  ребенка.

Пример. Общение с Васей развивает мою настойчивость, терпение, умение прощать, проницательность, стрессоустойчивость. Мысленно: Василий, спасибо, без тебя я была бы менее мудрой и опытной.

2.3.5. Вспоминают и записывают 5 (или хотя бы 3!) положительные качества данного  ребенка.

Пример. Василий обаятелен, высок, физически крепок, с развитым воображением, оберегает свой внутренний мир.

2.3.6. После этого можно вернуться к рассмотрению вызываемых чувств, может быть, сила негативных эмоций по отношению к данному ребенку ослабела? Силу негативных эмоций также  выражают  в процентах от максимально возможной.

Пример: сейчас  злость – 20%,  безысходность - 20%,  тревога – 40%. Появилась надежда на улучшение ситуации, стало больше уверенности.

В завершение этой работы участники рассказывают о своих результатах, делятся впечатлениями, что было трудно, что интересно.

Как правило, острота негативных чувств к ребенку после такой работы существенно снижается.

2.4. Развитие у педагогов навыков самопринятия.

Информация  о некоторых  характерологических особенностях, свойственных многим людям, выбирающих профессию педагога (повышенная тревожность, неустойчивая самооценка, тенденция к альтруизму), о профессиональной деформации (тенденция к авторитарности, перфекционизм, стремление поучать и переделывать других) и о необходимости первоначального принятия педагогом собственной личности.

 2.5. Продолжение процесса самопознания.

Процесс самопринятия начинается с актуализации «самоценности», когда человек задается вопросами: «Каков Я?», «Что есть Я?»  Следует отметить, что если участники – члены одного коллектива и тесно общаются ежедневно между собой, лучше касаться только профессиональных качеств, не  затрагивая глубоко личностных.

Упражнение. «Все, некоторые, только я». 

Участники пишут на  3-х листочках бумаги по одному качеству личности, которое:

  • по их мнению, присуще всем присутствующим педагогам. После этого желающие зачитывают свои варианты, и следует обсуждение;
  • только некоторым из них. После этого можно объединиться в группы по данному качеству и уже с этой точки зрения взглянуть на своих коллег;
  • свое уникальное качество. После чего первый участник называет свое качество и говорит, что может им поделиться.  «Я - Лена,  могу поделиться своим  чувством юмора». Второй участник, кого интересует это качество, говорит: « Я - Ольга,  беру у тебя немного чувства юмора, спасибо!  А я могу поделиться своей организованностью» и т.д. Ведущий следит за тем, чтобы все названные качества были востребованы, при необходимости сам включается в цепочку. Это упражнение завершается примерными  словами:  «Мы  не идеальны, но у нас есть много хорошего и у каждого есть то, что мы можем ценить в себе и чем мы можем делиться с окружающими  нас людьми»  
  • Рефлексия и прощание.

Это тренинговое занятие апробировано в различных педагогических  коллективах и неоднократно проводилось с небольших группах родителей. Оно может быть использовано как самостоятельно, так и  для начала коммуникативных  тренингов, тренинга педагогического общения, повышения стрессоустойчивости педагогов, профилактике конфликтности.

 

Использованная литература.

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?- М., 2008
  2. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем. Хрестоматия по педагогической психологии.- М., 1995
  3. Хазанова М.А. Феномен самопринятия в психотерапевтическом консультировании. Журнал «Вопросы психологии», 1993, №2
  4. Хухлаева О.В. Давайте учиться не гореть. Журнал «Школьный психолог», 2006, №2


Просмотров: 366
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Принятие начинается с принятия себя
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Воспитание ребенка: баланс требовательности и принятия
  • Принимай меня таким, какой я есть или сила женского принятия, на примере фильма «Он Дракон»
  • Есть ли жизнь после рождения ребенка?
  • Есть ли жизнь после рождения ребенка?
  • Есть ли жизнь после суицида ребенка?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Что делать, если плохо на душе. 5 ступеней принятия негативных событий
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Познание и принятие разных сторон своей личности: история одного занятия
  • Опыт принятия и принятие себя
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Эмоциональная поддержка и принятие ребенка: еще раз о главном
  • Мультфильм "Кунг-фу панда" как метафора принятия отверженного внутреннего ребенка
  • Как сформировать уверенность у своего ребенка. Часть 1. Условное принятие.
  • Какую помощь может оказать папа после рождения ребенка
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Как избежать ссор после рождения ребенка.Инструкция для родителей.
  • Учимся общаться. Как пирамида логических уровней может помочь родителю в общении со своим ребенком.
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Качества личности ребенка
  • Общение ребенка и взрослого. Первый год жизни
  • Какие устаревшие советы по приучению ребенка к горшку можно игнорировать
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Переживание чувства утраты родителями после каминг-аута их ребенка
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • Часть 1. Травля ребенка в школе: обычное дело или болезнь группы?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь