|
Общение с «трудным» ребенком. С чего начать?Автор статьи: Жукова Ирина Валерьевна
С чего начать общение с трудным ребенком?
Сценарий группового занятия для педагогов (с небольшими изменениями можно использовать и для родителей). Мы живем в мире, полном разнообразия. В том числе, и разнообразия личностей, особенностей детского развития, и поведенческих проявлений. На словах большинство достаточно толерантно к детям, не таким, как все, и - за инклюзию, интеграцию, общество равных возможностей. А на деле? Оказывается, это очень трудно, когда ты являешься непосредственным участником событий и взаимодействия с ребенком, у которого есть определенные проблемы.…. А ведь ребенка, у которого есть трудности в обучении, поведении, развитии, общении нужно учить, воспитывать….и порой больше, чем его беспроблемных сверстников! Я абсолютно уверена в том, что именно взрослый (учитель, воспитатель, родитель), потому что он умнее и опытнее, делает первый шаг по пути к диалогу и взаимодействию с проблемным ребенком. И начинается этот путь с принятия того, что мы имеем в реальности, принятия как данности. А уже на этой основе можно ждать и изменений! Цель занятия: повысить коммуникативную компетентность на основе развития уровня принятия индивидуальных особенностей ребенка и своей собственной личности.
В качестве возможных причин выделяются: недостаточная осведомленность об индивидуальных особенностях ребенка; недостаточное умение слушать, слышать и понимать партнера, проблемы с построением собственного высказывания, а также недостаточный уровень толерантности и принятия проблемного ребенка. Это часто приводит к завышенному уровню ожиданий от ребенка, чрезмерным требованиям, неумению видеть небольшой промежуточный результат и пусть незначительную, но положительную динамику. В свою очередь, эти факторы вызывают чувство раздражения, повышают тревогу за педагогический результат, снижают мотивацию и удовлетворенность от работы (с обеих сторон) и создает дополнительные барьеры в общении.
2.Основная часть. 2.1.Представление участников и разминка: - Назовите свое имя и черту характера или какое-то свое качество, начинающееся на первую букву имени. - Второй круг. Назовите свое имя и изобразите какой-либо жест, характеризующий Вас. Группа повторяет имя и жест. - Вспоминаем личностные качества каждого, которые были названы в первом круге.
2.2. Беседа. Принятие ребенка как основа позитивной педагогики. Подчеркиваем важность принятия любого ребенка педагогом и родителем, как основополагающего условия для последующего эффективного общения и взаимодействия. Различные определения понятия «принятие». Принимать – это признавать то, что есть, признавать без условий и без оценок. Принятие – это разрешение чему-то (кому-то) быть таким, каким оно (он, она) и является в реальности. Вопросы для обсуждения: Как вы понимаете принятие, чем отличается принятие от любви, уважения, сочувствия, жалости? Достаточно ли для создания нормальной рабочей атмосферы просто принятия? Почему иногда сильная эмоциональная включенность в ситуацию мешает оказанию эффективной помощи, достижению оптимального результата? Как вербально и невербально проявляется принятие? Как ребенок может почувствовать, что его принимают?
2.3. Работа над повышением уровня принятия конкретного ребенка. 2.3.1.Участники делятся на мини-группы. Если участников немного, то можно провести индивидуально. 2.3.2. Участники в минигруппе делятся своим опытом, вспоминают, договариваются и выбирают одного из своих реальных знакомых детей, который доставляет максимальное количество проблем в школе и дома, и работа с которым не приносит достаточного удовлетворения. Ребенку обязательно присваивается вымышленное имя! Каждый из группы на листочке записывает, что не нравится в данном ребенке. Отдельно фиксируются чувства, которые вызывает поведение ребенка (можно раздать предварительно подготовленные списки основных эмоций). Силу проявления конкретных эмоций можно выразить в процентах от максимально возможной.
Пример. Вася. Лжет, легко обещает, но не выполняет, грубит, уходит от контактов. Мои чувства при этом: злость – 70%, безысходность - 60%, тревога – 60%. 2.3.3. Представитель каждой группы зачитывает один из примеров. Остальные выступают в роли «адвокатов» - объясняют возможные причины возникновения негативных черт характера и поведения ребенка и придумывают оправдание нежелательным проявлениям. Пример. Возможно, ложь от слишком жестких требований дома; грубость и уход от контактов как следствие недоверия взрослым; легкость обещаний как способ избежать долгих и нудных нотаций. 2.3.4. По своему примеру участники записывают, чему учит их самих общение с данным ребенком, какие собственные черты это позволяет развить и совершенствовать. Мысленно благодарят за это ребенка. Пример. Общение с Васей развивает мою настойчивость, терпение, умение прощать, проницательность, стрессоустойчивость. Мысленно: Василий, спасибо, без тебя я была бы менее мудрой и опытной. 2.3.5. Вспоминают и записывают 5 (или хотя бы 3!) положительные качества данного ребенка. Пример. Василий обаятелен, высок, физически крепок, с развитым воображением, оберегает свой внутренний мир. 2.3.6. После этого можно вернуться к рассмотрению вызываемых чувств, может быть, сила негативных эмоций по отношению к данному ребенку ослабела? Силу негативных эмоций также выражают в процентах от максимально возможной. Пример: сейчас злость – 20%, безысходность - 20%, тревога – 40%. Появилась надежда на улучшение ситуации, стало больше уверенности. В завершение этой работы участники рассказывают о своих результатах, делятся впечатлениями, что было трудно, что интересно. Как правило, острота негативных чувств к ребенку после такой работы существенно снижается. 2.4. Развитие у педагогов навыков самопринятия. Информация о некоторых характерологических особенностях, свойственных многим людям, выбирающих профессию педагога (повышенная тревожность, неустойчивая самооценка, тенденция к альтруизму), о профессиональной деформации (тенденция к авторитарности, перфекционизм, стремление поучать и переделывать других) и о необходимости первоначального принятия педагогом собственной личности. 2.5. Продолжение процесса самопознания. Процесс самопринятия начинается с актуализации «самоценности», когда человек задается вопросами: «Каков Я?», «Что есть Я?» Следует отметить, что если участники – члены одного коллектива и тесно общаются ежедневно между собой, лучше касаться только профессиональных качеств, не затрагивая глубоко личностных. Упражнение. «Все, некоторые, только я». Участники пишут на 3-х листочках бумаги по одному качеству личности, которое:
Это тренинговое занятие апробировано в различных педагогических коллективах и неоднократно проводилось с небольших группах родителей. Оно может быть использовано как самостоятельно, так и для начала коммуникативных тренингов, тренинга педагогического общения, повышения стрессоустойчивости педагогов, профилактике конфликтности.
Использованная литература.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|