|
Как сформировать уверенность у своего ребенка. Часть 1. Условное принятие.Автор статьи: Харченко Иван Евгеньевич
Привет! Этот пост посвящается родителям. Если вы хотите воспитать своего ребенка уверенным в себе и избежать нанесения ему серьезных психологических травм в процессе воспитания, тогда этот материал вам поможет. Уверенность в себе — это состояние, которое формируется в процессе всей жизни человека. По сути, уверенность в себе = самооценка. Фундамент самооценки формируется в возрасте до 14 лет. Так как маленький ребенок еще не имеет представления о себе и не может логически осознать свою ценность в окружающем мире, он делает это через обратную связь от родителей и социального окружения (при этом в возрасте до 12 лет соотношение влияния таково: 80% — родители, 20% — социум). Поэтому отношение родителей при воспитании ребенка — главное, от чего зависит, будет ребенок уверен в себе или нет. Тех родителей, которые убеждены, что их чадо «пошло в бабушку», «в дедушку», которые воспринимают черты характера своих детей как нечто независимое от их влияния и воспитания, я могу однозначно уверить, что это не так. Безусловно, генетика имеет важное значение в определении характера человека, но ее влияние по отношению к методам воспитания ничтожно мало. Поэтому заменять генетикой нежелание осознавать родительского влияния на ребенка будет в корне неправильным. На формирование низкой самооценки и психологической травмы влияют пять ключевых родительских неадаптивных стратегий:
3 и 4. СВЕРХОПЕКА И ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Они могут использоваться как по отдельности, так и все вместе, и также могут быть сильно или слабо выражены. Чаще всего наблюдается 3-5 стратегий одновременно. УСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ — стратегия, при которой родитель принимает личность своего ребенка не абсолютно, а в зависимости от его действий или системы взглядов. Отдельные поступки и убеждения ребенка, конечно, могут не приниматься родителем, но отношение к личности в целом (ребенка важно принимать при любых обстоятельствах) — это важнейший компонент здоровой самооценки. Например, ребенок что-то натворил (разбил, сломал, ударил), и это, конечно, родителям может не понравиться, поэтому они поговорят со своим ребенком, но важно, чтобы в диалоге они донесли до него, что им не понравилась его модель поведения, что они расстроены, и обсудили с ним, чем его поступок невыгоден. Но при этом не задевая его личности («ты глупый», «у тебя руки не из того места», «в кого ты такой уродился» и т. д.) и не обесценивая ее. Если родители «играют» своим принятием или непринятием к личности ребенка в зависимости от своих потребностей — это смерть для здоровой самооценки и уверенности. Такие «игры» — и есть начало неврозов, истерий, нарциссических и других расстройств. Например, родители хотят, чтобы их ребенок играл на музыкальном инструменте (играл в футбол, занимался плаванием, учился только на пятерки и др.), но у него нет к этому особых интереса и желания. Родители могут начать на него обижаться и меньше с ним общаться, когда он не ходит в музыкальную школу, и радоваться и восторгаться, когда ходит. Так как для ребенка безусловное принятие его личности — это базовая потребность, он не может вынести отторжения и насаживается на этот «крючок», при этом делая вывод, что его принимают только тогда, когда он делает что-то хорошо, и не принимают, когда делает «не так, как нужно». К сожалению, такая формула может даже оказаться эффективной, и ребенок достигнет определенных результатов в выбранной родителем для него деятельности, но эта «игра» с условным принятием, скорее всего, даст свои побочные эффекты через 10-15 лет, когда ребенок «вернет» родителю его «старания и вложения» в виде агрессии или депривации. Разбор оставшихся стратегий будет в новых постах. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|