Компьютерная психологическая диагностика

Компьютерная психологическая диагностика.

Термин "Компьютерная Психологическая Диагностика" требует уточнения. Психологической диагностикой занимается не компьютер, а психолог. Применение компьютерных технологий в данной сфере деятельности это не более, чем создание эффективных виртуальных продолжений профессиональных знаний, опыта и способностей дипломированного психолога. И именно психолог несет всю нравственную и юридическую ответственность за корректное применение результатов тестирования. В нашем исследовании было установлено, что сам факт применения компьютерных версий психодиагностических методик дает незначительные  отличия от стандартного "бумажного" оригинала. Наиболее существенное влияние на точность результатов тестирования оказывают различные социально-психологические феномены, возникающие при проведении тестирования. Психологическое тестирование - это всегда "Субъект - Объект - Ситуация". Личностные особенности психолога, проводящего тестирование, а также его пол, возраст, внешняя привлекательность, коммуникативные способности и др. вносят определенные систематические и строго индивидуальные "поправки" в результирующие показатели тестовых шкал.  Личностные особенности самого клиента и его актуальное психологическое состояние оказывают аналогичное влияние. Следующим фактором является ситуация тестирования. В ситуации "клиента"  и в ситуации "экспертизы"  тестовые показатели некоторых тестовых шкал у одного и того же испытуемого могут быть различными, а в ряде случаев даже сильно искаженными. И, тем не менее, современная тенденция развития компьютерных методов психологической диагностики идет по пути создания технологий максимально игнорирующих и "субъект", и  "объект", и "ситуацию". Основное внимание сосредоточено на применении сложных алгоритмов тестирования и автоматизированной генерации т. н. "непротиворечивых заключений".  "Непротиворечивые заключения"  - это, прежде всего, искусство и профессионализм психолога, а не результат применения формальной логики, которая и составляет основу всех цифровых технологий. Вместо термина "Компьютерная психологическая диагностика" следовало бы использовать термин "Психологическая диагностика и консультирование с применением  компьютерных технологий". А применение компьютерных технологий  выходит за рамки обычной психодиагностики и далеко ею не исчерпывается.

 

Так что же МОЖЕТ современный компьютер применительно к профессиональной деятельности психолога?

 

1. Объем  и хранение базы знаний.

Объемы информации, которые могут хранить современные носители компьютерной памяти, значительно превышают возможности памяти одного психолога. И оперативной и долговременной.

 

2. Разнообразие типов хранимой информации.

Тексты, графические изображения, аудиозаписи, видеофильмы, программы тестирования, математической и статистической обработки результатов исследования, аудио и визуального сопровождения всех процессов психологической диагностики и консультирования. И это "немного" больше, чем просто "бумажная" психодиагностика.

 

3. Точность хранения информации.

Не вызывает сомнения.

Байт в байт.

Контрольная копия гарантирует длительность хранения и возможность быстрого воспроизведения.

 

4. Компактность носителя информации.

Один пример: USB Flash RAM.

Размер:  меньше коробки спичек.

Объем информации: персональная научная библиотека по специальности.

Всегда с собой.

Компьютер в каждом учреждении и практически в каждом доме.

 

5. Скорость обработки и поиска  информации.

Технический прогресс в области создания компьютерного "железа", а также в сфере разработки программного обеспечения идет такими темпами, что производительность цифровых методов обработки информации превышает возможности не только одного психолога, но целого коллектива специалистов.

 

6. Мобильность.

Если USB Flash RAM с персональной базой знаний всегда с собой, то приступить к работе на новом рабочем месте и в другом городе можно практически сразу же после включения компьютера.

 

7. Новые технологии психологической диагностики.

Пример: технология преодоления т.н. "психологической защиты".

Компьютерное тестирование - это процедура обследования, а не заполнение "бумажного" бланка тестирования.

Т. н. "шкала достоверности" в компьютерном варианте - это предупреждающая, "обучающая" и диагностическая процедура. Если критическое значение по этой шкале в процессе тестирования превышает допустимое, компьютерная программа может вернуть   обследуемого к первому пункту вопросника и предупредить о необходимости быть более искренним. Количество подобных повторов имеет не только диагностическое значение, но и меняет весь ход психологической диагностики.

Другой пример.

Компьютерная программа в автоматическом режиме может фиксировать время ответа (вплоть до миллисекунд) на каждый пункт тестового опросника и вычислять среднее время реакции по каждой айт-теме (шкале многофакторной методики). Данная информация имеет дополнительное диагностическое значение и не может быть получена в ходе обычного тестирования.

 

8. Новые технологии психологического консультирования.

Психологическая диагностика и психологическое консультирование это две взаимосвязанные стороны одного процесса. Применение компьютерных технологий оказывает психологическое воздействие на эмоциональные состояния, мнения, убеждения и мировоззрение клиента. Предъявление графических изображений результатов тестирования в форме различных графиков и диаграмм, а также текстов интерпретаций, имеющих разное эмоционально-оценочное значение, в зависимости от задачи консультирования имеет особое значение, выходящее за рамки только психодиагностики.

Пример практического применения.

Графическая форма результатов тестирования с помощью компьютерной версии методики "Диагностика алкогольной болезни" позволяет в той или иной степени преодолевать т.н. "алкогольную анозогнозию" и наглядно продемонстрировать клиенту его истинный уровень алкогольных проблем в сравнении с "обычным" клиентом наркологического стационара. С диагностической точки зрения по отношению к клиенту с установленным диагнозом "алкогольная зависимость" применение этой методики не имеет никакого смысла. С точки зрения психологического воздействия имеет. И работает.

Тексты интерпретаций, предназначенные для клиента - это не констатация факта наличия тех или иных эмоциональных состояний, особенностей характера, типа темперамента, отношений с окружающими или патопсихологических отклонений. Это еще и метод психологического воздействия. И каждый такой текст должен быть индивидуальным, хорошо продуманным и основанным на всей имеющейся дополнительной информации о клиенте.

 

9. Новые невербальные методы воздействия.

Хорошо известный факт. Защитная позиция клиента с закидыванием ноги на ногу и со скрещиванием рук на груди на 38% уменьшает восприятие информации и вызывает более критическое отношение к консультанту. Простое предложение психолога пройти психологические тестирование на компьютере снимает эту проблему. Чтобы отвечать на вопросы вербальной тестовой методики необходимо изменить позу и раскрыть руки. И это тоже не психодиагностика. Это метод психологического консультирования. Результат тестирования не всегда имеет значения. Установление контакта с клиентом - имеет.

 

10. Удаленный вариант общения с клиентами и коллегами.

Современные технологии Интернет позволяют не выходя из дома контактировать с другими людьми находящихся в любой точке нашей планеты в режиме реального времени. Ауди и видео вариант такого общения это уже повседневная реальность.

И даже "мини" цифровые технологии - современный сотовый телефон.

 

11. Расширенное понимания психических явлений.

Виртуальные личности, которые существуют в виртуальной реальности в форме конкретной реализации тех или иных цифровых технологий и которые "оживают" только при включении цифровых устройств расширяют классическое понимание психических процессов в пределах одного конкретно взятого физического тела.

 

12. Новые технологии оформления документации.

Представление данных психологического обследования должно иметь респектабельный вид. Заключение психолога может быть "украшением" истории болезни в медицинском учреждении, а может быть "китайской грамотой", написанной неразборчивым почерком с использованием терминов малопонятных самому психологу.

Оформление документации, которая передается клиентам на руки, имеет еще большее значение. Профессионально составленное и красочно оформленное с помощью различных шрифтов, таблиц, диаграмм заключение с обязательными рекомендациями по решению психологических проблем клиента обладает эффектом последействия общения с консультантом. После выхода из кабинета психолога консультирование не заканчивается. Как показывает практика, все документы в течении определенного времени хранятся, изучаются и обсуждаются со знакомыми или родственниками клиента. "Виртуальное" присутствие личности психолога в повседневной жизни клиента - это также метод психологического воздействия.

 

 Заключение...

Один пример графического оформления результатов тестирования. 

 Компьютерная психологическая диагностика

 

 



Просмотров: 433
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Самотерапия" и "Навык осознавания факта" помогут развиваться без психолога.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Судно, на котором я плыву"
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 4. Эпилог - "Евровидение"
  • Чем отличается "коучинг" от "психологического консультирования"?
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Хроники школьного психолога" Тест- мотив "Горная вершина"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Прекрасный пруд"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Настрой на образ"
  • "Хроники школьного психолога" Техника "Разговор со сменой позиции"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Место покоя"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Большая прогулка"
  • "Хроники школьного психолога" Упражнение "Зубы дареного коня"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • "Хроники школьного психолога" Техника "Несказочные проблемы"
  • О важности "разговоров в кабинете у психолога" или "вербальное отторжение "



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь