|
Компьютерная психологическая диагностикаАвтор статьи: Алёхин Виктор Михайловч
Компьютерная психологическая диагностика. Термин "Компьютерная Психологическая Диагностика" требует уточнения. Психологической диагностикой занимается не компьютер, а психолог. Применение компьютерных технологий в данной сфере деятельности это не более, чем создание эффективных виртуальных продолжений профессиональных знаний, опыта и способностей дипломированного психолога. И именно психолог несет всю нравственную и юридическую ответственность за корректное применение результатов тестирования. В нашем исследовании было установлено, что сам факт применения компьютерных версий психодиагностических методик дает незначительные отличия от стандартного "бумажного" оригинала. Наиболее существенное влияние на точность результатов тестирования оказывают различные социально-психологические феномены, возникающие при проведении тестирования. Психологическое тестирование - это всегда "Субъект - Объект - Ситуация". Личностные особенности психолога, проводящего тестирование, а также его пол, возраст, внешняя привлекательность, коммуникативные способности и др. вносят определенные систематические и строго индивидуальные "поправки" в результирующие показатели тестовых шкал. Личностные особенности самого клиента и его актуальное психологическое состояние оказывают аналогичное влияние. Следующим фактором является ситуация тестирования. В ситуации "клиента" и в ситуации "экспертизы" тестовые показатели некоторых тестовых шкал у одного и того же испытуемого могут быть различными, а в ряде случаев даже сильно искаженными. И, тем не менее, современная тенденция развития компьютерных методов психологической диагностики идет по пути создания технологий максимально игнорирующих и "субъект", и "объект", и "ситуацию". Основное внимание сосредоточено на применении сложных алгоритмов тестирования и автоматизированной генерации т. н. "непротиворечивых заключений". "Непротиворечивые заключения" - это, прежде всего, искусство и профессионализм психолога, а не результат применения формальной логики, которая и составляет основу всех цифровых технологий. Вместо термина "Компьютерная психологическая диагностика" следовало бы использовать термин "Психологическая диагностика и консультирование с применением компьютерных технологий". А применение компьютерных технологий выходит за рамки обычной психодиагностики и далеко ею не исчерпывается.
Так что же МОЖЕТ современный компьютер применительно к профессиональной деятельности психолога?
1. Объем и хранение базы знаний. Объемы информации, которые могут хранить современные носители компьютерной памяти, значительно превышают возможности памяти одного психолога. И оперативной и долговременной.
2. Разнообразие типов хранимой информации. Тексты, графические изображения, аудиозаписи, видеофильмы, программы тестирования, математической и статистической обработки результатов исследования, аудио и визуального сопровождения всех процессов психологической диагностики и консультирования. И это "немного" больше, чем просто "бумажная" психодиагностика.
3. Точность хранения информации. Не вызывает сомнения. Байт в байт. Контрольная копия гарантирует длительность хранения и возможность быстрого воспроизведения.
4. Компактность носителя информации. Один пример: USB Flash RAM. Размер: меньше коробки спичек. Объем информации: персональная научная библиотека по специальности. Всегда с собой. Компьютер в каждом учреждении и практически в каждом доме.
5. Скорость обработки и поиска информации. Технический прогресс в области создания компьютерного "железа", а также в сфере разработки программного обеспечения идет такими темпами, что производительность цифровых методов обработки информации превышает возможности не только одного психолога, но целого коллектива специалистов.
6. Мобильность. Если USB Flash RAM с персональной базой знаний всегда с собой, то приступить к работе на новом рабочем месте и в другом городе можно практически сразу же после включения компьютера.
7. Новые технологии психологической диагностики. Пример: технология преодоления т.н. "психологической защиты". Компьютерное тестирование - это процедура обследования, а не заполнение "бумажного" бланка тестирования. Т. н. "шкала достоверности" в компьютерном варианте - это предупреждающая, "обучающая" и диагностическая процедура. Если критическое значение по этой шкале в процессе тестирования превышает допустимое, компьютерная программа может вернуть обследуемого к первому пункту вопросника и предупредить о необходимости быть более искренним. Количество подобных повторов имеет не только диагностическое значение, но и меняет весь ход психологической диагностики. Другой пример. Компьютерная программа в автоматическом режиме может фиксировать время ответа (вплоть до миллисекунд) на каждый пункт тестового опросника и вычислять среднее время реакции по каждой айт-теме (шкале многофакторной методики). Данная информация имеет дополнительное диагностическое значение и не может быть получена в ходе обычного тестирования.
8. Новые технологии психологического консультирования. Психологическая диагностика и психологическое консультирование это две взаимосвязанные стороны одного процесса. Применение компьютерных технологий оказывает психологическое воздействие на эмоциональные состояния, мнения, убеждения и мировоззрение клиента. Предъявление графических изображений результатов тестирования в форме различных графиков и диаграмм, а также текстов интерпретаций, имеющих разное эмоционально-оценочное значение, в зависимости от задачи консультирования имеет особое значение, выходящее за рамки только психодиагностики. Пример практического применения. Графическая форма результатов тестирования с помощью компьютерной версии методики "Диагностика алкогольной болезни" позволяет в той или иной степени преодолевать т.н. "алкогольную анозогнозию" и наглядно продемонстрировать клиенту его истинный уровень алкогольных проблем в сравнении с "обычным" клиентом наркологического стационара. С диагностической точки зрения по отношению к клиенту с установленным диагнозом "алкогольная зависимость" применение этой методики не имеет никакого смысла. С точки зрения психологического воздействия имеет. И работает. Тексты интерпретаций, предназначенные для клиента - это не констатация факта наличия тех или иных эмоциональных состояний, особенностей характера, типа темперамента, отношений с окружающими или патопсихологических отклонений. Это еще и метод психологического воздействия. И каждый такой текст должен быть индивидуальным, хорошо продуманным и основанным на всей имеющейся дополнительной информации о клиенте.
9. Новые невербальные методы воздействия. Хорошо известный факт. Защитная позиция клиента с закидыванием ноги на ногу и со скрещиванием рук на груди на 38% уменьшает восприятие информации и вызывает более критическое отношение к консультанту. Простое предложение психолога пройти психологические тестирование на компьютере снимает эту проблему. Чтобы отвечать на вопросы вербальной тестовой методики необходимо изменить позу и раскрыть руки. И это тоже не психодиагностика. Это метод психологического консультирования. Результат тестирования не всегда имеет значения. Установление контакта с клиентом - имеет.
10. Удаленный вариант общения с клиентами и коллегами. Современные технологии Интернет позволяют не выходя из дома контактировать с другими людьми находящихся в любой точке нашей планеты в режиме реального времени. Ауди и видео вариант такого общения это уже повседневная реальность. И даже "мини" цифровые технологии - современный сотовый телефон.
11. Расширенное понимания психических явлений. Виртуальные личности, которые существуют в виртуальной реальности в форме конкретной реализации тех или иных цифровых технологий и которые "оживают" только при включении цифровых устройств расширяют классическое понимание психических процессов в пределах одного конкретно взятого физического тела.
12. Новые технологии оформления документации. Представление данных психологического обследования должно иметь респектабельный вид. Заключение психолога может быть "украшением" истории болезни в медицинском учреждении, а может быть "китайской грамотой", написанной неразборчивым почерком с использованием терминов малопонятных самому психологу. Оформление документации, которая передается клиентам на руки, имеет еще большее значение. Профессионально составленное и красочно оформленное с помощью различных шрифтов, таблиц, диаграмм заключение с обязательными рекомендациями по решению психологических проблем клиента обладает эффектом последействия общения с консультантом. После выхода из кабинета психолога консультирование не заканчивается. Как показывает практика, все документы в течении определенного времени хранятся, изучаются и обсуждаются со знакомыми или родственниками клиента. "Виртуальное" присутствие личности психолога в повседневной жизни клиента - это также метод психологического воздействия.
Заключение... Один пример графического оформления результатов тестирования.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|