Перенос и контрперенос в группах при лечении аддикции

 

Перенос и контрперенос в группах при лечении аддикции

Перенос – это одно из величайших открытий, сделанных Фрейдом. Оно продолжает сохранять свое главенство в психоанализе и психодинамически ориентированной терапии. Практически все терапевтические школы используют перенос. Каждый хорошо обученный терапевт признает важность переноса в терапии. В прошлом многие полагали, что групповая терапия обезвреживает реакции переноса. Считалось, что перенос может существовать только за счет свободных ассоциаций, а группа является преградой для свободных ассоциаций.

Разумеется, свободные ассоциации присутствуют в группе, и в очень широком объёме. Любой разговор в группе – это ассоциации происходящего в жизни. Это обусловлено более широким спектром трансфертных объектов. Переносы в группе осуществляются как на ведущего, участников, так и на группу в целом.

Перенос в терапевтической группе вездесущ и радикальным образом влияет на природу группового взаимодействия.

Определение переноса

Перенос включает в себя два разных аспекта:

  1. Он является повторением прошлого.
  2. Он не соответствует настоящему.

Если групповой феномен не соответствует этим характеристикам, то вряд ли данный феномен является переносом. К примеру, если участники группы воспринимают ведущего, как грубого и резко критичного, а ведущий и в прям мало эмпатичен и импульсивен, то это – не перенос, а достаточно объективное восприятие участников.

Перенос заставляет других людей казаться тем, кем они не являются. К примеру, если одному из участников группы кажется, что другой участник группы не заботится о чувствах других участников, а другие напротив, считают, что он – заботящийся и внимательный, то очевидней всего это – перенос. Что заставляет участника искажать восприятие другого и игнорировать восприятие других? Перенос.

Психоаналитические теории психопатологии основываются на идее о том, что прошлое искажает настоящее. Прошлые трудности постоянно повторяются, а выздоровление базируется на старых конфликтах и их разрешении таким образом, что их искажающее влияние устраняется.  

Перенос позволяет ведущему в группе взглянуть на прошлое пациента. Перенос – это средство узнавания прошлого путем повторного переживания его в настоящем.

Перенос – это проявление в психотерапевтических отношениях вездесущего искажающего влияния прошлых отношений на настоящее, подкрепленное регрессивными силами. Перенос, как средство интерпретации прошлого, может быть весьма действенным терапевтическим инструментом.

Терапевты, не осторожно обращающиеся с переносом, могут прятаться за его интерпретациями, потому, что им трудно иметь дело с эмоционально-возбуждающим материалом. Отсутствия чуткости к своим реакциям контрпереноса побуждает терапевта приписывать свои качества и искажения клиенту.

Обычно для развития переноса нужно время, но в группах с алко- наркозависимыми перенос проявляется мощно и быстро.

Перенос характерен не только для пациентов, но и для терапевтов, а также ведущего группы-контрперенос. Понятие «контроперенос» используют для того чтобы отличить одно от другого. На деле же они практически неотличимы. Контрперенос – это эмоциональная реакция терапевта на перенос клиента.

Виды переноса в группе

Для более качественного понимания переноса в группе, стоит упомянуть феномен, который ввёл Гарри Стек Салливан – «паратаксическое искажение». Паратаксическое искажение – это наша склонность искажать восприятие других. Подобные искажения ведут к самореализующим пророчествам.

Первичное искажение наркоманов и алкоголиков заключается в том, что людям нельзя доверять. Они упорно выбирают в друзья и любовники таких же, как они сами, заведомо не вызывающих доверие. Вследствие этого, их виденье и восприятие других людей и мира, как нестоящего доверия, постоянно поддерживается. Таким образом, полностью оправдывается тот факт, что они удерживают других людей на расстоянии и никому не доверяют.

Это – игра аддиктов.  Их выигрыш заключается в том, что они не должны подходить достаточно близко ни к одному человеку, которому можно доверять, поскольку их глубинный страх – не оправдать ожиданий, не подойти, оказаться неадекватными и неприемлемыми для другого. Данные искажения могут быть изменены за счет согласованного подтверждения.

Согласованное подтверждение – это когда своё восприятие сравнивается с восприятием группы. Изоляция позволяет сохранять своё искажённое восприятие, утверждая себя. Наркоманы и алкоголики за счёт изоляции убеждаются в своей «нехорошести», и в том, что, если другие узнают какие они на самом деле, то обязательно отвергнут их. Восприятие других, как отвергающих и не вызывающих доверия – это защита, предохраняющая от подлинности их «Я».

Перенос имеет место в любой форме психотерапии, но групповая психотерапия расширяет для него возможности.  

В любой группе существует три вида трансферентных реакций, которые следует различать. 

  • Перенос на ведущего (вертикальный). 
  • Перенос на равных (горизонтальный).
  • Перенос на группу как целое (Символическая мать). 

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС

Данному переносу свойственны конфликты, связанные с властью, зависимостью, успехом и авторитетом. В зависимости от разного индивидуального раннего опыта развития каждого из членов группы, одни ведущего будут воспринимать, как холодного дистантного; вторые – тёплым и поддерживающим; третьи будут яростно защищаться или зависеть от него, ожидая руководства и направления, тогда как другие будут демонстрировать свою независимость.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС

Данный перенос включает в себя все, что связано с ревностью, завистью, сотрудничеством, семплинговым соперничеством. Участники могут напоминать друг другу братьев, сестёр, мужей, жён, любовников. 

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПЕРЕНОС

Здесь группа выступает как символ – «хорошая» и «плохая» мать. Символически «плохая мать» (та, которая не угадывает потребности) может вызвать примитивную ярость и гнев. Это, в свою очередь, очень трудно переносится аддиктами, и может служить причиной ухода из группы. Вот почему важно в начале построить доверительные и безопасные отношения.

Символически «хорошая мать» (та, которая угадывает и удовлетворяет потребности) будет служить вместилищем тревоги членов группы, и обеспечит необходимую поддерживающую среду, позволяющую обратится к своим искажениям переноса и откорректировать их.

ТИПЫ ПЕРЕНОСА В ГРУППЕ

Перенос может проявляться во множестве форм. В групповой терапии проявляются свои уникальные типы переносов. Ведущий группы может стать свидетелем таких типов переноса в групповой психотерапии:

  • Смещённый перенос.
  • Перенос, отыгрываемый во вне.
  • Компульсивное повторение.

 

Смещённый перенос

Теоретики считают, что смещенный перенос чаще всего встречается в терапевтических группах. Его действие заключается в том, что участники группы используют свои истории, как способ смещения собственного сопротивления. Участник может рассказывать про то, как злится на своего отца тогда, как в настоящее время злится на ведущего. Также участники могу перемещать свои трансфертные реакции друг на друга, вместо того, чтобы рискнуть и предъявить их ведущему. Это может выразится в нахождении козла отпущения: группа направляет свою агрессию не на ведущего, а на одного из участников.

Перенос, отыгрываемый во вне

Отыгрывание во вне – это подлинный феномен переноса. Не говоря о своих чувствах, люди непосредственно их разрежают вместо того, чтобы сублимировать. Разозлившись, они пропускают сессию или кричат на ведущего. Кроме того, они могут его идеализировать. Когда приходит неизбежное разочарование, они отыгрывают свой гнев, а не говорят о чувствах разочарованиях и фрустрации.

«Отыгрывание во вне» в действительности является не формой коммуникации, часто используемой аддиктами, а просто формой сопротивления. Также «Отыгрывание во вне» включает в себя не только поведение, но и мышление, переработку информации. Часто члены группы совершают действие по отношению к ведущему, как бы демонстрируя, что хотят, что бы было сделано им, или чего боятся по отношению в свой адрес. Например, они с любовью относятся к ведущему, потому, что хотели бы, чтобы тот с любовью отнесся к ним; или атакуют его, чтобы он не атаковал их.

Алкоголики и наркоманы будут чрезмерно использовать «Отыгрывание во вне» в группе, так как это их – защита и способ взаимодействия.

   Х. Кохут выделяет три характерологических нарциссического переноса, отыгрываемого во вне:

  • Идеализирующий перенос.
  • Зеркальный перенос.
  • Перенос слияния.

Идеализирующий перенос

Происхождение идеализированного переноса обусловлено потребностью маленького ребенка иметь надежные, безопасные отношения с сильным родителем, чтобы чувствовать себя надежно и безопасно. Родитель идеализируется и воспринимается сильнее и могущественнее, чем он есть на самом деле; как средство, которое ограждает ребенка от вторгающихся в его мир страхов, тревог, угроз, исходящих от его окружения.

Идеализация может также принимать форму идеи или идеалов. Детское чувство собственной ценности зачастую связано с идеями о достижении и признании. По мере того, как ребенок растет, это чувство перерастает в зрелую способность гордиться и уважать себя.

Люди, выросшие в окружении, лишившем их идеализированного другого, будут постоянно искать его в своей взрослой жизни. Они будут стремиться к сильным лидерам, благим, праведным делам или к жестким системам верований, которые будут защищать их до той поры, пока они следуют всем правилам.

Поскольку они не позволяют себе видеть других такими, какими те на самом деле являются, то они искажают свое восприятие, стремясь фокусироваться только на силе или иных, достойных восхищения чертах, другого человека. Они не позволяют видеть недостатки тех людей, от которых они зависят. Очень часто заходят так далеко в своей идеализации, только бы не видеть в терапевте человека, не делающего ошибок. За счёт своей склонности идеализировано воспринимать хорошие черты, они совершенно неспособны видеть негативные черты своих избранников.  Такие люди часто выбирают себе в партнёры абсолютно «не то». 

Зеркальный перенос

Если дети в своём периоде эмоционального развития не смогли достаточно получить от некритического родителя безусловного восхищения и признания, то в своей взрослой жизни они постоянно будут искать этого подтверждения. Подобные индивиды будут требовать отношения с другим, как с зеркалом, чтобы он был согласованным и отражающим. Они постоянно будут требовать реакции на себя, восхищения и подтверждения. От признания они расцветают. Когда такое восхищение не приходит, чувствуют себя обездоленными, пустыми и истощённым. Когда их чувство важности, немедленно не подтверждается, они впадают в ярость или становятся подавленными, они нарциссически травмируются.

Перенос слияния

Характерен тем, что участники убеждены в том, что участники в группе такие же, как они, или похожи на них. Это убеждение распространяется и на ведущего тоже.  В группе этот перенос проявляется тем, что участники отказываются видеть участников группы отличными от себя. Они склонны настаивать на том, что мы все похожи и все одинаково приятны: «мне в этой группе все нравятся».

Ведущий обязан бросать вызов таким искажениям, иначе участники будут продолжать скрывать свою индивидуальность за маской вынужденного согласия и притворного сходства. Иначе они никогда не рискнут, быть по-настоящему самими собой с другим человеком. Цель - сдвинуть участников от «МЫ» к «Я». 

Компульсивное повторение

Компульсивное повторение – это феномен переноса, проявляющийся в группе перевей всего. Проявляется в групповом взаимодействии «здесь и сейчас». Посредством этого переноса участники будут пытаться отменить то, что было сделано, но осталось незавершенным в их прошлом опыте. Сюда же относится и повторение переживаний.

Для человеческого поведения свойственна общая тенденция к повторению болезненного опыта с целью его заверить, то есть переделать изначальную травму. В чистом виде это можно видеть у детей, выросшими в семье алкоголиков. Их повторение заключается в том, что они находят себе алкоголика, и пытаются его исправить, изменить то эмоциональное состояние, которое было в прошлом. «Папочка, прекрати пить и все будет хорошо». Поскольку они не смогли исправить папу, может быть получается с «мужем». Поскольку это перенос действует «здесь и сейчас», задача ведущего наблюдать за интеракциями членов группы и расшифровывать их личную историю. Те, у кого в жизни есть трудности с гневом, такие же трудности будут испытывать и в группе. Те, кто выгодно использует людей в жизни, также будут использовать членов группы. 

КОНТРПЕРЕНОС

Ведущий группы всегда остается человеком и скорее походит на пациентов, чем отличается от них. Это говорит от том, что у него есть свои реакции переноса. Кроме того, интенсивный перенос участников группы может, вызвать в ведущем бессознательные отклики, которые могут уменьшать его способность реагировать терапевтически.

Это называется «контрпереносом». Термин означает всю полноту эмоциональной реакции терапевта на пациента с учетом всей шкалы сознательных, предсознательных и бессознательных отношений, верований и чувств терапевта в момент контакта с пациентом.

Стоит отметить, что такой классический взгляд достаточно узок для широкого практического понятия. Контерперенос – это не только признак неспособности терапевта отвечать терапевтически за счет интенсивного переноса пациента. Также это эмоциональная бессознательная коммуникация, образующиеся в любом контакте. Не каждый терапевт способен отличить свои собственные чувства и реакции от индуцированных чувств, бессознательно сообщаемых пациентами.

Луис Ормонт говорил: «Худшие терапевты – это те, кто не в контакте с собственными чувствами, или же находятся в рабской зависимости от них до такой степени, что чувства диктуют ему, что делать». Не все, что испытывает терапевт, вызвано пациентом. Важно различать, какие чувства вызваны клиентом, а какие отражают личную проблему.

Ранее определение контрпереноса включало в себя бессознательный отклик терапевта на перенос пациента. Считалось, что он мешает терапевту работать.

Далее репертуар терапевтических реакций стал расширяться и было принято считать, что контрперенос – это перенос терапевта на пациента. В дальнейшем стали полагать, что контрперенос – это индикатор невротических (неразрешенные трудности) затруднений терапевта. Чаще всего эти трудности относятся к таким темам как секс, гнев, ревность, конкуренция, деньги и многое другое.

Теоретики объектных отношений расширили это понятие. Контрперенос стал определяться, как психологическое воздействие клиента на терапевта. Психологическим воздействием можно считать все чувства, сознательные и бессознательные, мысли, пробуждаемые желания терапевта в присутствии клиента. Данные процессы являются полезными в построении гипотез о текущем состоянии клиента. Современный взгляд на контрперенос вмещает в себя то, что невозможно эмоционально не откликаться на пациента.

Чтобы лучше понять, как продуктивно использовать терапевту свои эмоциональные реакции, вызванные клиентом, стоит познакомиться с понятиями «проективная идентификация», «субъективный контрперенос» и «объективный контрперенос».

Субъективный и объективный контрперенос.

Субъективный контрперенос – это субъективная реакция со стороны терапевта на пациента, порождаемая собственным прошлым терапевта и его сильной чувствительностью к определенным темам. Объективный – мысли, чувства и желания, вызванные клиентом у терапевта.

Простое, но достаточно емкое определение объективного контрпереноса звучит так. Это – чувства, мысли и желания, когда-либо испытанные терапевтом по отношению к значимым фигурам прошлого, которые вновь стали актуальными за счет взаимодействия с пациентом или группой. У данного контрпереноса может быть множество разных форм. Ниже – часто встречаемые.

  1. Позитивный. Терапевт чувствует сильную любовь, отзывчивость, желание защитить пациента. В группе наличие любимчика, избирательное поведение, терапевт способствует появлению «козла отпущения», может вызывать сильные чувства зависти, соперничества и злости.
  2. Негативный. Терапевт испытывает сильную злость, ненависть к клиенту. Может приводить к избыточной, сильной конфронтации, лишая клиента заботы и поддержки. Группа с легкостью может отыгрывать во вне гнев терапевта, делая участника козлом отпущения.
  3. Нарциссический. Чувства терапевта не относятся к клиенту. Отсутствует эмпатия и отзывчивость. А если присутствует, то выглядит не адекватно. Клиент используется для удовлетворения потребностей терапевта (деньги, значимость, власть, контроль и т.д.). Терапевт использует группу, как средство по добыче подчинения и восхищения у участников.

Объективный контрперенос

Объективный контрперенос можно разделить на две большие категории.

Первая категория включает в себя мысли, действия, желания и чувства терапевта, вызванные чувствами, мыслями, действиями и желаниями, клиента. Здесь клиент может отреагировать на терапевта или на другого участника группы, как он реагировал на родителей или на иные авторитетные фигуры в прошлом, то есть воспринимать терапевта холодным и отстранённым. Подобная ситуация может усложнится, если у терапевта есть непомерная потребность нравиться, компенсируя свою злость к клиенту, за то, что тот не воспринимает его теплым и поддерживающим; он теряет свою терапевтическую позицию и становится более вознаграждающим, дабы устранить искажение переноса.

Неразрешённые иррациональные страхи (боязнь близости с мужчинами или женщинами, боязни авторитета власти или потери контроля, боязнь открытого выражения мощных чувств) терапевта являются главным составляющим групповой психотерапии.

Групповые исследования показали, что самый тонкий и самый потенциально действующий фактор – это нарциссическая уязвимость терапевта (Вайнер, 1983).

Альфред Адлер говорил: «Терапевт никогда не достигнет той стадии развития, на которой он имел бы иммунитет против реакций контрпереноса. Важно осознавать их, чтобы минимизировать их воздействия на пациента».

Другая категория включает в себя собственные чувства терапевта, как резонанс на чувства клиента. Как говорил Карл Роджерс: «Использование эмпатии, как метонавыка и способность терапевта резонировать с бессознательными эмоциональными сообщениями клиента при правильном использовании будет важным источником информации».

Для более лучшего понимания бессознательных эмоциональных сообщений клиента нужно хорошо разбираться в понятии проективная идентификация.

Проективная идентификация

Проективная идентификация в своей основе отличается от проекции, поскольку может существовать лишь в контексте взаимодействия между двумя и более человек, в то время, как для проекции не обязательно взаимодействие: проецировать можно в одиночестве.

Проективная идентификация нуждается как в проецирующем, так и в воспринимающем. Например, проецирующий чувствует себя гадким, отвратительным и бесполезным, он не может выдержать чувства, подтверждающие то, насколько он плох. («Хорошие люди не злятся. Я хороший человек, поэтому я не могу злиться. Похоже, это ты злишься, я чувствую это!»). Воспринимающий в этом случае вынужден вместить это и отыграть во вне, таким образом подтверждая ожидания проецирующего («Видишь, я был прав, ты злишься, ты ненавидишь меня и считаешь, что плохой»).  

Чем меньше защиты у воспринимающего (т.е., принимающий более открыт эмоционально расположен к близости), тем сложнее будет избежать проективной идентификации. Огден предложил рассматривать этот процесс в трех фазах:

  • Вытеснение части себя и помещение ее в кого-нибудь другого.
  • Давление на другого человека с целью заставить его ее пережить.
  • Получение этой части обратно от другого.

Проективная идентификация – это защита, но гораздо больше, чем в обычном понимании. Огден определяет три важные функции проективной идентификации: коммуникация, связь с другим, путь к психологическому изменению. Эти функции дают терапевту более широкое понимание клиента и тех процессов, которые стоят за этим.

  • Защита – дистанцироваться от нежелательной части и поддерживать ее в ком-нибудь другом.
  • Коммуникация – стать понятным посредством нажима на воспринимающего, заставляя другого переживать схожие чувства.
  • Связь с другим – взаимодействовать с воспринимающим, будучи достаточно отдельным, чтобы получить проекцию, но достаточно недифференцированным, чтобы было возможно искажённое восприятие и чувство тождественности. Многие аддикты, особенно те, кто находится на начальной стадии выздоровления и те, у кого есть явная патология характера, трудно поддаются лечению из-за активного использования проективной идентификации, как защитного процесса. Чем глубже отношение, тем активней данный процесс.
  • Путь к психологическому изменению – это возможность быть измененным посредством некоторого переселения проекции после ее изменения воспринимающим по принципу мать – ребенок, терапевт – клиент. Здесь решающим является то, что воспринимающий должен вернуть проецируемое клиенту не в той изначальной форме, которую воспринял, а в «переваренном» виде, чтобы клиент мог выдержать.

В заключении хочется сказать, что в работе с аддиктами контрперенос является одной из самых сложных проблем. Интенсивные чувства враждебности, неудовлетворённости, злобы, неполноценности и недоверия аддиктивные пациенты часто провоцируют в других. Наиболее сильные трудности для ведущего создают сильные негативные эмоции. Хирш и Теренци предупреждают тех, кто работает с аддиктами о том, что надо осторожно обращаться с интенсивными чувствами, вызываемыми аддиктом в ходе лечения.

Специалисты придерживаются мнения, что только путем исследования собственного эмоционального развития терапевт может эффективно распознавать, выносить и начинать интерпретировать бесконечное количество контртрансферных характеристик аддикта, участвующих в его лечении.

Открытость саморефлексии и готовность критически рассматривать свой вклад в группу, реакции ее отдельных участников, дает ведущему ценный терапевтический инструмент, если ему хватит отваги честно наблюдать за собой. Сократ бы сказал, «Ведущий группы должен познать себя».

Статья подгатовлена на мотереале книги: Филип Дж. Флорес «Группавая психотерапия зависемостей».

Подготовил Миненко М.



Просмотров: 489
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Перенос и контрперенос не в терапии! А в жизни!
  • Перенос и контрперенос в отношениях консультант-клиент, в чем опасность
  • Перенос и контрперенос. Почему стоит обращать на них внимание.
  • Перенос и Контрперенос
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Супервизия, перенос и контрперенос
  • Перенос и контрперенос в консультационном процессе
  • Перенос и контрперенос. Психодинамическое направление.
  • Про перенос и контрперенос простыми словами
  • «Перенос» и «контрперенос» в преподавательской деятельности
  • Эротический и эротизированный перенос. Контрперенос
  • Негативный перенос или перенос негатива?...
  • Ох уж этот перенос, как же сильно он может осложнять жизнь!
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Эротизированный перенос – негативная реакция или дуновение жизни?
  • Психоаналитическая психотерапия. Понятие «перенос».
  • Перенос чувств из одной ситуации на другую.
  • Перенос и неаналитические виды психотерапии.
  • Перенос-контрпеперенос в терапевтических отношениях
  • Перенос в психотерапии подростков
  • Любовно-эротический перенос в психотерапии.
  • Эротизированный перенос в психоаналитической терапии
  • Перенос (трансфер) в гештальт-терапии
  • Про негативный перенос.
  • Перенос! Это любовь? Это про секс?
  • О терапии травмы: перенос и «злокачественная невинность»
  • Что такое перенос
  • Перенос
  • Я, кажется, люблю Вас, или эротический перенос.
  • Теория Бейссера, изменения и перенос



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь