В терапии, помимо работы с фигурой и фоном клиента, не менее важны отношения. Вот здесь и разворачивается перенос-проецирование отношений с фигурами из опыта клиента и контреперенос- то, что я как терапевт чувствую рядом с этим клиентом. И вот это, то что я чувствую, бывает для меня, как для терапевта, наиболее важной информацией.
С одним человеком рядом чувствуешь ужас и испуг, его рассказ и вызывает желание дистанцироваться, если внести это в поле ситуации, то может оказаться, что и он до смерти боится похода к психотерапевту и пытается его испугать. А что вдруг тот сам от него откажется. И выяснсется, что история такова, что правда человек боится всего, что связано с врачами и того, кто их напоминает, и с безопасностью и доверием в связи с этим тоже есть вопросы и это будет направлением в работе.
С другим рядом чувствуешь бессилие, он торопится, спорит, возражает, и все что остается это сдаться, видя это желание победить. Ну а затем, конечно хорошо бы найти источник желания побеждать, но для начала нужно признать свое бессилие и узнать, что сам человек чувствует в этом непростом переживании и вообще есть ли в его внутреннем пространстве право на слабость. И выясняется, что такого права не было с самого детства, слабая часть не принималась окружением, сейчас не принимается в себе и в других. Внутренний мир расщеплен, а взгляд на мир полярен. Это и есть то, чему в работе будет уделено большое внимание.
С третьим, чувствуешь что он такой хороший клиент, со всем согласен, не возражает, интересуется твоим здоровьем в начале сессии, не нарушает временных рамок, замечает успехи в терапии. И что он уже завоевал твою "материнскую" любовь абсолютно и с позиции терапевта, ты постепенно скатываешься в позицию мамы, которая находится в слиянии со своим ребенком. Если поинтересоваться зачем клиенту быть таким доброжелательным со всем соглашающимся, быть всегда вежливым, то можно обнаружить сильный страх быть отвергнутым и быть плохим, и те способы которые он демонстрирует это единственные способы, которые помогали ему сохранять любовь матери, и некоторый симбиоз с ней, при этом отказываясь от своего взросления.
С четвертым человеком чувствуешь, что ничего не помогает, все отвергается если даже и наступает маленький просвет, то очень быстро снова наступает кромешная тьма, и так по кругу, два шага вперед и шаг назад. Ты чувствуешь, что он тебя словно пытается всеми силами заставить поверить в то, что его случай особенный и уж ему то точно ничего не помогает. В депрессивном фоне человеку долгое время сложно поверить, что радость вообще возможно испытать, ангедония- это и есть невозможность испытывать радость, полная потеря чувствительности, которую приходится восстанавливать по крупицам, много отвергнутого. И здесь вера в быстрые чудеса это не про реальность, а скорее про прекрасную фантазию. Здесь умение удерживаться, присваивать по чуть чуть, замечать себя, другого в контакте, это уже огромное достижение, но человек требует и говорит все не то, и ты злишься. И если внести эту злость в поле ситуации, то может быть станет заметет тот самы основной паттерн - невозможности ни съесть, ни почувстовать, что ешь, не переварить, ни насытиться.
С пятым человеком понимаешь, что он тебе все время отводит какую то роль. То Спасателя, который спасет в непростой ситуации, то Союзника, который объединится с тобой в идее про мир, который так себе. Ну, а если не захочешь ее принять, то можно уже встретиться и с Агрессором, который нападет и обвинит за то, что не способен понять. То с тем, кто хочет Спасти кого то, и хочет подтверждения что это хорошая идея. Тебе отводится роль Взрослого, который знает быть ребенку, защитника, судьи.
"А ты то сам как"? -спрашиваешь. "Тебе то каково, когда ты соприкасаешься с миром и другим человеком"? "Я верю в Тебя, в твоисобственные силы справиться с тем, с чем приходится встречаться и прожить те чувства, которые в связи с этим возникают и могу помочь их трансформировать или обнаружить рядом что то еще". Вот здесь, в этом месте я не Спасатель, не Всезнайка и не Фокусник, я человек рядом с другим человеком, терапевт со всеми своими знаниями на сегодня и готова быть рядом, столько сколько необходимо.
Автор статьи: Коваленко Раиса - психолог, гештальттерапевт