Перенос и контрперенос. Почему стоит обращать на них внимание.

Термины перенос и контрперенос известны любому специалисту, получившему психологическое образование, но не во всех направлениях они одинаково значимы и сознательно используются в качестве рабочего инструмента.

А тем временем, эти феномены все равно присутствуют в работе и вносят свою лепту в процесс взаимодействия психолога и клиента, а значит и оказывают свое влияние на результат. Вопрос только в том, обращать на них внимание и учитывать, или оставлять в качестве фона и пускать на самотек.

Перенос

Наиболее простое и понятное, на мой взгляд, описание я встретила в Психотерапевтической энциклопедии Б.Д.Карвасарского:

«Перенос пациентом на психоаналитика чувств, испытываемых им к другим людям в раннем детстве, т. е. проекция ранних детских отношений и желаний на другое лицо».

Чаще всего речь идет о взаимоотношениях с родителями, или другими наиболее значимыми взрослыми, занимавшимися заботой о ребенке в раннем детстве.

Изначально эти термины возникли в психоаналитическом направлении, поэтому в определениях часто можно встретить упоминание именно «психоаналитика». Но на самом деле, такой перенос осуществляется как на любого психолога, независимо от направления, которого он придерживается, так и на многих других людей в обычной жизни.

Например, довольно ярко это проявляется во взаимоотношениях с начальниками, врачами, сотрудниками различных контролирующих учреждений и т.п. Преимущественно там, где на ассоциативном уровне актуализируется позиция, в той или иной степени, зависимого и требующего помощи положения, каким оно было в раннем детстве.

Процесс этот происходит на бессознательном уровне. Условиями для его возникновения являются: тип взаимоотношений, в сочетании с каким-либо, зачастую едва уловимым, сходством человека в настоящем времени, с кем-то из значимых людей в прошлом. Так, например, с начальником у одного и того же человека могут сложиться совершенно разные типы взаимодействия, в зависимости от того, кого из родителей он больше напоминает и каким этот родитель был по отношению к ребенку, причем совпадение пола далеко не всегда имеет значение.

Чем это опасно? А тем, что если опыт в детстве был во многом негативным, то новые важные взаимоотношения с большой долей вероятности могут пойти по такому же негативному пути.

В работе с психологом точно так же актуализируются разные варианты переноса. И обращая внимание на поведение клиента во взаимоотношениях – можно получить очень много ценной информации о том, насколько просто или сложно ему взаимодействовать с окружающим миром, людьми, что мешает ему, а что является его ресурсом, на что уже можно опираться, а что развивать и укреплять.

Контрперенос

Существует довольно большой разброс мнений о том, что же это такое.

В упрощенном виде, одни считают, что это вообще все мысли и чувства, которые возникают у психотерапевта в процессе работы с клиентом, другие призывают понимать под контрпереносом только те чувства, которые возникают под действием переноса клиента, в качестве ответной реакции на него.

С одной стороны, логично, исходя из самого звучания термина, считать наиболее правильным второй вариант, но, с другой - а как, собственно, отличить, какие чувства у психолога возникли в ответ на перенос, а какие «сами по себе»?!

На мой взгляд, в любом случае собственные чувства и переживания в процессе работы с клиентом важно замечать и анализировать. Причем не всегда это просто сделать самостоятельно. И это одна из причин, по которой важно, чтобы у психолога была личная терапия и супервизионная поддержка.

Существует множество вариантов классификаций типов контрпереноса, наиболее распространенный вариант – разделение, предложенное Генрихом Ракером, на согласующийся (конкордантный) и дополнительный (комплиментарный), в зависимости от того, с чем идентифицируется психотерапевт при взаимодействии с клиентом.

К согласующемуся контрпереносу относится идентификация специалиста с частями личности и переживаниями самого клиента, а к дополнительному – идентификация с внутренним объектом клиента, спроецированным на психолога.

Т.е., например, если клиент на бессознательном уровне начинает относиться к психологу, как к своему холодному и жестокому отцу (/матери), то психолог может ощутить боль отвержения и чувство беспомощности, присоединившись к клиенту, или откликнуться на роль холодного тирана, которую ему приписали и стать жестче и отстраненнее в работе с ним.

Многими авторами так же предлагается выделение позитивного и негативного контрепереноса. Так при позитивном контрпереносе терапевт может чрезмерно защищать клиента, избегать фрустрирующих интерпретаций, идеализировать положительные стороны и возможности, уделять больше времени, выступать с особенно понимающей и оберегающей позиции. И, наоборот, при негативном контрпереносе, терапевт может быть склонен проявлять нетерпение, сниженное внимание, выступать с морализаторской позиции, всячески отодвигать и отвергать его.

Очевидно, что во всех случаях специалисту действительно очень важно эти чувства в себе заметить и проанализировать, чтобы не позволить им управлять собой, еще больше травмируя человека, обратившегося к нему за помощью. А использовать в качестве информации, чтобы оказать клиенту необходимую поддержку и помочь ему преодолеть переживания и получить опыт более надежных и принимающих взаимоотношений.

Таким образом, обращая внимание на закономерности переноса и контрепреноса и прорабатывая их в процессе психотерапии – можно дать клиенту возможность перестать быть заложником собственных бессознательных установок и сценариев и обрести большую свободу в построении более здоровых и комфортных отношений с людьми в обычной жизни.

Лично мне эти составляющие терапевтического процесса кажутся действительно значимыми и заслуживающими внимания. А Вам?



Просмотров: 510
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Как выбрать психолога? Что важно знать и на что обращать внимание
  • Личный опыт участия в группе в качестве клиента
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Отыгрывание негативных чувств на символическом уровне в раннем детстве
  • Просто я работаю волшебником. Психология взаимоотношений психолога и клиента.
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Перенос и контрперенос в консультационном процессе
  • Роль отношений с родителями в раннем детстве
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • Две стороны одной медали. Или про убеждения и веру в психотерапию с позиции клиента и психотерапевта.
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Насколько далеко простираются границы психолога в отношении клиента?
  • Что важно знать молодому специалисту о работе педагога-психолога в школе?
  • Признаки психологического давления на клиента и манипулирования со стороны психолога.
  • Деменция. Стоит ли обращать на нее внимание? И если не обращать, во что она обойтись родным и близким?
  • Ох уж этот перенос, как же сильно он может осложнять жизнь!
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Правила совместной работы психолога и клиента
  • Можно ли сделать так, чтобы враждебные чувства не возникали?
  • Что можно сделать, чтобы не подавлять возникающие чувства?
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • О работе с чувствами клиента по отношению к близким людям
  • Жестокость работы психолога или защитная реакция клиента.
  • «Полицейский разворот» клиента в процессе работы над целью
  • Такой слабой быть больше не хочу! (История клиента)
  • Ресурсное состояние клиента в процессе консультативно-терапевтической работы
  • Перенос и контрперенос не в терапии! А в жизни!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь