Контракт и запрос в работе с детьми

Контракт и запрос в детской терапии.

  Контракт и запрос в работе с детьми

За мой более чем 20-летний опыт работы с детьми я не встречала литературы по заключению контракта в детской терапии. Может плохо искала. Но на заре моей карьеры, казалось мне как и учили, что контракт заключаем со взрослым и запрос снимаем с него же.

            Начну с контракта. Контракт это совокупность договоренностей о границах отношений. Как известно контракты существуют не только в терапии, но и между супругами, сотрудниками и работодателями, клиентами  и т.д. Контракт есть всегда, там, где есть отношения, там есть и границы.

Если эти границы явные и проговоренные, значит и контракт явный и проговоренный. Если нет, то что-то все равно подразумевается. Вопрос, только в том, что и кем, а так же совпадает ли это у клиента и терапевта. Оговоренный и прозрачный контракт уменьшает тревогу клиента, что делает работу более безопасной.

           Запрос – это намерение клиента что-то изменить в своей жизни. Изменить он может сам или с помощью терапевта.

 

Особенности заключения контракта в детской терапии.

 

Если в обычном терапевтическом процессе присутствует двое: клиент и терапевт, то в детской терапии в процессе присутствует трое: терапевт, клиент и его родитель(заказчик терапии). И в этом случае важно учесть если контракт может быть схожим, то запросы ребенка и родителя могут значительно отличаться. И в этом заключается особенность и трудность первой встречи одновременно.

Бывает так, что приводят родители ребенка и начинается, что-то не понятное. Запрос у родителя про одно, а работаете вы с ребенком про другое. И что делать? Тянуть ребенка по запрос родителя? Где же тогда терапия центрированная на ребенке? Убеждать родителя, что его запрос не актуален? Так это практически не реально, да и вашу работу оплачивает родитель, а значит и является основным заказчиком. Ответ пришел сам по себе, однажды маме не с кем было оставить ребенка и на первичную встречу она пришла с ребенком. С тех пор я снимаю запрос и заключаю контракт только в присутствии ребенка.  А вот если нужно что то уточнить у родителей, зову их на родительскую встречу без детей. И теперь моя первая встреча с клиентом выглядит так:

  1. на первую встречу приходят двое- родитель и ребенок, а иногда и всей семьей. Познакомившись, я обязательно спрашиваю у ребенка знает ли он куда и зачем пришел. Что только не говорят родители своим детям: в театральную студию, к врачу тебя тут точно вылечат, поиграть, тетя с тобой поговорит и т.д. При необходимости приходится разъяснять ребенку мою задачу. Этот вопрос для меня уже информативен, он показывает степень доверия родителя ребенку. Чаще всего ребенка приводят без объяснения куда и зачем и это порождает дополнительную ситуативную тревогу, которая возникает не зависимо от возраста ребенка.
  2. собираю жалобы родителя и формирую запрос. Ребенок в это время получает инструкцию: внимательно слушать мамупапубабушку и если ты с чем –то не согласен, говорить с чем. Для меня важно, чтоб ребенок знал с чем его привели и с чем ему предстоит работать. Это еще и момент возврата ответственности родителям. Фразы типа: он боится темноты, но я не могу при нем об этом говорить; он писается во сне, но у нас в семье говорить об этом стыдно - это желание родителя отдать вам ответственность за «раскрытие тайны». А если говорить об этом нельзя, стыдно, тогда и вы вступаете в коалицию с родителями и тем самым поддерживаете «не нормальность » ребенка. Вы работаете с запросом в кабинете, а дома успехи ребенка не подкрепляются т.к. «все нормально и мы об этом не говорим». Ребенок должен знать с чем он будет работать! Иногда бывает так, что родители видят ситуацию совсем не так как видит ее ребенок. И это тоже является терапевтичным для мамы и для улучшения контакта.
  3. сбор анамнеза. Что же важно для меня знать о ребенке: состав семьи, с кем проживает и каковы взаимоотношения между членами семьи. Состояние здоровья на данный момент, наличие травм и операция ранее, особенности рождения. Особенности социальных контактов (школадет садулица). Наличие страхов. Такой подробный анамнез позволит вам в процессе работы более адекватно воспринимать и анализировать игру ребенка. Например: девочка, 5 лет ОНР 2 степени, нарушение контакта с детьми. « Она в гости пришла (залепляет глаза кукле пластилином). Теперь ее нужно положить (кладет на стол и привязывает). – Лежи тихо и не ори! ……   Ой, она проснулась! Лежи, лежи, я потом тебя отвяжу».  С слов мамы, девочка в 2 года перенесла операции. Долго не могла уснуть под наркозом и рано из него вышла. Лежала несколько часов привязанная к кровати с повязкой на глазах.  Сама девочка об операции никогда не говорила.
  4. Помимо анамнеза, который собираю я, родители заполняю чек-лист. Он состоит из перечня возможных детских трудностей. Если чего-то нет в списке, родители могут добавить. Что он дает? Он нужен скорее для родителей, помогает собраться с мыслями и вспомнить еще что-то важное. Снимает родительскую тревогу, если такое есть в списке, значит не только у моего бывает. А при длительной терапии, позволяет объективно отслеживать изменения, сверяясь со списком. За длительное время работы, родители часто забывают о «мелочах» с которыми пришли. Особенно если они ушли в самом начале работы. Периодическая работа с чек-листом позволяет не обесценивать работу психолога.
  5. Не зависимо от родительского запроса, я даю задание нарисовать рисунок семьи. Но это не классический вариант. Ребенок рисует семью в образе животных и это позволяет мне увидеть реальные эмоциональные взаимоотношения между членами семьи. Родитель рисует семью в образе неодушевленных предметов, что дает возможность увидеть функцию каждого члена семьи. Что дает это мне? Ребенок не живет изолированно от родителей. Он является частью семьи, т.е. частью определенной системы. Для меня важно понимать какое место в этой системе занимает ребенок и какую функцию он там выполняет. И я могу посмотреть на это глазами мамы и ребенка. « Я не знаю какое я животное? Я может быть не одно животное? Потому что вообще то я ягненок, хотя папа часто говорит, что я баран. Это он когда ругается так говорит. А в школе во мне просыпается тигр. Когда я туда прихожу он маленький. Но потом они меня дразнят и мой тигр растет.» - мальчик, 7,8 лет. Вспыльчивый, в школе проявляет агрессию по отношению к одноклассникам.
  6. На основании жалоб родителя и полученной вами информации теперь можно сформулировать запрос родителя, который обязательно ему озвучивается. Получив согласие, можно переходить на следующий этап- заключение контракта.

Что важно оговорить при его заключении:

  1. Количество и частота встреч.
  2. Цена и форма оплаты.
  3. Пропуски
  4. Правила в кабинете (еда, сменка, свои игрушки).

Эта часть для каждого клиента оговаривается отдельно. Но и в этой части для меня есть очень важная особенность о которой я говорю всем. Это принцип конфиденциальности. Малыши играют и не задумываются о том, что что-то может быть передано родителям. А вот у деток постарше (на моей практике лет с 5) такой вопрос уже возникает и просьбы не говорить маме появляются достаточно часто. Это купирует спонтанность и ребенок не выдает весь рабочий материал. Поэтому при заключении контракта этот пункт оговаривается сразу при родителях. Звучит это так: « У меня есть одно важное правило и я должна сказать о нем вам обоим. (Дальше вы говорите обращаясь к ребенку).  Все, что мы будем здесь делать и о чем будем говорить я никому не рассказываю, даже маме. Если тебе захочется чем-то поделиться, то ты можешь сказать об этом сам. Или если ты разрешишь мне об этом сказать, то я тоже могу передать что-то маме. Но только если ты разрешишь.» Дальше я объясняю родителю важность этого принципа в построении доверительных отношений. Достаточно часто дети проверяют меня, действительно ли я ничего не сказала. Они могут задавать провокационные вопросы вам, родителям или спрашивать у вас о других детях, которые к вам приходят. Особенно если они знакомы с кем-то из ваших клиентов. «А что Ева здесь делала? Вы можете мне сказать, я никому не скажу. А у нее такие же проблемы как у меня? Это что твоя тайна? Ты правда никому не говоришь об этом? У меня тоже есть тайна, если я тебе скажу, ты никому не расскажешь? Ну, я не знаю говорить или нет…  Ладно, скажу. Я играю в мальчишеские игрушки. Мама говорит это не нормально и я не должна играть, но мне нравится.»- девочка, 8 лет.

 

В процессе заключения контракта, я стараюсь донести до родителя, что ответственность за изменения лежит на нем, а не на мне. И что я готова помочь и оказать поддержку в этих изменениях. Важно донести до родителей, что психолог отвечает за то что организует пространство и работу. А вот за результат отвечает сам клиент.

Очень важно предупредить родителей о возможном усилении симптома, который случается практически всегда. Это как обострение при простуде, но после кризиса всегда становится легче.

Нужно предупредить и о возможном сопротивлении и саботировании встреч ребенком или родителем. Обычно, когда клиент очень близко подходит к изменениям, он испытывает бессознательный страх. В этот момент и начинается сопротивление наступающим изменениям и клиент может стремиться прервать терапию.

Если родители бьют ребенка, мы договариваемся о том, что они обязуются не применять к ребенку физических наказаний во время терапии.

Общий контракт заключается с родителями, а вот с ребенком заключаем контракт на сессию.

 

 

 

 



Просмотров: 441
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Мама - это не про меня. Материнский инстинкт - что делать, если он не возник(ает)?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что обо мне подумают, если я начну это делать?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Что делать, если вы застенчивы и это вам мешает?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Имидж - ни что, если вы по прежнему считаете, что это новое платье!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь