Я-высказывания в отношениях с ребёнком: информирование, требование или обвинение?

Автор статьи: Доценко Елена

Я высказывания в отношениях с реб нком информирование требование или обвинение

В одном из мамских сообществ, среди "продвинутых" мам развернулась дискуссия по поводу, описанных в частности у Ю.Б.Гиппенрейтер, "Я-высказываний" в ходе общения с ребёнком. Всегда ли и так уж они хороши?

Как всегда, черт прячется в мелочах, т.е. в нюансах.

Допустим, я жду дочек в ванной, чтобы почистить зубы. Они бесятся, играют, времени не замечают. В этой ситуации диалог может быть таким: "Девчонки, приходите уже! У меня "терпелка" заканчивается. Я раздражаюсь, потому что устала вас ждать. У меня своих дел полно. Еще пару минут жду и иду своими делами заниматься".
Я обозначаю свои границы: готовность ждать ограниченное время. Описываю связку: я раздражаюсь, когда долго жду и откладываю выполнение своих дел. Проговариваю свою эмоцию и потребность. Сообщаю просьбу: приходить сейчас, пока я еще могу.

Развёрнутая структура Я-высказывания такая:
эмоция + обозначение границ + потребность + просьба.

Иногда потребность в явном виде не обозначается. Но чтобы было кристально понятно, чего родитель хочет, её хорошо бы указывать. Например, потребность в тишине,чистоте и порядке, быстром выполнении каких-то дел. При этом надо понимать, что это именно потребность, причем данного конкретного родителя, а не объективная данность. И ребёнок, как и любой другой человек, идёт нам на встречу, выполняя просьбу и учитывая наши эмоции. А эмоции вообще-то принадлежат нам и мы несём за них ответственность, как и за своё состояние.

Сложности возникают, когда этого понимания нет. Вот тут-то и возникают нюансы.

Нюанс первый. Родитель говорит, что злится и требует подчиниться требованию. "Убери игрушки. Я уже начинаю злиться", "прекрати стучать по столу - я злюсь", "я завожусь, потому что ты меня не слушаешься". Родитель фактически не выражает свою эмоцию, а угрожает ею. Тем самым делает ребёнка за неё ответственным. Вместо просьбы учитывать эмоциональное состояние, родитель требует от ребёнка сделать то, что ему нужно. Требование подчинения (если мы не в армии, конечно) - это посягательство на границы другого человека. Исключение только, если мы хотим остановить вторжение в наши. Ребёнок же ничего не может здесь противопоставить давлению родителю.

Нюанс второй. Часто, когда в Я-высказывании есть "ты", даже если это только описание поведения, завуалировано обвинение. "Я злюсь, потому что ты раскидал здесь все вещи", "я в бешенстве, потому что ты меня не слушаешь", "я расстроена, потому что ты не поздоровался с бабушкой". Это обвинение, укол. И маленькому ребёнку с ним справиться сложно. Он как подотчетная мышь, которой вменяется дело, которое доставляет неудобство взрослому. Виновен, потому что расстроил, разозлил - в общем, не порадовал. И вот с этим ребенку нужно что-то делать. Обычно ребенок либо игнорирует такие замечания взрослого, либо виноватится, чувствует себя подавлено, прокручивая в голове мысль - "опять мной недовольны".

Такие Я-высказвания по сути являются манипуляциями и наносят урон отношениям. Ответственность за состояние родителя перекладывается на ребенка. Ребенок оказывается вынужден делать то, что хочет родитель (иначе хуже будет). И кроме того, родитель вторгается в личные границы ребенка.

Если же родитель называет свое чувство и свою блокированную потребность, при этом не подразумевает подчинения, а просит, то такое Я-высказывание является просто сообщением, информированием. "Зайка, я завожусь, потому что не могу пойти спать. Пойдём уже почистим тебе зубы", "я очень не люблю раскиданные вещи. Убери их, пожалуйста", "я расстраиваюсь, когда вижу грязь на новой одежде. Будь аккуратнее, пожалуйста".

Кроме того, полезно обозначить свои границы. Я могу сказать, например, своей дочке: "мы с тобой здесь уже 15 минут раздеваемся, я готова помочь тебе умыться еще 5 минут. После - иду по своим делам".
Или, допустим, по мне прыгают. Я говорю: "мне не нравится, я начинаю звереть, как кошка, которую тянут за хвост. Слезь!". Связка: "не тяните меня за хвост" - я рассвирепею и буду как бешеный кот. У меня есть больное место - не надо на него наступать.
Если я остаюсь в рамках защиты своих границ, а не влезаю и не начинаю продавливать чужие - требовать подчинения в угоду мне, то Я-высказывание будет обозначать границы и информировать об эмоциях.
Если же фраза, например, такая: "я разозлюсь, если ты не поступишь наконец так, как я хочу", т.е. не подчинишься мне - это угроза.

Конечно, возраст ребенка играет значение. В 3 года, или по ситуации, конечно, проще с ребенком просто сыграть в раздевание или побежать наперегонки в ванную, перевести все в возню, игру или шутку. Ребёнок не зрел и ожидать, что он войдёт в наше положение, не приходится. Но если мы остаёмся в хороших отношениях, не прессуем ребёнка требованиями, с пониманием и сочувствие. относимся к его эмоциям и желаниям, то со временем и он пойдёт нам на встречу.

Елена Доценко, детский психолог, гештальт-терапевт

#psy_lenado

 



Просмотров: 386
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Я- "родитель" для своих родителей. Причины "Лифта".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Начинаю с себя!" или "не смотри на меня так"!
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Хочу чтобы она меня любила"... или основная потребность мужчины
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Как тебе понравиться?" или "Обрати на меня внимание"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь