Первые два-три месяца в новом коллективе образовательного учреждения (ОУ) весьма показателены в отношении приспособления (адаптации) ребенка к новым условиям. Некоторые дети вполне успешны, другие уже начали показывать нежелание идти в ОУ. Речь о любом учреждении образования – от детских садов до университетов. Процессы одни, лишь возможности детей различны, как и проявления затруднений, что связано с возрастом, и потому обычно кажется, что проблем больше у маленьких. На самом деле у маленьких детей проблемы лишь проявляются более зримо, чем у старших ребят. Если дошкольник закатит истерику при сборах в детский сад или при расставании с родителем в саду, то ученик, студент может молча бойкотировать посещение образовательного учреждения, саботировать, прогуливать занятия, что неизбежно покажет ближайшая сессия.
Что же скрывается за социальной дезадаптацией ребенка? У разных детей и причины могут быть различные – одним сложно дается образовательная деятельность (и при их обширных знаниях), другие скованы в общении с ребятами, третьим сложно дается взаимодействие со взрослыми, кто-то теряется от бесконечных новых правил учреждения, а кто-то и вовсе не вырос – не принял задачу социализации, его пугает сама необходимость выйти из дома и оказаться одному в незнакомом месте с чужими людьми, с непривычным ритмом жизни.
Широкая осведомленность сама по себе не дает успешности учебной деятельности, ибо знать и уметь добывать знания – разные категории. Кто мало знает, но любознателен, пытлив, старателен быстро обгонит своего одноклассника «знайку», который разве что и может как продекламировать наизусть ряд стишков, да выкрикнуть с места очевидный ответ. Он рад продемонстрировать свое знание. Но стоит задать вопрос на размышление, сообразительность, как «знайка» теряется, смолкает, и проявляется другой ребенок – «умка». Эта особенность видна как в общеобразовательной школе, так и в учебных заведениях высшего уровня. Потому так бесплодны те курсы подготовки к школе, которые нацелены лишь на натаскивание счету, чтению, чистописанию. Для усвоения всего этого есть первый общеобразовательный класс. А усвоить этот курс помогают общеучебные умения:
- общее физическое состояние и развитость крупной моторики (бегать, прыгать, бросать и ловить мяч и т.п., и это требуется не столько для занятий физкультурой – даже в большей степени это важно для налаживания общения с ровесниками: сочтут ли ребенка рохлей или заводилой);
- развитая мелкая моторика (чтобы ручка не сломалась от нажима, и не дрожало перо, чтобы достаточная выносливость руки позволяла совершать мелкие движения при письме, рисовании, конструировании);психологические качества – любознательность, пытливость, старательность, усердие, доброжелательность. А также способность воспринимать указания учителя, обращенные сразу ко всему классу, поддерживать установленные правила поведения на уроке и перемене, готовность к организованному труду, к выполнению и того, что может быть и скучно, и собственно к учебной деятельности – деятельности по добыванию знаний (что и отличает «умку» от «знайки»);
- относительно развитые психические процессы (они еще будут формироваться, развиваться, но начала уже должны быть) – внимания, памяти, мышления, даже скорее – сообразительности, поскольку мышление в классической форме (анализ, сравнение, обобщение, категоризация), как и самоорганизация, целеполагание приобретет свое значение несколько позже – при окончании начальной школы.
Не менее чем общеучебные умения, важны навыки общения с ровесниками и взрослыми. Эти навыки актуальны как для дошкольника, так и для студента ВУЗа. Если малыш будет цепляться за маму, так что воспитателю в целях экономии времени порой приходится прибегать к чудовищной процедуре отрывания! ребенка от мамы, то студент, если не найдет других способов выразить себя, поддержать свою самооценку, окажется на обочине студенческой жизни, что неизбежно скажется на его самоуважении.
В том же ряду находится эмоционально-личностная жизнь ребенка. Умеет ли он адекватно понимать и отвечать на улыбку, нахмуренность, проявления симпатии и агрессии? Насколько адекватна его самооценка, чтобы с достоинством ответить обидчику, легко ли он сможет поправить пошатнувшуюся при неудачном ответе самооценку? Верит ли он в свои силы или пуглив и неуверен, неадекватно агрессивен? Знает ли ребенок что можно, а что нельзя, способен ли себя защитить, дать отпор, в том числе и взрослому, если тот нарушает границы личности (например, смущающие прикосновения, унижающие достоинство высказывания, наказания)?
Вообще хочет ли ребенок перейти к новой жизни – жизни вне дома, организованного труда (дошкольного, учебного, а затем и научного, производительного), жизни, которая дает ему огромные возможности для самовыражения и самореализации?! Ключевой вопрос и не только для ребенка, возможно, скорее, для его родителей: как сами родители видят переход ребенка из категории малышка в категорию самостоятельного (конечно относительно) гражданина?! Каково ваше отношение к этому? Если родителя пугает эта перспектива, она с неизбежностью будет пугать и ребенка, и напротив, спокойная уверенность, убежденность в целесообразности процесса, позитивная оценка перспектив родителя передастся и ребенку и он, приложив свое старание, конечно, станет успешен
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.