Не бросай игрушку

Представим такую картинку: маленький ребёнок расшалился и бросает на пол свои игрушки. Среди них разные колечки и кубики, и мягкие игрушки тоже. Нам, взрослым, такое видеть непросто. Мало того, что вообще бросать вещи не очень хорошо, только если это не мяч. А тут ещё и мягкие игрушки - они же символизируют живых существ, и бросать их даже как-то немного жестоко получается. Реагируем мы на такое по-разному. Когда-то не обратим внимания - дело не в игрушках, а в том, что ребёнок пока не умеет со своим возбуждением по-другому справляться, а как научится, так и перестанет кидаться предметами.

А в другой раз мы решаем такое поведение пресечь. Сделать это можно по-разному. Мне встречался такой вариант: взрослый говорит ребёнку, что бросать игрушку нельзя - она от этого “плачет”. Вроде как тут взрослый развивает в ребёнке эмпатию - способность сочувствовать другому. Однако для развития эмпатии нужно совсем другое: принятие чувств ребёнка, с одной стороны, и определённая зрелость психики, с другой. Ну то есть ребёнок должен до этого дорасти. А пока ему 1-2 года, испытывать сочувствие он не может. Он может заражаться эмоциями другого, но это совсем не одно и то же.

Итак, что же делает взрослый, когда говорит, что игрушка “плачет”? Он манипулирует чувствами ребёнка и прикрывается воспитательными целями. Это значит, что взрослый хочет повлиять на поведение ребёнка не напрямую, а вызвав в нём определённое чувство, а именно, чувство вины. Действительно, под влиянием чувства вины ребёнок может перестать кидаться. Вот только получается, что эта вина - совершенно искусственная, спровоцированная, а значит, своей функции не выполняющая. Ведь как мы помним, чувства - это наши индикаторы, благодаря которым мы ориентируемся в реальности и самих себе. Чувство вины в нормальной ситуации говорит нам о том, что мы совершили ошибку, требующую извинений и/или исправления. Тогда чувство вины проходит, так как ситуация исчерпана. А в случае с плачущей игрушкой чувство вины не помогает ребёнку соотносить свои действия с реальностью. Скорее, мешает. Перед кем он виноват - перед взрослым? Или перед игрушкой? Или перед бабушкой, которая эту игрушку подарила? Но ведь игрушка не сломана… И как выйти из этого чувства? Извиниться? Поднять игрушку и пожалеть? Но она на самом деле не плачет... Ничего не понятно. Получается, что взрослый добивается своей цели прекратить нежелательное поведение путём дезориентации ребёнка. И если так делает близкий человек - родитель, бабушка или дедушка, то это может вредить развитию ребёнка.

Вероятно, взрослый поступает таким образом из лучших побуждений. Но и в своих интересах: это позволяет ему добиться своего и одновременно избежать ответственности за это. Авторство запрета кидаться игрушками как бы принадлежит не ему, а самим игрушкам. Взрослый оказывается ни при чём, а значит, ребёнок не сможет на него разозлиться, что было бы закономерно в случае прямого запрета. Взрослый остаётся “хорошим” для ребёнка. Кроме того, ребёнок не сможет ослушаться. Это удобно.

Однако, сам избегая реальности, так взрослый и ребёнку мешает встретиться с реальностью. А именно, с собственной волей взрослого и его властью, позволяющей запретить бросать игрушку просто потому, что взрослый считает это недопустимым. Вместо этого ребёнку предлагается контактировать с уже упомянутым чувством вины, не имеющим к реальности никакого отношения.

Похожая ситуация возникает тогда, когда, к примеру, взрослый запрещает ребёнку отнимать игрушку у другого ребёнка, аргументируя это тем, что тот будет плакать. Отличие этой ситуации от первой в том, что в ней ребёнку предлагается учитывать не поведение другого, а свои предположения о поведении другого. Если игрушка уже плачет, хоть и понарошку, то здесь другой ребёнок только “будет плакать”. А ведь будет он на самом деле плакать или нет, неизвестно.

Получается вполне невротическая модель отношений - фантазировать о том, что будет делать другой человек и действовать исходя из этих фантазий.

И ещё - пугая ребёнка тем, что кто-то будет плакать, взрослый добивается того, что тот станет относиться к плачу как к чему-то недопустимому. Просто потому что сам с трудом выносит детский плач. Хотя это просто выражение эмоций, вполне нормальное явление. И если кто-то другой, или сам ребёнок плачет, это вовсе не конец света, а повод разобраться и утешить несчастного.

Добиваясь от ребёнка какого-то поведения, “воспитывая” его описанным выше способом, я буду ему только мешать. Ему будет сложнее разобраться в том, что я от него хочу. А это очень важно: ведь именно взрослый выстраивает для ребёнка рамки - границы дозволенного, внутри которых он чувствует себя в безопасности.

А как вы думаете, как лучше остановить малыша, если нам не нравится его поведение?



Просмотров: 264
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Я-Ребёнок, Я-Родитель, Я-Взрослый
  • Ребёнок или взрослый внутри меня.
  • Ты взрослый или ребёнок???
  • Работа с МАК, техника Внутренний ребёнок,родитель и взрослый.(клиентский случай)
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Наш взрослый сын не взрослый...Как отец влияет на взросление сына
  • Ребёнок после травмы и заботящийся взрослый: от утраты к полноценной защите
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?)
  • Если родители вмешиваются в твою жизнь, значит, ты ещё не взрослый
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?) 2 часть
  • Работа с МАК. Техника "Мой взрослый ребёнок"
  • Что делать если ребёнок плачет, когда вы уходите? Советы психолога
  • Если ребенок сам себе значимый взрослый.
  • Взрослый может справиться!
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Привязанность, или большой - не значит взрослый.
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Ребенок в проблеме выживает, а взрослый ее просто решает.
  • Еще маленький, но уже такой взрослый подросток
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (взрослый вариант)
  • За что в отношениях берет на себя ответственность взрослый человек?
  • Низко-взрослый человек
  • Что-то со здоровьем, или взрослый сын своей мамы...
  • Взрослый-Ребенок-Родитель - как эти трое уживаются внутри нас
  • Родитель, Ребенок, Взрослый - части внутри меня!
  • Взрослый сын не хочет работать. Что делать
  • Маленький взрослый



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь