Эмоциональный интеллект. ЗАВИСТЬ. Как перестать завидовать!?
Люди часто осуждают себя за зависть. И хотят ее искоренить. Эта статья объясняет механизмы зависти и способ работы с завистью. В конце этой статьи вы найдете задание. И после этого, возможно, вы увидите в зависти ресурс, а не врага. Написано будет много. По делу. С большим количеством примеров. Поэтому запаситесь чайком, займите удобную позу, и вообще позаботьтесь о себе, чтобы 15 минут прочтения были комфортными.
Итак, зачем человеку нужны чувства? Чтобы прислушиваться к ним и совершать выборы нужные для самосохранения. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеют определять свои чувства и благодаря этому эффективно действовать в мире. Повторюсь про цепочку СТИМУЛ-ЧУВСТВО-РЕАКЦИЯ и горячую сковородку: дотронулись до горячей сковородки (стимул) – почувствовали сильное жжение на пальце (чувство боли) – отдернули руку (реакция). Боль помогает самосохранению. А как же зависть помогает выживать?
1. ЗАВИСТЬ. ЗАЧЕМ НУЖНА. Зависть возникает, когда я вижу что-то у другого человека, и это что-то мне очень нравится. Зависть нужна человеку, чтобы определять свою потребность и ставить цель для её достижения. Например, Лариса недавно приехала с моря, а Виталий собирается в Тайланд. Что я чувствую? Зависть. О чем мне говорит эта зависть? О том, что я тоже хочу на море. Я не отдыхала 2 года. Я истощаюсь. Мне нужно поехать на море и расслабиться. Я хочу наполниться от солнца, соленой воды и виндсерфинга. Чтобы иметь силы для дальнейшей работы. Чтобы выжить, человеку нужно отдыхать. Зависть обнажила мою потребность в отдыхе. Итак: Цепочка СТИМУЛ-ЧУВСТВО-РЕАКЦИЯ. Давайте разобьем реакцию на 2 шага: 1) выявление потребности, 2) постановка цели и планирование действий для удовлетворения потребности. Пример, как конструктивно пользоваться завистью: (Стимул) Лариса и Виталий ездят на море – (чувство) завидую – (реакция №1 определение моей потребности) есть потребность отдохнуть, (реакция №2 составление цели и плана) ставлю цель: в течение полугода съездить на море, планирую: с сегодняшнего дня начинаю откладывать деньги на отпуск, до конца недели узнать о том, как сделать загран паспорт и заполнить анкету.
Зачем нужна зависть? Зависть выявляет потребности человека, тем самым помогая выживать. Это здоровый механизм выживания в окружающей среде.
Но бывает 2 вида отклонений: гипертрофированная зависть и подавленная зависть.
2. ГИПЕРТРОФИРОВАННАЯ ЗАВИСТЬ. 1 вариант гипертрофированной зависти. Нет ресурса на достижение цели. - У Васи есть деньги. Завидую и ненавижу Васю. Убью Васю, чтобы присвоить себе его деньги. - У Кати есть отличная работа. Как же я завидую Кате и хочу такую же работу. Но Катя молодец, а я ничтожество. У меня никогда не будет этого. Как же я себя ненавижу. По сути есть потребности иметь деньги или хорошую работу. И зависть обнажает эти потребности. Но у человека не хватает ресурса для достижения своих целей. И возникает либо злость на того, у кого ресурсы есть. Либо злость на себя. Что с этим делать? Разберем через пару абзацев.
2 вариант гипертрофированной зависти. Внешняя цель компенсирует низкую самооценку. - У Маши отличная фигура. Завидую Маше. И я сделаю всё, чтобы у меня фигура была идеальной: 5 дней в спортзале, жесткая диета, силикон в губы и грудь, липосакция, ринопластика. Это моя самая главная цель! - У Пети Ауди и 3ех комнатная квартира. А я положу свою жизнь на то, чтобы купить Феррари и доказать, что я круче Пети. Иметь здоровое тело – это прекрасно. Иметь достаток и хорошую машину (и виллу, и отличный катер…) – это замечательно. Но тело и машина нужны для радости, получения наслаждения от жизни, для пользы. Когда внешность и деньги являются средствами поднятия самооценки, то человек вместо радости от жизни ориентируется на внешнюю оценку. Такое происходит, если в детстве не было сформировано чувство ценности себя. И далее вся жизнь кладется на то, чтобы низкое чувство ценности компенсировать за счет внешних объектов.
Компенсация низкой самооценки за счет внешних достижений – это другая тема. Давайте разберемся со злостью, которая возникает от зависти. И которая на самом деле говорит о недостатке сил/ресурса для достижения того, что есть у другого человека.
В примере про Васю и деньги была ненависть к нему. А в примере по Катю ненависть была обращена к себе. Итак, зависть указывает на потребность в том, что есть у другого человека. И агрессия к объекту, который имеет ресурс, или аутоагрессия (злость на себя) появляется, когда не хватает сил/знаний/компетенции достичь то, что хочется. Человека не научили зарабатывать деньги. Человека не научили ставить достижимые цели, идти к ним маленькими шагами, соизмерять свои возможности с поставленными задачами. В детстве часто родители требуют от детей невыполнипых задач. Например, следить за отцом алкоголиком (а это не задача ребенка). И ребенок не может вылечить папу от алкоголизма. Сталкивается со своей беспомощностью. И теряет веру в себя. От ребенка могут требовать 5ки в школе + хорошо петь + плавать + играть в театре. И ребенок не выдерживает такого ритма. А еще если родители ставят цели, но не помогают их достигать, то ребенок погружается в чувство беспомощности и ненависти к себе и к тем, у кого это получается. И потом уже во взрослом возрасте человек имеет завышенные требования к себе. Например, в детстве я привыкла БЫСТРО достигать пятерок и выступлений на музыкальных конкурсах. Но такой подход не будет работать, если поставить очень сложную цель. И тогда, какой выход? Соизмерять свои возможности с желаниями.
Когда человек приходит в спортзал и хочет жать от груди 100 кг, то тренер ему не сразу 100 на грудь дает. А 20 кг. Через неделю 25 кг. И т.д. Нет у новичка ресурса жать сразу 100. То же и с деньгами Васи и с работой Кати, в примерах выше. Завидовать им и хотеть того, что имеют они – это здорово. Но требовать от себя достичь этого быстро (как в детсве), встречаться со своей беспомощьностью и ненавидеть Васю или себя – это разрушительно.
Как надо завидовать? Я предлагаю ЗАВИДОВАТЬ С ЛЮБОВЬЮ и бережностью к себе. Например, у Юлии есть большой психологический центр. Я завидую тому, как здорово Юлия реализует свой потенцил. Я тоже хочу реализовать свои возможности, быть полезной этому миру и зарабатывать достойные деньги. Когда я думала о Юлии и о себе, то у меня попеременно включалась то злость на нее, то злость на себя. Почему? Да потому что 2 года назад, когда я побывала в центре Юлии у меня совершенно не было ресурсов достичь того уровня реализации, который есть у Юлии. Я требовала от себя БЫСТРО прийти к тому, что есть у нее. Когда я требую от себя жать от груди 100 кг, а ресурсов у меня на 20 кг, то я разрушаюсь. Хочется сбежать от таких требований. Или поднимается ненависть к тем, у кого получается жать 100 кг. Я хочу заменить свой детский сценарий требовать от себя невозможного. И по здоровому ставить цели из своей зависти. Итак: В схему, которая была СТИМУЛ-ЧУВСТВО-РЕАКЦИЯ, добавляем новый элемент в РЕАКЦИЮ. Реакция теперь состоит из 3 шагов: 1)выявить свою потребность, 2)ОПРЕДЕЛИТЬ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ , 3)поставить цель и составить план исходя из своих возможностей. Пример: (Стимул) Юлия здорово прикладывает свои таланты, полезна людям и имеет хорошие деньги благодаря психологическому центру -> (чувство) я завидую -> (реакция №1 – выявить свою потребность) хочу реализации своих знаний и достойных денег за это -> (реакция №2 – определяю свои возможности) спрашиваю себя, какие у меня сейчас возможности, сколько у меня сил, чего я действительно могу и перечисляю ресурсы: я год вела циклы семинаров «Школа общения», создала папку методических материалов, у меня высшее психологическое образование, большое количество часов личной терапии, 3 учебы посвященных психологическому консультированию -> спрашиваю себя, могу я сейчас на центр замахнуться? Нет, не могу. Т.к. у меня не так много опыта, мне не хватает поддержки и знаний для создания такого масштабного проекта (помните, как мне стало плохо, когда я создала проект центра по работе с женщинами с любовной зависимостью?) - > (реакция №3 – ставлю цель исходя из своих возможностей) ставлю маленькую реальную цель «Написать цикл статей из тех знаний, которые уже есть. И потом создать цикл семинаров на основе этих статей». -> Реальная цель? По силам? Однозначно. Как идти к этой цели? Бережно! И это ключевое слово.
Завидовать с любовью к себе! Ставить реалистичные цели из зависти. Идти к ним аккуратно. И тогда зависть не будет толкать к ненависти к людям или к себе. А поможет эффективно действовать в этом мире.
Много написано. Интересно, что я чувствую? Усталость. Прислушаюсь к ней. Пойду, отдохну )
Продолжаем.
3. ПОДАВЛЕННАЯ ЗАВИСТЬ. Часто можно услышать, что завидовать плохо. Давайте вспомним, что такое зависть? Это сигнал об имеющейся потребности: «Вижу, что у другого есть то, что мне не хватает в моей жизни». Зависть помогает осознать свои потребности и поставить цели для их достижения. Так почему этот здоровый механизм осудили??? Кому выгодно накладывать запрет на зависть? Снова экскурс в детство. Представьте: Маленький ребенок видит у своего друга собачку. Подходит к маме и говорит: «Мааам! А у Миши такая собачка хорошенькая! Я тоже хочу собачку. Почему у Миши есть собачка, а у меня нет?». И мама может ответить ребенку: «Не завидуй!». По сути, мама этими словами запрещает ребенку хотеть. А зачем маме запрещать желание ребенка? Да потому что на собачку будут нужны деньги, время и силы. И маме не выгодно тратить это. Гораздо проще осудить ребенка в том, что он хочет того, что есть у другого. И сказать: «Завидовать плохо». Запрет на зависть = запрет на неудобные желания = запрет на цели. Девочка может подойти к родителям и сказать, что у Даши отличные вещи, а у нее таких вещей нет. И родителям проще сказать «Ты что завидуешь! (это грех… не едиными вещами человек сыт… главное душа… зависть разъедает сердце…)». Потому что обеспечить девочке хорошие вещи они не могут. Родители сталкиваются со своей беспомощностью / ленью / бедностью… и просто запрещают ребенку хотеть того, что не могут дать. Запрет на зависть – это очень удобный способ уйти от желаний ребенка. В итоге такой ребенок обучается отказываться от своих желаний, осуждать свои желания. И… не обучается ставить целей. Нет желаний – нет целей. Какая будет жизнь у ребенка, когда он/она вырастет? Жизнь без собачек и хороших вещей.
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: СПИСОК ЗАВИСТИ. Поздравляю тех терпеливых людей, которые дочитали до этого пункта. Вы молодцы, что дочитали. А я молодец, что дописала. Давайте похвалим себя и двинемся дальше!
Вспомним, как работает чувство зависти: СТИМУЛ-ЧУВСТВО-РЕАКЦИЯ (1я реакция – выявить свою потребность/желание, 2я реакция – определить свои возможности, 3я реакция – поставить цель).
Предлагаю написать новогодний список зависти, желаний и целей. Как это сделать: 1) Напишите человека, которому завидуете и опишите, чему конкретно завидуете. 2) С радостью признайтесь себе «Я завидую, а значит у меня есть желания!» Потом поблагодарите мысленно этого человека, что он/она помог вам осознать свое желание. 3) Напишите, о какой потребности или желании говорит зависть. 4) Подумайте или напишите, что у вас уже есть для того, чтобы реализовать желание, чего вам не хватает. 5) Поставьте РЕАЛЬНУЮ цель, которая соответствует вашим ресурсам.
Делюсь своим новогодним списком зависти: 1. Лариса и Виталий ездят на море – я завидую, ура! Спасибо, я поняла свою потребность – мне нужно отдохнуть и съездить на море – у меня есть 50 000 рублей для того, чтобы восстановиться, я не могу позволить себе Тайланд или Бали, но я могу поехать в Египет через Белоруссию, там сейчас отличные цены – моя цель сделать загран паспорт и в течение полугода съездить в Египет покататься на виндсерфинге. 2. Фидана покупает себе подводки, тени и помады – я завидую, как хорошо! Спасибо, я поняла свое желание – хочу выглядеть ухоженнее и намереваюсь приобрести косметику – у меня после Нового Года будет время сходить в магазин и купить косметики, на это есть 3000 р. Накупить косметики на 10 000 в MAC не могу, но в полнее могу себе позволить хорошую косметику просто чуть дешевле – ставлю цель: в течение 2 недель пойти в магазин и купить себе тушь, несколько теней и блеск для губ. 3. Марина обновила себе гардероб – я завидую. Как здорово, что я поняла своё желание. Спасибо! – Я выкинула и раздала ¾ своих старых вещей, у меня мало одежды. Нужна новая – у меня есть сумма денег, которую я могу потратить на одежду, после Нового Года будут хорошие скидки – пойду на новогодних праздниках покупать брюки, платье, сапоги и куртку. 4. Юлия отлично реализует свой потенциал, создала центр, помогает людям с помощью тренингов, обучения и психотерапии и имеет достойные деньги за свой труд – я завидую! Спасибо, поняла, чего очень хочу – хочу быть полезной миру с помощью своих знаний, заниматься психотерапией, вести семинары, которые помогут людям и зарабатывать деньги, которых мне будет достаточно для комфортной жизни – выше уже описывала цепочку мыслей. Не буду повторяться. 5. Анна имеет близкие отношения со своим мужем и крепкую семью – я завидую уровню поддержки, понимания и близости, которые у них есть в паре. Отлично! Спасибо, Анна! Я поняла свою потребность – я хочу отношений с мужчиной, в которых у нас будут совместные цели, понимание и умение говорить о своих чувствах и желаниях – какие ресурсы у меня уже есть: я умею общаться с дорогими мне людьми, верить в достойного человека, благодарить, открываться значимым людям, хорошо выгляжу, сексуальна, обладаю умом, спонтанна, отдельно живу, имею профессию и не собираюсь использовать мужчину в качестве кошелька; чего я не имею: доверия – моя цель продолжать работать в психотерапии над темой контакта и стать готовой для близких отношений.
Что же! Мы молодцы. Мы дошли до конца статьи. Я буду признательна, если вы дадите мне обратную связь. Я очень старалась написать этот текст. Мне хотелось поменять ваше отношение к зависти. И превратить её из врага в ресурс. И если вы напишите, что вам понравилось, а что можно было бы улучшить, то я буду признательна. Я учту это, чтобы в следующий раз писать лучше.
Так же буду благодарна, если вы поделитесь своим списком зависти и желаний. Может быть, вы поможете мне вам позавидовать и поставить себе новые цели!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.