|
Психология. Психолог.Автор статьи: Морозова Валентина Николаевна
Психология - молодая наука. Само слово «психология» в переводе означает «учение о душе». Впервые слово «психология» было введено в 1590 году, его использовал немецкий богослов Гоклениус, первоначально оно означало область богословия. В нашей стране первая экспериментальная лаборатория по психологии открылась в 1885 году, ее создал выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог Владимир Михайлович Бехтерев. В 1966 году открыли психологические факультеты при МГУ и ЛГУ. Таким образом, всего 46 лет назад началось обучение практических психологов, и только последние 15 лет такие специалисты стали широкодоступными для населения. Потребность в помощи при сложностях в отношениях между людьми, взрослыми и детьми существовала всегда. Вариант такой помощи определялся общественно-политическим строем и уровнем развития общества. На данном этапе психологи заполняют данную нишу и в системе образования, и здравоохранения, и на производстве, и в спорте, и в государственных структурах. В годы социализма функцию психологической помощи и влияния на личностное развитие осуществляли общественно-политические организации и профсоюзы. Помните сова из песни В. Высоцкого: «…Накрылась премия в квартал. Кто мне писал на службу жалобы? Не ты? Да я же их читал.» В детских коллективах влияние осуществлялось через пионерскую и комсомольскую организацию. С первого класса октябренок был под присмотром общества и исправление его поведения возлагалось не только на родителей. Еще раньше проблемами образования и духовного развития занимались служители церкви. Исповедь позволяла человеку регулярно проговаривать свои поступки, получать их оценку или прощение и осознавать пути для улучшения жизни. Впервые термин «психология» использовался именно в богословии. На современном этапе развития психолог, используя достижения науки, не вмешивая общественно политический строй и религиозные убеждения, помогает в личностном развитии детей и расширении диапазона личностных возможностей взрослых. Именно поэтому популярность психологических знаний стремительно растет. Как находят психолога? Направил доктор 78% Рекомендовал знакомый 12% По рекламе 3% Направил учитель 7% По нашим наблюдениям направление от доктора воспринимают, как необходимость. Рекомендации педагога часто воспринимают, как несправедливую критику ребенка, требуют от учителя индивидуального подхода. Хотя реально педагог больше времени проводит с детьми и объективно оценивает необходимость психологической помощи. По-прежнему личные рекомендации знакомых чаще всего вызывают доверие, рекламу данного вида помощи используют обычно в экстренных случаях. Среди молодых респондентов (18–35 лет) допускают возможность обратиться к психологам или психотерапевтам 44% опрошенных (против 38%), среди лиц среднего возраста – 31% (против 48%), среди относительно пожилых (старше 55 лет) – 21% (против 56%). Эти различия указывают на ослабление предубеждения против обращения к их услугам психологов и психотерапевтов. В раннем детском возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье и зависит от принятой в ней тактики воспитания, от того, что в ней преобладает - сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание или же нетерпимость, грубость, окрик, наказание. Это будет определяющим. В первый год жизни ребенка родители озабочены преимущественно физическим здоровьем младенца, поэтому обращаются к врачу и специалисту по грудному вскармливанию, вновь возникшая специальность, в какой-то мере - тоже психологическая работа. Психологические знания востребованы с первых дней жизни ребенка. Родители активно используют специальную литературу, консультируются на интернет - сайтах у специалистов, обращаются по телефону доверия. На личные консультации с детьми приходят чаще в возрасте около 2-х лет, когда возникают проблемы с адаптацией в деском саду или начинают тревожить особенности личностного развития: речь, проявление эмоций, когнитивные функции. Максимум обращений с детьми младшего школьного возраста, период адаптации к школе. По нашим данным: Дети 0-3года 16% Дети 4-6 лет 27% Дети 7-10 лет 46% Дети 11-14 лет 11% С каким проблемами обращаются к психологу? Синдром дефицита внимания с гиперактивностью Трудности адаптации в деском саду и школе Детские неврозы Наиболее эффективной формой работы с детьми раннего возраста, до 5-и лет с целью личностного развития является семейная психотерапия, которая позволяет родителям расширить диапазон методов воспитания и обеспечивает эффективное сотрудничество с ребенком. В старших возрастных группах сочетается семейное консультирование, индивидуальные и групповые занятия. По прежнему в обществе нет четкого представления о роли психолога. «Друг» — может выслушать, посочувствовать, помочь материально, предложить чаю, пойти и решить проблему клиента вместо него; внимает участливо, ободряюще, может похлопать по плечу и даже приобнять. Роль психолога заключается не в обучении (это роль педагога), не в совете (это роль авторитета), не в поиске объективной истины о клиенте (это роль следователя) и даже не в эмоциональной поддержке (это роль друга), а в том, чтобы помочь человеку расширить представление о себе. Существуют правила оказания психологической помощи, обеспечивающие наиболее эффективное сотрудничество с клиентом.
Таким образом, необходимость, востребованность и эффективность психологической помощи обеспечивается возрастающим интересом населения к психологическим знаниям, высоким уровнем образования родителей и сформированным в обществе позитивным отношением к данному виду услуг. Поддержка и регламентирование осуществляется государственными структурами, приняты законы об оказании психологической помощи. Наша задача обеспечить высокую квалификацию специалистов и предоставить информацию для педагогов и врачей, которая позволит своевременно рекомендовать нуждающимся детям и родителям адекватную помощь.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|