Психология. Психолог.

 

Психология - молодая наука. Само слово «психология» в переводе означает «учение о душе». Впервые слово «психология» было введено в 1590 году, его использовал немецкий богослов Гоклениус, первоначально оно означало область богословия. В нашей стране первая экспериментальная лаборатория по психологии открылась в 1885 году, ее создал выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог Владимир Михайлович Бехтерев. В 1966 году открыли психологические факультеты при МГУ и ЛГУ.

Таким образом, всего 46 лет назад началось обучение практических психологов, и только последние 15 лет такие специалисты стали широкодоступными для населения.

Потребность в помощи при сложностях в отношениях между людьми, взрослыми и детьми существовала всегда. Вариант такой помощи определялся общественно-политическим строем и уровнем развития общества.  На данном этапе психологи заполняют данную нишу и в системе образования, и здравоохранения, и на производстве, и в спорте, и в государственных структурах.

В годы социализма функцию психологической помощи и влияния на личностное развитие осуществляли общественно-политические организации и профсоюзы. Помните сова из песни В. Высоцкого: «…Накрылась премия в квартал. Кто мне писал на службу жалобы? Не ты? Да я же их читал.» В детских коллективах влияние осуществлялось через пионерскую и комсомольскую организацию. С первого класса октябренок был под присмотром общества и исправление его поведения возлагалось не только на родителей.

Еще раньше проблемами образования и  духовного развития занимались служители церкви. Исповедь позволяла человеку регулярно проговаривать свои поступки, получать их оценку или прощение и  осознавать пути для улучшения жизни. Впервые термин «психология» использовался именно в богословии.

На современном этапе развития психолог, используя достижения науки, не вмешивая общественно политический строй и религиозные убеждения, помогает в личностном развитии детей и расширении диапазона личностных возможностей взрослых. Именно поэтому популярность психологических знаний стремительно растет.

Как находят психолога?

Направил доктор 78%

Рекомендовал знакомый 12%

По рекламе 3%

Направил учитель 7%

По нашим наблюдениям направление от доктора воспринимают, как необходимость. Рекомендации педагога часто воспринимают, как несправедливую критику ребенка, требуют от учителя индивидуального подхода. Хотя реально педагог больше времени проводит с детьми и объективно оценивает необходимость психологической помощи.  По-прежнему личные рекомендации знакомых чаще всего вызывают доверие, рекламу данного вида помощи используют обычно в экстренных случаях.

Среди молодых респондентов (18–35 лет) допускают возможность обратиться к психологам или психотерапевтам 44% опрошенных (против 38%), среди лиц среднего возраста – 31% (против 48%), среди относительно пожилых (старше 55 лет) – 21% (против 56%). Эти различия указывают на ослабление предубеждения против обращения к их услугам психологов и психотерапевтов.

В раннем детском возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье и зависит от принятой в ней тактики воспитания, от того, что в ней преобладает - сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание или же нетерпимость, грубость, окрик, наказание. Это будет определяющим.

В первый год жизни ребенка  родители озабочены преимущественно физическим здоровьем младенца, поэтому обращаются к врачу и специалисту по грудному вскармливанию, вновь возникшая специальность, в какой-то мере - тоже психологическая работа.

Психологические знания востребованы с первых дней жизни ребенка. Родители активно используют специальную литературу, консультируются на интернет - сайтах у специалистов, обращаются по телефону доверия. На личные консультации с детьми приходят чаще в возрасте около 2-х лет, когда возникают проблемы с адаптацией в деском саду или начинают тревожить особенности личностного развития: речь, проявление эмоций, когнитивные функции. Максимум обращений с детьми младшего школьного возраста, период адаптации к школе. По нашим данным:

Дети 0-3года 16%

Дети 4-6 лет 27%

Дети 7-10 лет 46%

Дети 11-14 лет 11%

С каким проблемами обращаются к психологу?

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Трудности адаптации в деском саду и школе

Детские неврозы

Наиболее эффективной формой работы с детьми раннего возраста, до 5-и лет с целью личностного развития является семейная психотерапия, которая позволяет родителям расширить диапазон методов воспитания и обеспечивает эффективное сотрудничество с ребенком. В старших возрастных группах сочетается семейное консультирование, индивидуальные и групповые занятия.

По прежнему в обществе нет четкого представления о роли психолога.

«Друг» — может выслушать, посочувствовать, помочь материально, предложить чаю, пойти и решить проблему клиента вместо него; внимает участливо, ободряюще, может похлопать по плечу и даже приобнять.

«Педагог» — знает, что такое «хорошо» и что такое «плохо», дает оценки, навязывает свой взгляд на жизнь как единственно правильный. Использует выражения типа «в обществе так не принято», «как говорил известный писатель», «это аморально», «каждый порядочный человек должен знать…». Говорит назидательным тоном, учит жить, цитирует авторитеты.

«Врач» — старается поставить диагноз: «У вас повышенная тревожность...» Задает вопросы, но сам в диалог не вступает, дает советы и рекомендации: «Надо меньше волноваться и чаще гулять на свежем воздухе». Делает записи в тетради. Реплики типа «на что жалуетесь?», «как давно это у вас?», «а когда вы в последний раз так волновались?». «Посторонние» разговоры клиента пресекаются.

«Следователь» — имеет одну или несколько версий случившегося и задает вопросы, чтобы их проверить. Считает, что истина одна и надо за нее ухватиться. Пытается уличить во лжи или поймать на противоречии. Задавая вопросы, свою версию не объясняет. Просит говорить только правду. Нередко обвиняет.

«Авторитет» — использует жалобы клиента, чтобы рассказать что-нибудь поучительное из своей богатой биографии: «Вот у меня был похожий случай, и я сделал так-то», дает советы, проверенные на собственном опыте.

Роль психолога заключается не в обучении (это роль педагога), не в совете (это роль авторитета), не в поиске объективной истины о клиенте (это роль следователя) и даже не в эмоциональной поддержке (это роль друга), а в том, чтобы помочь человеку расширить представление о себе.

Для того чтобы это произошло, психолог должен взять на себя функцию «зеркала», глядя в которое человек сможет увидеть себя. Важно отметить, что зеркалом психики человека может быть только психика другого человека. Именно в этом заключается уникальность и своеобразие роли психолога.

Существуют правила оказания психологической помощи, обеспечивающие наиболее эффективное сотрудничество с клиентом.


  • Психолог принимает клиента на своей территории. Клиент приходит к вам, а не вы к нему. То есть ему что-то от вас надо, а не вам от него. Это дает дополнительную инициативу психологу.

    • Прием ведется строго по времени, которое заранее оговаривается с клиентом (45 минут — 1 час). Консультация должна заканчиваться не в результате решения проблемы, а по истечении обговоренного времени. Эта мера может препятствовать тому, что клиент будет тянуть время, а в последние пять минут вдруг вспомнит что-то «ужасно важное». Когда он заранее знает об этом ограничении, он вынужден полноценно работать в отведенное для консультации время.

    • Следует договориться с клиентом о времени ожидания при его возможном опоздании (5–7 мин.). Если клиент приходит позже хотя бы на минуту сверх оговоренного времени, то консультация не проводится. Опоздание можно рассматривать как проявление скрытого сопротивления. Сильное опоздание говорит о такой же степени сопротивления, которая все равно сделает консультацию неэффективной.

    • Если клиент приходит раньше, попросить его подождать, даже если вы в это время свободны. Сеанс надо начинать в назначенное время. Приход клиента раньше времени — это опоздание наоборот, то есть тоже сопротивление, только более замаскированное.

    • Психолог не дает гарантии. Принятие психологом полной ответственности за результат может усилить пассивность клиента.
    • Запрет на любые, выходящие за рамки рабочих, отношения (сексуальные, деловые, товарищеские и др.) с клиентом. Желание клиента завязать такие отношения необходимо рассматривать как сопротивление и использовать в качестве материала для психологического анализа.
    • Желательно избегать консультировать тех, с кем уже были «нерабочие отношения» (друзей, супруга, родителей, деловых партнеров и др.). Как только вы доберетесь до важного материала, в качестве неосознанной защиты человек может «перепрыгнуть» на предыдущий, нерабочий уровень отношений. Лучше постараться найти для своих знакомых другого психолога.

    • Предложить клиенту на время работы не обсуждать полученный при консультировании материал с другими людьми (друзьями, родственниками, специалистами). Обсуждение «на стороне» может привести к утечке создаваемого вами на консультации напряжения, необходимого для психологической работы.

Таким образом, необходимость, востребованность и эффективность психологической помощи обеспечивается возрастающим интересом населения к психологическим знаниям, высоким уровнем образования родителей и сформированным в обществе позитивным отношением к данному виду услуг. Поддержка и регламентирование осуществляется государственными структурами, приняты законы об оказании психологической помощи. Наша задача обеспечить высокую квалификацию специалистов и предоставить информацию для педагогов и врачей, которая позволит своевременно рекомендовать нуждающимся детям и родителям адекватную помощь. 

 



Просмотров: 375
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности оказания психологической помощи подросткам с задержкой психического развития.
  • Арт-терапия может ли быть самостоятельным и весомым направлением психологической помощи?
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Оплата психологической помощи, почему нельзя платить только за результат?
  • Что дает танатотерапия как метод психологической помощи при снижении веса?
  • Для чего нужен психолог, или несколько слов об особенностях психологической помощи
  • Форматы психологической помощи. Как и где можно получить помощь психолога
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Чем мне может помочь психолог? И чем советы друзей хуже советов психолога?
  • Вопросы возраста или может ли помочь молодой психолог?
  • Каким должен быть Закон о психологической помощи в РФ
  • Особенности оказания психологической помощи приёмным детям
  • Теоретические вопросы психологической помощи
  • Почему психолог не дает ответы, а задает вопросы?
  • Чем может помочь психолог? Что говорить у психолога?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (2: Субъективное время)
  • Методические рекомендации по оказанию психологической помощи беженцам из мест боевых действий
  • Сопротивление клиента на консультации у психолога
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • Особенности оказания психологической помощи при ликвидации химических аварий на ОПО
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Может ли развод родителей привести к психологической травме детей?
  • Каким образом работает психолог-консультант, и как он может помочь?
  • Коротко об особенностях работы психолога с детьми с ОВЗ и роли родителей в их развитии
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Обсуждение закона о психологической помощи
  • Особенности психологической работы с религиозными переживаниями психотического клиента
  • Игра как средство помощи при адаптации ребенка в детском саду



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь