Мама из Урюпинска, папа из Москвы

Опубликовано на Femina.by

 

Эта статья о том, как влияет на наши

воспитательные установки тот факт,

из какой местности  мы вышли

 – из большого города или провинции.

Пищу для размышлений дала

консультация одной интересной семьи,

которая никак не могла найти компромисс

в вопросах воспитания детей.

 

Виталий и Зоя, молодая пара из Москвы, обратились за советом по поводу разногласий в деле воспитания детей, 7 – летней Лизы и 3-летнего Максимки. Виталий, коренной москвич, не понимал желание жены «так рано» прививать детям самостоятельность: отпускать Лизу одну на улицу гулять, отправлять ее в магазин, поручать ей смотреть за младшим братом в песочнице, пока мама отлучится по делам. Он мотивировал это тем, что волнуется за безопасность детей, что дочь еще слишком мала для таких взрослых дел, что мир сегодня полон недоброжелательных людей, а соседи могут подумать, что родители не смотрят за детьми, оставляя их одних на игровой площадке. Его самого родители водили в школу и встречали до 4 класса. Зоя, приехавшая из маленького поселка, в свою очередь, переживала из-за того, что Лиза не учится брать на себя ответственность, что в дочкином возрасте Зоя уже отводила сама в сад младшую сестру, умела приготовить нехитрые блюда, пока мама была на работе. Зоя уверена, что детям первые самостоятельные победы и поражения пойдут только на пользу, поскольку будут готовить их к будущей взрослой жизни.

Конечно, на то, какими родителями мы будем, влияет огромное множество факторов. В первую очередь, мы сознательно и подсознательно стремимся воспитывать своих детей так, как воспитывали нас. А уж наши родители растили нас не без учета такого важного условия, как «среда обитания».

Есть некоторые моменты, которые существенно отличают развитие детей в больших и маленьких городах.

Ребенок из провинции или деревни (Зоя) более самостоятелен, начиная с раннего детства. С трех - четырех лет он уже сам бегает по двору, с 5 родители могут спокойно отправить его в магазин, не боясь оживленного уличного движения. В школу и какие-то кружки тоже он ходит, как правило, сам, даже в первом классе. Все недалеко, все знакомо, все изучено, все относительно безопасно. Ребенок – провинциал имеет больший «жизненный» опыт в плане общения с другими людьми и знакомства с различными сторонами жизни, т.к. часто некому запретить ему  лезть на крышу сарая или «заглянуть» в чужой сад. Конечно, он имеет больше шишек и ссадин, но и уверенности и сил для преодоления препятствий у него тоже больше, чем у ребенка, который всегда под присмотром. Как правило, в маленьком городе меньше развлечений, поэтому ребенок менее разбалован цирками, театрами, «игровыми лэндами», его легче удивить, он лучше себя обслуживает и раньше получает трудовые обязанности по дому.

Как растет ребенок в большом городе? С раннего детства он (Виталий) окружен огромным количеством машин, высотных зданий, шумных улиц, толпящихся людей. Его маленький мир сжат со всех сторон парковками и супермаркетами, рынками и офисами, центрами и развлекательными местами всех мастей. Он изначально ощущает себя букашечкой, малюсеньким винтиком в огромном механизме мегаполиса (это же чувствуют и многие взрослые люди). Психика подавлена, самооценка, по сравнению с ребенком из провинции или деревни, ниже – я слишком мал и слаб, чтобы на что-либо здесь повлиять. Когда городской ребенок выезжает за город, он как бы распрямляет плечи и становится сам выше, потому что окружающие его здания становятся ниже. Ребенок из большого города позднее взрослеет, т.к. родители не спешат выпускать его из-под своего крыла –  в диком столичном ритме можно потеряться большому, не то, что маленькому.

Сам механизм социального взаимодействия в провинции проще. Сходить в магазин, аптеку – сбегай к тете Люсе, отнеси ей денежку, я позавчера у нее брала масло/хлеб/лекарство. В поликлинику – мало народа, могут и без талончика принять, если попроситься. Можно даже к папе на завод проникнуть, когда дядя Коля на вахте дежурит. И так повсюду, что в дальнейшем очень помогает ребенку налаживать контакты и добиваться намеченных целей. В столице же без кипы важных бумажек даже в библиотеку не  попадешь. Да что библиотека – в общественном туалете не сразу разберешь, на какую кнопку нажать, чтобы потекло жидкое мыло. Что и говорить, в большом городе, где и в метро-то надо уметь пройти, маленькому ребенку изначально затруднена самостоятельная адаптация во взрослом мире.

Поступать в институт столичные дети, в большинстве случаев, идут за руку с мамой, провинциальные – приезжают сами. И, на первый взгляд, удивительно, но последние составляют очень серьезную конкуренцию первым. Казалось бы, большой город предоставляет самые широкие возможности для образования, обязательного и дополнительного.  Разнообразнейшие кружки, секции, студии, частные услуги можно найти на «учебном» рынке. Дело опять в том же: сам ребенок в столице не найдет себе репетиторов и не поедет один на другой конец города в математический кружок. За него это уже сделано взрослыми. А все готовое, «на блюдечке», не стимулирует ребенка к развитию воли и самостоятельности. И на экзаменах, там, где надо показать, чего ты стоишь, побороться, проявить решительность и стремление достичь цели, многие столичные дети пасуют…

Вырастая и становясь родителями, мы привносим свой детский опыт в свою семью. Если сравнить воспитательные установки только по «среде обитания»,  то родитель, выросший в столице, (Виталий) будет чаще осторожнее, тревожнее, мнительнее, инфантильнее, склонный к гиперопеке, повышенному контролю за детьми. Родитель из провинции (Зоя) будет спокойнее отпускать ребенка в «свободное плавание», уверенней смотреть в будущее своего чада, независимей, тяготеющий к демократическому стилю воспитания.

Конечно, закрыть глаза на особенности места, где живет ваша семья, и снарядить своего 3-летнего малыша в магазин через дорогу, необдуманно и глупо. И все же, родителям из больших городов стоит задуматься, как прививать детям самостоятельность даже в таких непростых условиях.

 





Просмотров: 510
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Ведешь себя, как ребенок, лишаешь своих детей - детства
  • Свободны ли вы? Или чего боятся родители, отпуская взрослых детей в свободное плавание.
  • Ребенок плюется — мама смеется. Как родители воспитывают в детях жестокость
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • При чем тут родители? Если в психотерапии ребенок
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • Ребенок случайно увидел, как родители занимаются сексом: как вести себя взрослым?
  • Ребенок отличается от других детей: инакий ребенок
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Ребенок и смерть. Часть 4. Если родители вегетарианцы…
  • Ваша невестка из провинции?
  • о том, как родители могут помочь детям
  • Ребенок и школа. Развитие и воспитание воли у детей - 1.
  • Ребенок и школа. Развитие и воспитание воли у детей - 2.
  • Мама, купи! Или что делать, если вы не можете спокойно заходить в магазин с ребёнком.
  • Рождение ребенка. С какими трудностями могут столкнуться молодые родители?
  • Что должны родители ребёнку и ребенок родителям?
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Контроль над взрослыми детьми. Что хотят родители и как быть детям?
  • Возрастные страхи до трех лет: когда и чего ребенок имеет полное право бояться
  • Любите своих детей, НО! В первую очередь себя!
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Найти себя настоящего. «Раненый внутренний ребенок» или психологические травмы детства.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Учитесь жить осознанно! О том почему родители подсознательно разрушают своих детей.
  • Профнавигатор для детей 9-14 лет. Кружки и секции для ребенка. Представляем реальный профиль
  • Родители, у детей есть право на свою собственную жизнь и представление о ней!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь