Половая социализация и половое просвещение

Половая социализация  и половое просвещение.

Половая социализация и половое просвещение

 

                                                        

                                                                       Мы сумма всех мнгновений нашей жизни;

                                                                       всё, что есть мы, заключено в них,

                                                                       и ни избежать, ни скрыть этого мы не можем.

                                                                                                                                Томас Вульф

 В современном мире, при большом потоке информации извне и чрезмерной раскрепощённости общества ребёнку младшего школьного возраста чрезвычайно сложно ориентироваться в вопросах пола и сексуальности. Помочь ребёнку в этой деликатной, но важной сфере жизни могут родители, учителя, воспитатели.

В 2010 году Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO) разработала и выпустила в свет Международное техническое руководство по половому просвещению. Этот документ является фактологически обоснованным подходом для школ, учителей, специалистов по санитарному просвещению и охватывает все грани насущных проблем, стоящих перед  обществом в вопросах полового просвещения. Я хочу более подробно рассмотреть проблемы половой социализации и сексуального развития детей в препубертатном периоде и особенности психологической помощи детям младшего школьного возраста.

 В разных системах возрастной периодизации эта группа имеет разные названия: позднее детство, второе детство, препубертатный период. Нижняя возрастная граница обычно определяется поступлением в школу, верхняя — весьма размыта, что связано с постепенностью вхождения в пубертатный период и его индивидуальными и половыми вариациями. Препубертат – второй этап формирования сексуальности, характеризуется формированием стереотипа  полоролевого поведения – системы представлений и моделей полового поведения для обоих полов.

З.Фрейд назвал этот период «латентным», т.е. «скрытным», без внешних проявлений, объясняя это тем, что в данном периоде развития  сексуальные устремления у ребенка ослабляются, либидо дремлет и то, что дети знали о сексе до этого, немного забрасывается, забывается. Конечно же, внимание ребёнка в это время сосредотачивается на развитии навыков контактов со сверстниками своего же пола, закладываются основы нравственного поведения, формируется чувство стыда, отвращения.  Но стоит ли отвергать тему сексуальности в этот период развития как неуместную и малозначительную. Согласно теории Социальной Ситуации Развития, сформированной нашим соотечественником  Л. С. Выготским,  на данном этапе жизни ребёнка ключевым фактором становится перестройка системы жизненных отношений. Способность ребенка к учебе, общению, взаимоотношению и определяет его субъективную психологическую способность психического развития, и  потребность в личной привязанности формирует круг его общения, оформляется умение оценивать свои действия со стороны, развивается способность к внутреннему планированию своих действий. Именно этот период важен для адекватного формирования феминности и маскулинности. Конечно же, явные изменения гормональной секреции и внешние признаки полового метаморфоза в этом возрасте отсутствуют, но исследования своего тела и манипуляции с гениталиями, ярко проявляющиеся ещё у дошкольников, сохраняются, и дети, особенно девочки, открывают мастурбацию руками. Как же об этом не говорить с ребёнком? Ведь, чем ниже социальный уровень среды, в которой растёт человечек, тем больше вероятность замены исследовательских сексуальных игр коитальными. А при недостаточно благонадёжном социальном окружении возможна вероятность совращения и втягивания ребёнка в ранние сексуальные действия. Да и половые роли ещё в этом возрасте не интернализованы,  а сексуальное поведение носит подражательный и поисковый характер. Ребёнок осуществляет лишь «пробы» сексуального сценария, в которых создаются предпосылки будущих переживаний данной потребности. 

Важными параметрами, оказывающим влияние на развитие ребёнка, являются: родительский контроль, родительские требования, побуждающие к развитию у детей взрослости, способы общения с детьми в ходе воспитательных взаимодействий и  также, эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и тёплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

Воспитание  нового поколения во все времена была и остается нелегкой задачей. А в современном мире, напичканном разнообразной, часто абсолютно неприемлемой для детского разума информацией, формирование взглядов на сексуальную и социальную идентичность ещё более усложнилось. Ребёнок легко может черпать информацию о половых отношениях из интернета, СМИ, ТV,  неверно истолковывая смысл, и  делая свои, не всегда правильные выводы.  Запретить, либо оградить ребёнка от потока информации мы не можем, следовательно, необходимо иметь постоянную возможность обсуждения с детьми физических и поведенческих аспектов сексуальности человека. А  если этого не проводить, значит бросить детей на произвол судьбы, оставить их без поддержки и опоры. И тогда на выходе, во взрослой сексуальности общество  получит ранние, незапланированные беременности, ВИЧ, инфекции, передаваемые половым путем, мнимую трансексуальность,  женскую аноргазмию, половые извращения. Если половое просвещение вести поэтапно, целенаправленно, непрерывно, тактично сопровождая ребёнка на всех этапах его развития и не только со стороны родителей, семьи,  но и со стороны воспитателей и учителей, то эффект будет положительным, а  общество только выиграет в борьбе за полноценного, здорового и всесторонне развитого человека.

Программы полового просвещения только увеличат объем достоверных знаний и сократят неверную информированность, прояснят позитивные взгляды, разовьют навыки выбора верных решений в вопросах секса и отношений. Кроме того, повысится уровень общения с родителями, сократится число сексуальных партнеров и уменьшится количество половых контактов без средств предохранения. Дети не только хотят, но и должны получать инфомацию о половых отношениях и сексуальном здоровье, но дозированно и своевременно, без травмирования и перегрузки детской психики.

Половая социализация – длительный и многогранный процесс в программе полового воспитания. Он включает в себя и усвоение связанного с полом социального опыта, и систему социальных связей мужского и женского пола, и активное воспроизводство человеческой системы взаимоотношений полов. В процессе половой социализации ребёнок не только пассивно воспринимает и запечатлевает предлагаемое средой и культурой, но и активно применяет воспринимаемое, преобразуя его в собственные установки и ориентации. Так от кого же зависит то, что ребёнок видит и слышит вокруг себя? Не задача ли воспитателя дать ему нужные сведения и ориентиры, показать достойные примеры для подражания и помочь преобразовать воспринимаемое в собственное видение мира? Ведь формирование сексуальности происходит в процессе социокультурного развития человека.

Естественным базисом половой социализации является психосексуальное развитие в онтогенезе сексуальности. А психосексуальное развитие – сложный биосоциальный процесс, в котором «природные» и «социальные» факторы настолько переплетаются, что их нельзя понять друг без друга. Любое нарушение последовательности или сроков критических периодов половой дифференцировки может роковым образом отразиться на будущем сексуальном поведении и самосознании человека. Социализация - процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация также делает возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальную природу, то есть «очеловечивается».

 Несмотря на чрезмерную раскрепощенность общества в вопросах секса современные родители, да и воспитатели-преподаватели порой не знают элементарных требований полового воспитания. Как же проводить половое просвещение, социализировать ребёнка в этой сфере, если не знать опорных пунктов, необходимых ребёнку конкретного возраста. Знают ли родители о том, что их дети к 2,5-3 годам должны знать о половых различиях? К 7 годам о родах, о роли отца в процессе появления дитя на свет? А как травматичны первые столкновения с этой стороной жизни, если ребёнок не получил соответствующей подготовки  от заботливого родителя? Из каких источников младший школьник узнает о поллюциях и менструациях, если отсутствуют разговоры на данные темы с собственными родителями? Преобладающим источником информации становится улица, старшие ребята, литература, интернет…

К сожалению, помехой полового воспитания служит не просто «нежелание» или уклонение взрослых от этой темы, а стыдливость и  собственное невежество. Отдельные причины, приводящие к пренебрежению половым воспитанием, редко выступают отдельно, чаще они комплексны. Что порождает методическую беспомощность? Собственная робость, недопонимание собственных половых отношений, недостаточность знаний и терминов.

В наше время существует достаточное количество литературы по вопросам пола и сексуальных отношений, организованы разнообразные просветительские курсы для родителей и воспитателей. Я, как психолог-сексолог также разработала тренинг для родителей «Вы говорите с ребёнком «Про Это?» Когда и как?», где родители обучаются произнесению «стеснительных» слов и учатся формулировать ответы на предполагаемые «скользкие» вопросы детей. В результате подобных разъяснений и просвещений родители проникаются всей важностью стоящей перед ними задачи, понимая, что обходя и избегая эту тему, они способствуют большему отдалению от себя собственного ребенка.

На основе изложенного выше материала очевиден вывод, что половая социализация детей препубертатного периода при верном половом просвещении и неустанном, внимательном сопровождении родителей и учителей будет проходить полноценно и достойно, предотвращая психологические раны ещё не оформившейся детской психики. А общество только выиграет,  воспитав и обретя сексуально здоровое молодое поколение!

 

 

 



Просмотров: 395
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возрастные особенности полового воспитания детей
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Ошибки матерей в вопросах полового воспитания девочек
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Ошибки, которые совершают родители детей младшего школьного возраста.
  • Трудно быть богом: о деликатных вопросах половой жизни / Только для мужчин!
  • Социализация ребёнка?
  • Социализация ребёнка
  • Этапы развития ребёнка и какие последствия это имеет во взрослой жизни
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Психология воспитания детей младшего школьного возраста
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • О важности психологического здоровья женщины. Часть 1 - Период полового созревания
  • Социализация – процесс создания счастливой жизни, или как вписаться в социум.
  • Развитие проактивности у детей младшего школьного возраста
  • Особые дети: социализация, обучение, отношение
  • Развитие воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста и его семьи в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Про школу | Как родителям поддержать своего ребёнка в “трудный школьный период”
  • Помощь внутреннего ребёнка родителя в налаживании контакта с собственным ребёнком и не только
  • дети в поисках родителей, родители в поисках детей
  • Об эмоциях родителей в процессе воспитания детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь