Все о советах, часть 3: "Треугольник Карпмана"

Все о советах, часть 3: "Треугольник Карпмана" Автор:

Куликов Глеб Егорович - Директор Центра «Сталкер», Бизнес-тренер, Коуч, Врач, Психолог, Гипнотерапевт.

В трансактном анализе в 1968 году для описания коммуникации с нарушением границ  ответственности ее участников Стивеном Карпманом была предложена психо-социальная модель: «Треугольник Карпмана».

В данной модели четко описаны ролевые взаимодействия людей, склонных передавать ответственность за свои жизненные условия и ситуации другим людям, а также брать на себя не свою ответственность вместо других людей.

Все о советах часть 3 Треугольник Карпмана

Стивен Б.Карпман — доктор медицины, ученик Эрика Берна, специалист в области трансактного анализа.

Ядром модели являются 3 взаимно перетекающие состояния/роли: 

Жертва

Роль, в которой человек направляет все усилия не на самостоятельное решение возникшей ситуации а поиск внешней силы: спасателя либо палача. В этой позиции человек видит себя безвольной жертвой обстоятельств, неспособной им, обстоятельствам противостоять. Вот лишь некоторые примеры жалоб, знакомые многим:

«Я бы хотел жить по-другому, но не могу…».

«Жизнь не справедлива, я должен быть иметь больше успеха…».

«Если бы я родился в другое время и в другой стране…».

Преследователь (Палач)

Роль, задача которой найти объект, который можно обвинить в своих неудачах и выразить на него свой гнев. При всей абсурдности это важное проявление психики, позволяющее человеку сохранять чувство самоуважение к себе: если во всем виноваты другие, то это позволяет Преследователю в своих глазах быть хорошим. Для некоторых это приобретает чрезмерный характер – эти люди ищут повод устранять всю несправедливость и несовершенство в других людях. Вся энергия уходит на внешний мир, не позволяя рефлексировать собственное несовершенство. Это уже проявление Палача. Перечислю не менее привычные для многих фразы:

«Во всем виновато государство/политики/другая национальность…».

«Дали бы мне власть, я бы навел порядок».

«Мы во всем разберемся и найдем виновных».

Спаситель (Избавитель) 

Данная роль не относится к тем ситуациям, когда оказывается профессиональная помощь по конкретным вопросам. Для Спасателя характерно желание помочь Жертве даже вне своих компетенций. Причем желание это всегда построено на личной выгоде: либо осознанной, либо является неосознанным желанием «быть хорошим» (от чего часто страдает и корит сам себя), когда жертва становится лишь инструментом повышения собственной самооценки. В максимальном выражении этого механизма у Спасателей может появляться «комплекс Бога» - ощущением, что без их помощи не возможен успех других людей, что уже является нарушенным нарциссизмом.

Жертва на самом деле не так беспомощна, как себя чувствует;
Спасатель на самом деле не помогает,
а Преследователь на самом деле не имеет обоснованных претензий.

Клод Штайнер

Пример из жизни.

Пациент, пожилой мужчина, заходит в кабинет к врачу и говорит:

«Доктор, помогите, пожалуйста, вы моя последняя надежда! Я знаю, про вас говорят очень много хорошего, а то нормальных врачей сейчас уж нет. И вообще везде, куда не придешь, одни негодяи сидят, я бы и всех к одной стенке поставил!»

Данный случай ярко иллюстрирует как легко человек в течение 1 минуты может побывать во всех 3 ролях.

В жизни почти каждый из нас периодически бывает в той или иной роли, но есть ситуации, когда какая-то роль становится для человека ведущей, определяя его типичное поведение. Рассмотрим эти варианты подробнее.

 


Выход из любой роли будет включать в себя следующие аспекты:

  1. Отслеживание включения роли
  2. Осознание границ личной ответственности и зоны ответственности других
  3. Поиск самостоятельного решения и выбор экологичного варианта взаимодействия с другими


 
Следует подчеркнуть, что количество типичных «жертв» в обществе прогрессирует, что во многом обусловлено поддержкой данной позиции со стороны общества (усиленное внимание властей к жалобам, а не инициативам, социальное жилье для социально неблагополучных граждан, лечение алкоголиков за счет налогоплательщиков и т.д.). Итогом становится полная безответственность за свою жизнь среди некоторых граждан. Так, по данным ВОЗ причина подавляющего количества смертей (в Беларуси до 89%) – болезни сердечно-сосудистой системы: часто это ни что иное как болезни образа жизни (питание, физическая активность, управление стрессом и т.д.).
 
В психотерапии огромное количество клиентов, независимо от причины обращения, имеют проблему с ответственностью. Восстановление этого механизма часто уже является достаточной помощью для человека.
 





 

Ошибка мышления Жертвы

Выбирая путь Жертвы мы демонстрируем слабость, чтобы достичь своей цели. В этом случае мы должны стать еще слабее, чтобы привлечь помощь извне. Так происходит до тех пор, пока мы полностью не лишим себя сил, став зависимыми от других. Эта тенденция приобретает характер «порочного круга».

 
 
Альтернативный путь не только короче, но и приводит к развитию личности в целом. Единственным препятствием может стать появляющаяся ответственность. Однако ответственность есть не что иное как одна из сторон монеты, на другой грани которой находится свобода – возможность создавать тот мир вокруг себя, который вам хочется видеть. Одной гранью этой монеты мы платим за собственные успехи, другой гранью мир отплачивает нам.
 
 

Как не попасть в круговорот ответственности?

 

Способы реагирования на поведение жертвы.

 
В различных ситуациях подходят разные способы, поэтому полезно иметь несколько способов в запасе. Выбор того или иного способа будет определяться вами согласно степени близости «жертвы» к вам и желанием помочь. В качестве примера возьмем ситуацию, когда у вашего знакомого постоянные конфликты со своим коллегой:
 

    Возврат ответственности.


«А что ты сам сделал для решения конфликта?»
«Что с твоей стороны может провоцировать эту ситуацию?»
«Ты взрослый человек – чего спрашиваешь/ жалуешься?»
«А как ты сам можешь решить эту ситуацию?»

    Уточняющие (мета-модельные) вопросы.


«В ответ на что конкретно ты так отреагировал?»
«Сколько именно раз ты предлагал взаимное решение?»

    Ссылка на некомпетентность.


«Я не компетентен в этом вопросе и потому тебе придется самому найти решение».

    Неконкретный совет, но выбор за самим человеком.


«Да в этой ситуации тебе придется мобилизировать все свои силы».
«Думаю тебе надо изучить этот вопрос».

    Россыпь вариантов, но не конкретизировать и не советовать в конечном выборе.


«Есть различные варианты: 1…, 2…, 3…, выбирай сам».

    Метод «кавычек».


«Однажды я услышал от одного знакомого: все, что не происходит – учит нас тому, в какую сторону необходимо расти дальше».

    Явный договор.


«Я смогу научить тебя, если ты будешь выполнять все, что я тебе скажу в точности».

     


 
 
В жизни, нас регулярно пытаются втянуть в «Треугольник Карпмана»: коллеги, близкие, случайные встречные и т.д. Делают они этого не для того, чтобы намеренно испортить жизнь, а от того, что для них это самый привычный и, возможно, единственно известный способ взаимодействия. Применяя вышеперечисленные способы вы не только спасаетесь от различных неприятностей, но и развиваете любого встречного, возвращая ему частичку собственной ответственности за жизнь. Пусть вначале многие могут негативно оценить такую заботу о них, но в конечно итоге после накопления подобного опыта это окажет на них самое исцеляющее воздействие. Каждый из нас может транслировать это другим – все остальное это уже их часть ответственности.
 

Цикл статей: "Все о советах"

  1. Принцип "Сапожник без сапог"
  2. Эффект "Бумеранга"
  3. "Тругольник Карпмана"


Просмотров: 570
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Как жизнь скучна, когда страданья нет" - скрытая выгода роли Жертвы.
  • "Работа с МАК. Расклад "ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА".
  • Треугольник манипуляций: "Жертва - Преследователь - Спасатель" и созависимые отношения.
  • "Куда мне себя деть от своих детей?!" или О некоторых причинах усталости и раздражения мам.
  • Сказ о том "Как Треугольник Карпмана равнодушие породил" (то ли ложь, то ли намёк)
  • Один день (конфликтология — "треугольник Карпмана" — сценарии) 2012 г.
  • Что такое, на самом деле "Любить себя"?!
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Треугольник Карпмана: "Спасатели" идут!!! - спасайтесь!
  • Еще одна ошибка родительского воспитания. "Снятие ответственности"
  • Еще одна ошибка родительского воспитания. "Снятие ответственности"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Треугольник Карпмана: Что преследует "Преследователя".
  • "Всё это я сделал с тобой ". Про чувство ответственности за всё.
  • Откуда берется умение себя защитить, или Как стать "исключением" и спасти свою жизнь
  • "Сколько консультаций может понадобиться, чтобы решить мою проблему?"
  • Когда САМОоценка становится оценкой "Других"...
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • "Инструкция по мотивации, или почему тебе на самом деле не нужна никакая мотивация".
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Как "треугольник" помогает чувствовать себя любимыми
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Одиночество" - это когда тебе неуютно быть с самим собой.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь