|
Все о советах, часть 3: "Треугольник Карпмана"Автор статьи: Куликов Глеб Егорович
Все о советах, часть 3: "Треугольник Карпмана" Автор: Куликов Глеб Егорович - Директор Центра «Сталкер», Бизнес-тренер, Коуч, Врач, Психолог, Гипнотерапевт. В трансактном анализе в 1968 году для описания коммуникации с нарушением границ ответственности ее участников Стивеном Карпманом была предложена психо-социальная модель: «Треугольник Карпмана». В данной модели четко описаны ролевые взаимодействия людей, склонных передавать ответственность за свои жизненные условия и ситуации другим людям, а также брать на себя не свою ответственность вместо других людей. Стивен Б.Карпман — доктор медицины, ученик Эрика Берна, специалист в области трансактного анализа. Ядром модели являются 3 взаимно перетекающие состояния/роли: Жертва Роль, в которой человек направляет все усилия не на самостоятельное решение возникшей ситуации а поиск внешней силы: спасателя либо палача. В этой позиции человек видит себя безвольной жертвой обстоятельств, неспособной им, обстоятельствам противостоять. Вот лишь некоторые примеры жалоб, знакомые многим: «Я бы хотел жить по-другому, но не могу…». «Жизнь не справедлива, я должен быть иметь больше успеха…». «Если бы я родился в другое время и в другой стране…». Преследователь (Палач) Роль, задача которой найти объект, который можно обвинить в своих неудачах и выразить на него свой гнев. При всей абсурдности это важное проявление психики, позволяющее человеку сохранять чувство самоуважение к себе: если во всем виноваты другие, то это позволяет Преследователю в своих глазах быть хорошим. Для некоторых это приобретает чрезмерный характер – эти люди ищут повод устранять всю несправедливость и несовершенство в других людях. Вся энергия уходит на внешний мир, не позволяя рефлексировать собственное несовершенство. Это уже проявление Палача. Перечислю не менее привычные для многих фразы: «Во всем виновато государство/политики/другая национальность…». «Дали бы мне власть, я бы навел порядок». «Мы во всем разберемся и найдем виновных». Спаситель (Избавитель) Данная роль не относится к тем ситуациям, когда оказывается профессиональная помощь по конкретным вопросам. Для Спасателя характерно желание помочь Жертве даже вне своих компетенций. Причем желание это всегда построено на личной выгоде: либо осознанной, либо является неосознанным желанием «быть хорошим» (от чего часто страдает и корит сам себя), когда жертва становится лишь инструментом повышения собственной самооценки. В максимальном выражении этого механизма у Спасателей может появляться «комплекс Бога» - ощущением, что без их помощи не возможен успех других людей, что уже является нарушенным нарциссизмом. Жертва на самом деле не так беспомощна, как себя чувствует; Клод Штайнер Пример из жизни. Пациент, пожилой мужчина, заходит в кабинет к врачу и говорит: «Доктор, помогите, пожалуйста, вы моя последняя надежда! Я знаю, про вас говорят очень много хорошего, а то нормальных врачей сейчас уж нет. И вообще везде, куда не придешь, одни негодяи сидят, я бы и всех к одной стенке поставил!» Данный случай ярко иллюстрирует как легко человек в течение 1 минуты может побывать во всех 3 ролях. В жизни почти каждый из нас периодически бывает в той или иной роли, но есть ситуации, когда какая-то роль становится для человека ведущей, определяя его типичное поведение. Рассмотрим эти варианты подробнее.
Выход из любой роли будет включать в себя следующие аспекты:
Ошибка мышления Жертвы Выбирая путь Жертвы мы демонстрируем слабость, чтобы достичь своей цели. В этом случае мы должны стать еще слабее, чтобы привлечь помощь извне. Так происходит до тех пор, пока мы полностью не лишим себя сил, став зависимыми от других. Эта тенденция приобретает характер «порочного круга». Как не попасть в круговорот ответственности?
Способы реагирования на поведение жертвы.
Цикл статей: "Все о советах"
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|