История переживания негативных эмоций в свой адрес

Автор статьи: Доценко Елена

Заметки из терапии. Как мы встречаемся и психологически обрабатываем негативные эмоции в свой адрес? Что с нами происходит?


Часто история слиятельная. Границ в семье нет. Каждый делает другого ответственным за свои чувства. Границы проницаемы. Аффект переживается совместно, без разделения кому он принадлежит, кто или что источник.


Возможный сценарий.


I - Сцена первая. Отец или мать негодуют в адрес ребенка, вручая ему свое раздражение вместе с указанием на ошибки. Ребенок делается пристыженным, и в более старшем возрасте - виноватым. Взрослые выплескивают свои эмоции - свой "праведный" гнев - и удаляются.


II - Сцена вторая. Ребенок остается наедине с собой, чтобы переваривать раздражение и гнев взрослого. Состояние тревоги и небезопасности. Переживает, как ему снова сделаться "хорошим" в глазах взрослого. Затихает, чтобы переждать волну раздражения. Кусает ногти и по-всякому пытается справиться с напряжением. Опоры нет.


III - Сцена третья. Через годы. Плохой контакт с собственной агрессией. Возможны вспышки. Другие люди указывают на ошибки - обида и стыд захлестывают. Накопленная, невыраженная агрессия подступает и еле удерживается. Причины подавленного настроения плохо осознаются. Много настороженности, чтобы не упасть лицом в грязь. Проблемы с близостью.


IV - Сцена четвертая. Негодование в адрес своих детей.


Это не приговор, не карма и не судьба.


Процесс терапии:


Нащупывание и отстраивание внутренних границ. Встреча со страхом отвержения. Разделение ответственности на свою и не-свою. Прощупывание своих желаний и потребностей. Постепенное наращивание навыков просить и получать поддержку у других людей и навыков самоподдержки. Знакомство с собственной агрессией, выражение агрессии, принятие. Более спокойная и не разрушительная встреча с агрессией Другого без потери контакта. Получение опыта проживания стыда в присутствии и с поддержкой Другого. Расставание с иллюзией "быть хорошим" и "заработать любовь". Постепенное знакомство со всеми своими сильными эмоциями и своими разными сторонами. Наращивание устойчивости и способности встречаться с собственными чувствами, не убегая и находясь в сознании.


Да, сложно. И часто тянет сорваться в старые паттерны и ни о чем не думать.
Но это возможно и оно того стоит.



Просмотров: 401
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Дети - "вспышки", или что делать с неконтролируемой агрессией?
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Я не у силах справиться со своей агрессией и раздраженностью на свою дочь"
  • Возьмите свою жизнь в свои руки! Как правильно выстроить личные границы, учимся слову "нет"!
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Нет денег? Так пойди и найди!"-что сделать, чтобы эта фраза не звучала в вашей семье.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Стоит ли нам дальше быть вместе?" Как мы поступаем со своими сомнениями.
  • Как мы часто "не встречаемся"ИЛИ в плену у шаблона
  • Как достойно справиться с критикой в свой адрес.
  • Эпидемия "славных" людей или как опасно быть хорошим для всех.
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Большинство людей воспринимает критику в свой адрес, как оскорбление
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • "У нас Семья!" или "Нет, мы только вместе живем!"
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • "Перестать думать" vs "остановиться, чтобы подумать."
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Как не стоит писать, чтобы не "спасать", а получать обращения реальных клиентов?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Тайная цена жертвенности или почему плохо "быть хорошим"?
  • Как научиться говорить "Нет" и выстроить свои личные границы!
  • Как рассказать о своих планах, чтобы не "сглазили"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь