|
Дети - "вспышки", или что делать с неконтролируемой агрессией?Автор статьи: Лавицкая Мария Алексеевна
В последние несколько лет я все чаще встречаюсь с проблемой неконтролируемых вспышек агрессии у дошкольников. Эта проблема затрагивает не только родителей агрессивного ребенка, но и всех участников образовательного процесса, включая воспитателей, узких специалистов, детей группы и родительского сообщества. Согласитесь, присутствие в группе ребенка, потенциально опасного для других воспитанников, вызывает раздражение как у родителей других детей, так и у воспитателей. И в то же время специалисты с базовым педагогическим образованием зачастую не могут найти инструменты воздействия на такого ребенка, не знают, какие рекомендации дать родителям и с чего вообще начинать работу с ребенком - "вспышкой". Подобная ситуация часто приводит к конфликтам в детском коллективе, росту негативного отношения к семье "агрессора" седи родительского сообщества, и, естественно, с еще большей силой провоцирует проявления антисоциального поведения у ребенка - "вспышки". В свою очередь, не секрет, что агрессивное, провоцирующее поведение дошкольника является сигналом его внутренней дисгармонии, и начинать работу с поведением необходимо с выстраивания системы взаимоотношений между родителями и ребенком. Например недавно ко мне обратилась мама мальчика, возраст 5 лет, с жалобой на то, что ребенок проявляет физическую агрессию по отношению к сверстникам. В ходе беседы выяснилось, что дома ребенок находится под воздействием частых смен эмоционального фона. Папа проявляет негативные и позитивные эмоции достаточно ярко, к тому же может сменять эмоции достаточно быстро (сильно отругал, через несколько минут зацеловывает). В этой ситуации мы видим "непредсказуемого" родителя, и мы понимаем, что ребенок здесь не может чувствовать себя уверенно и спокойно потому как ребенок не может прогнозировать поведение родителя, и не может прогнозировать его реакции на те или иные поступки. Родители для дошкольника являются самыми важными людьми в жизни, образуют фундамент его психического благополучия, однако если фундамент чрезмерно неустойчив, то и стоять на нем, мягко говоря, страшновато. Соответственно в подобной ситуации ребенок находится в постоянном стрессе, постоянном страхе, который, переходит в агрессию - как защитный механизм. Поэтому первой рекомендацией такой семье будет ВЫРАВНИВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА ДОМА. В свою очередь воспитатель может давать такому малышу посильные поручения, и хвалить за их выполнение, например так: "Игорь, сегодня ты раздавал ребятам пластилин перед занятие, ты сделал это очень хорошо! Проверил, чтобы у каждого были нужные цвета, и нужное количество. Ты мне очень помог!" а так же хвалить за проявление социального поведения, например так: "Игорь, сегодня когда Петя нечаянно толкнул тебя а потом извинился, ты сдержался и не стал обижать Петю, а наоборот, сказал что извиняешь его, я увидела, как ты повзрослел. Это правильный поступок, я горжусь тобой!" Таким образом вторая рекомендация это ПОДКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. Однако не все родители учат ребенка навыкам социально приемлемого поведения, ограничиваясь только наказаниями и запретами. В таком случае ребенок понимает, что то или иное действие совершать нельзя, и в тоже время не имеет социального приемлемого способа выплеснуть агрессию, или накопившуюся энергию. Соответственно, продолжает делать то, что раньше, но уже с осознанием того, что он - "плохой" (я знаю, что нельзя бить других детей, поэтому что это плохо, но я все равно бью, значит я - плохой). Соответственно рекомендация номер три ДАТЬ РЕБЕНКУ СОЦИАЛЬНО ПРИЕМЛЕМЫЕ СПОСОБЫ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ АГРЕССИИ И НЕГАТИВА. Например когда хочется ударить рукой - похлопать в ладоши, посчитать пальцы на руках. Если хочется пнуть - присесть 10 раз. Если хочется обозвать другого ребенка - прочитать стих или скороговорку. И обязательно ВЫСТРАИВАТЬ ГРАНИЦЫ и ВЫДЕРЖИВАТЬ ЗАПРЕТЫ. Таким образом ребенок учится самоконтролю и уважению себя и других.
Любите своих детей!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|