Забота поддерживающая и забота инвалидизирующая.

Недавний месяц был эмоционально непростым, в недавние пару недель я совсем захандрила, а в недавние пару дней и вовсе стала ощущать себя беспомощным обиженным ребенком, который очень хочет, чтобы его пожалели и о нем позаботились. Я-то сама, конечно, да. Но очень хотелось, чтобы и кто-то снаружи тоже. Сознательно организовать себе достаточную заботу от кого-то «снаружи» я не сумела. И…

Утром сдавала кровь. Обычно всё проходит спокойно, но в этот раз мне сдурнелось. Обиженный ребенок сначала взвыл от ужаса (теперь уже и я сама не смогу о нем позаботиться, т.к. моя взрослая часть в ауте), но потом возрадовался, когда увидел, что вокруг меня хлопочет добрая медсестра. Вот она – желанная и долгожданная забота от кого-то снаружи.

Сначала было очень приятно. «Вот вам водичка. Сидите, не вставайте пока. Вот еще водичка. Не легче? Прилягте. Вот, держитесь за мою руку. Еще водичка. Как вы? Вот нашатырь. Полежите ещё.» Всё это питало и придавало сил. Обиженный ребенок получил, наконец, то, что хотел, и успокоился.

Состояние стало улучшаться, силы возвращались, и я была готова потихоньку вставать. Но в этот момент медсестра сказала что-то вроде «Погодите, вам пока рано вставать, полежите ещё». И во мне резко проснулась Жертва, тотально беспомощная и практически умирающая. Силы резко кончились, и захотелось лежать, смотреть стеклянным взглядом в потолок и медленно умирать, оплакивая себя.

Очень тонкая грань между поддерживающей заботой и инвалидизирующей заботой.

Бывают ситуации, когда человеку действительно нужна извне забота, поддержка, защита, сочувствие. «Сумей помочь себе сам» – это звучит круто, конечно, но не всегда соотносится с реальностью. Маленький ребенок еще не может о себе позаботиться. Человек, переживший утрату близкого, нуждается в поддержке других людей. Человек, переживший угрозу жизни или ситуацию насилия, нуждается в защите и поддержке какое-то время. Болеющий человек нуждается в заботе и помощи сообразно его собственным способностям и ресурсам в данный момент.

Ключевой момент как раз вот эта сообразность.

Когда малыш сам еще не может завязывать шнурки – ему нужна помощь взрослых в том, чтобы их завязать. Когда он физически и психически достигает того уровня развития, что он уже может этому научиться, – ему нужна помощь взрослых в том, чтобы научиться их завязывать. Когда он уже научился, и в его состоянии достаточно физических и психических ресурсов, чтобы их завязать (у него не сломана рука, у него нет высокой температуры и т.д.), он нуждается в возможности сделать это самостоятельно. А если ему «помогать» – это будет обесценивание его сил и инвалидизация.

Когда человек болен и не может сам встать – ему нужен уход. Когда у него появляются силы, чтобы вставать и ходить с чьей-то помощью – ему нужна помощь и поддержка именно в том, чтобы вставать и ходить. А «заботиться» о нем через то, чтобы продолжать делать все за него, когда он уже может начинать делать это сам, – будет инвалидизацией.

Если у человека в данный момент нет физического и/или психического ресурса на действие, то можно помочь человеку восстановить этот ресурс. Когда у человека этот ресурс появляется, важно отпускать его в самостоятельное действие. Иначе получается отъем ресурса. Человек получает послание, что он беспомощный. Сначала злится и бунтует, а потом превращается в Жертву.

Также и в терапии. Если человек приходит с ранней травмой, он нуждается в некоторой степени заботы и защиты снаружи, чтобы вообще увидеть и почувствовать – что это такое – забота и защита. По мере увеличения ресурса, человек уже нуждается в постепенном обучении, как можно заботиться о себе и защищать себя самостоятельно. И важно не «проморгать» и не «перезаботить» человека, когда он уже в силах делать это сам.

В быту с близкими бывает сложно понять, нужна ли человеку сейчас действительно помощь или же лучше не мешать ему становиться самостоятельным. Частый вопрос – как понять, нужно ли человека «взять за руку» и отвести к врачу, потому что он из-за болезни «эмоционально провалился и не способен сейчас сам трезво оценивать ситуацию», или же пусть сам решает, идти ли ему к врачу, и если не идет и его здоровье ухудшается, то это его ответственность. Мне кажется, в этом вопросе важно учиться спрашивать близкого и слышать его ответ как на вербальном, так и на не вербальном уровне, чтобы научиться различать, где манипуляции «жертвы», где реально нужна помощь, а где собственная сверхзабота разыгралась на ровном месте.

 

С уважением,

Иванова Елена (Saida) Вячеславовна



Просмотров: 456
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Человеку нужен человек. Для чего нужна психологическая помощь?
  • Мне нужна помощь … а на что я готова, чтобы ее получить?
  • Когда нам бывает нужна помощь психотерапевта?
  • Каждый может выделить 10 минут, чтобы позаботиться о себе
  • Помощь психолога — когда она нужна?
  • Когда нужна помощь психотерапевта
  • Когда нужна помощь специалиста?
  • Человек в травме: когда помощь специалиста необходима.
  • Что делать, когда нужна поддержка?
  • Послеродовая депрессия. Когда нужна помощь?!
  • Когда нужна психологическая помощь подросткам?
  • Когда ребенку нужна помощь психолога?
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • Важно научиться терять время, чтобы потом его приобрести...
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Когда мама нуждается в помощи
  • Когда болит душа или зачем нужна психологическая помощь?
  • Как определить настоящую потребность, когда нужна психологическая помощь?
  • Человек делает лучшее, на что он способен в данный момент времени.
  • Тревожные расстройства у детей и подростков. Когда нужна помощь специалиста?
  • Чем меньше любви получает человек, тем больше он в ней нуждается
  • «Экспресс-расклады Таро» – лучший метод, когда помощь психолога нужна сию же минуту!!!
  • Когда мы разговариваем ни о чем, наша жизнь в этот момент, становится никчемной
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • Как помочь человеку, когда он не может ответить сам на вопросы?
  • Сказка про пьяные вишни. Когда трезвость становится в тягость, что делать чтобы не опустить руки?
  • Когда мы хотим изменений,мы смотрим вперед. А начать лучше с того, чтобы посмотреть в зеркало.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь