Есть ощущение, что для наших бабушек словосочетание «решать психологические проблемы» звучит как синоним «с жиру беситься». Что изменилось у нашего поколения, жить стало сложнее? На этот и другие вопросы мы попросили ответить клинического психолога Центра Практической Психологии и Психотерапии "Вершина" Веронику Меркулову:
- Не могу сказать, что «бабушки» не обращаются к психологу. Старшее поколение также приходит на приём и решает свои проблемы. Другой вопрос, что психология, как прикладная наука для широкого применения в нашей стране, начала развиваться лет 20 назад, и по сей день не сформировалась еще привычка обращаться к психологу так же, как и к другим специалистам. А времена действительно меняются, соответственно и проблемы тоже. В мире стало больше свободы действий и передвижений. Изменились, например, условия работы и приёма на неё, как следствие и у работников, и у руководителей возникает больше вопросов и сложностей в достижении психологического комфорта.
Для определения роли психолога приведу простой пример: Сейчас должность штатного психолога обязательна на железной дороге. Необходимость в этой должности обусловлена тем, что, по статистике, в среднем, каждый машинист... сбивает 50 человек. И с этим фактом он ничего поделать не может, поэтому с ним нужно как то жить, а главное продолжать работать дальше...Также существуют проблемы мирового терроризма и глобальных катастроф, поэтому и применение у психологии достаточно широкое, и не ограничивается решением межличностных отношений. А как же друзья, семья, люди, которые всегда поймут и поддержат?
- Дружба - это, конечно же, прекрасно и важно, и дружеская поддержка - это здорово. Однако, у психологов есть важное правило - не оказывать психологическую помощь знакомым людям. На то есть весомая причина. Чтобы решить проблему как таковую, требуется несколько абстрагированный подход. Знакомый человек может просто не заметить в чём корень проблемы. Потому, что принимает человека таким, какой он есть. Возникают и такие ситуации, когда человеку нужно сказать ту правду, которую он не сможет принять от близкого человека. В итоге и помощь будет неэффективной, и отношения испорчены.
Часто слышу от друзей и сама иногда употребляю для определения своего настроения слово «депрессия». Хотя и понимаю, что всё это просто хандра и временно. Где грань между хандрой и действительно заболеванием, которое нуждается в лечении?
- Жизнь не всегда бывает лёгкой и приятной. Череда событий сменяет друг друга. Бывают моменты приятные, бывают неприятные, это нормально. И грустить тоже нормально и естественно. Но, одно дело, когда это просто сказывается усталость или череда текущих неприятных моментов. Другое дело, если речь идёт о депрессии как о диагнозе. Тогда к грусти прибавляются и физические симптомы, такие как расстройства сна, аппетита, слабость. Также характерно отсутствие мотивации, интереса к жизни. Причём не так, что «я сейчас не хочу», а «я в принципе, вообще ничего не хочу». Это состояние сказывается не только на настроении, но и на всей жизни человека, работе, семье и.т.д. Конечно, человек может сам за уши вытаскивать себя из этого «болота», и даже должен помогать своему исцелению, но без помощи специалиста сделать это будет сложно.
Все мы знаем, что если болит горло, нужно обратиться к отоларингологу, если зубы - то к стоматологу. А какие «симптомы» говорят о том, что нужно обратиться к психологу или психиатру?
- У каждого человека есть свои особенности, «странности». И если человек, осознавая эту «странность», понимает, что она мешает ему жить - это и есть повод для обращения к психологу. Ряд проблем психолог помогает разрешить человеку сам, но иногда он может выступить связующим звеном с другими специалистами. Например, если речь идёт о нарушениях памяти и внимания, то нужна консультация невролога. Или проблема может быть вызвана гормональными нарушениями, и в этих случаях необходима помощь эндокринолога.
Свой отпечаток на психику накладывают и стрессы. К сожалению, обычно в жизни не бывает таких периодов, когда после пережитого стресса у человека есть возможность реабилитироваться в спокойной обстановке и готовиться к новым потрясениям. Зачастую, стресс наслаивается на новый стресс. И если с этим ничего не делать, то, рано или поздно, это приведёт к срывам.
Другой вопрос, если речь идёт о действительно серьёзных психических заболеваниях. Ведь тогда человеку очень сложно самому понять, что с ним что-то не в порядке. А снижение критичности к своему состоянию, нарушение адекватности в восприятии реальности - сами по себе являются симптомами грубых психических расстройств. Если приводить конкретные примеры, то одно из известных и частных проявлений шизофрении «голоса в голове». В этот момент человек слышит то, чего нет. Но для него это услышанное становится частью реальности. Поэтому рассказывать об этом он может и не спешить, так как может считать эти голоса чем-то сакральным.
Могут ли родные как-то повлиять на решение человека обратиться к специалисту?
Пока человек сам не осознает, что ему необходима помощь, эффекта не будет. Поэтому никто из специалистов не возьмётся помогать человеку «насильно». Но каждый человек может обратиться к психологу по поводу проблем в общении с другими людьми. Тогда ситуация будет разрешаться двусторонне. Станет легче и тому, кто обратился к специалисту, и этим самым «другим людям», с кем пришедший за помощью обращается. А если речь идёт о серьёзных расстройствах психики?
По закону о психиатрической помощи принудительное лечение возможно в трёх основных случаях: - Человек представляет опасность для общества; - Человек может навредить сам себе; - Человек находится в беспомощном состоянии. Действительно, каждый человек имеет право сам решать, нужно ему лечение или нет. Этот закон защищает людей от признания их «душевнобольными» без особых на то оснований. Но есть и другая сторона медали. Те люди, которые действительно нуждаются в помощи психиатров и которым можно было бы помочь, зачастую остаются без врачебного участия. Ведь не каждый психически больной человек обязательно становится опасным или беспомощным. К тому же не всегда можно доказать, что эти исключения имели место быть. Говоря совсем простым языком: если человек побежит за кем-то с топором, и в этот момент к нему вызовут скорую помощь и полицию, то да, его, скорее всего, сочтут опасным. А если человек с топором просто не расстаётся, но прямых намерений убить им кого-то не проявлял, опасность для общества вряд ли будет доказанной.
Мировой кинематограф рисует нам страшные картины психиатрических клиник. Есть ли в этом какая-то доля правды? Взять, например, «Пролетая над гнездом кукушки».
Подобные заведения часто обрастают всякими мифами. Что касается кинематографа - да, действительно, были времена, когда лоботомия считалась нормальным способом лечения душевнобольных. Или когда над больными людьми проводили всевозможные опыты. Кроме того, специфика работы не с определёнными телесными недугами, а с непонятной областью, называемой «душой», - благодатная почва для возникновения предубеждений.
Однако, могу вас заверить, что врачи там хотят помочь и действительно помогают. Медицина не стоит на месте. И, хотя многие психические заболевания на сегодняшний момент до конца не излечиваются, есть много способов приблизить человека к нормальной жизни.
Не могу не коснуться темы «эпидемии» суицидов. На ваш взгляд, имеет ли она место быть? И может ли как-то в этом случае человек помочь человеку, отговорить, предотвратить?
Не могу сказать, что это именно эпидемия. Просто, действительно по количеству самоубийств Россия, к сожалению, на одном из первых мест. А некоторые регионы нашей страны и вовсе имеют абсолютный рекорд по количеству суицидов в год, по сравнению со всеми уголками мира. Но суицид - это не только медицинская проблема. Это проблема социальная, всего общества. Её нельзя решать точечно, работой с каждым конкретным, отдельным человеком. Это, скорее, работа государственная и принадлежит Министерству здравоохранения и социального развития. Что касается конкретных случаев, существует такой очень вредный миф, что если человек говорит, что хочет покончить с собой, то он никогда этого не сделает. На деле же, люди нередко от разговора переходят к действию. Иногда они в этот момент как раз и обдумывают своё намерение. Иногда этими словами они просят помощи и поддержки. Поэтому насмешки над ситуацией или игнорирование подобных заявлений могут иметь необратимые последствия. Лучше лишний раз пожалеть человека, приободрить его, оказать помощь, чем пройти мимо, думая о том, что вас просто пугают или так своеобразно привлекают к себе внимание.
Есть много случаев, когда человека один раз спасли, а он всё равно продолжает попытки, до тех пор пока они не увенчаются успехом. Может быть, это необратимый процесс, может, и вмешиваться бесполезно?
На самом деле, человек продолжает попытки не потому, что суицид неизбежен. А потому, что проблема, которая подтолкнула его к этому шагу, так и осталась нерешённой. Его спасают, он возвращается в ту же обстановку. И, если ничего не меняется, снова приходит к выводу, что выхода-то и нет. Поэтому так важно обратиться за помощью к психиатру и психологу после незавершённого суицида. А ещё лучше, заранее, когда намерение только появилось.
Сталкивалась со случаями, когда уже вроде и не подростки, и в жизни у людей всё относительно нормально было, но люди совершают самоубийство. А друзья и родственники недоумевают: «Как такое могло произойти?» А могли ли они как-то повлиять?
Всегда стоит помнить, что мы не боги. Конечно, от нас многое зависит. Если мы можем, мы стараемся нести добро, помогать, спасать. Но, к сожалению, мы можем далеко не всё. Нельзя контролировать всё, нельзя подмечать всё, нельзя предотвратить всё. Если человек не рассказал вам о причине переживаний, которые привели к таким печальным последствиям, значит не хотел. И вряд ли вы могли на это решение как-то повлиять.
Мы и нас часто мерят категориями "нормальности" и "ненормальности", есть ощущение, что это не всегда хорошо?
Слово «нормально» само по себе пустое, так же как слова «хорошо» и «плохо». То есть, это всего лишь оценка, не несущая никакой информации. Поэтому, если хотите сказать кому-то: «Твоё поведение сегодня не нормальное», - потрудитесь объяснить почему. Что именно не так. В чём отличие от обычного. Вообще, конструктивный диалог способен решить многие проблемы. К каждому человеку нужно искать свои подходы. Таким образом, приходить к взаимопониманию в отношениях муж-жена, родитель-ребенок, начальник-подчинённый и.т.д. Взаимопонимание - это важная составляющая внутренней гармонии, к которой все мы стремимся. И что очень важно, счастье и гармония - это реально! А если не получается обрести их самостоятельно, всегда можно обратиться к специалисту, и результат обязательно будет.
Интервью было дано порталу "ДокторТут", как презентация раздела "Психология" на портале.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.