|
Быть с ребёнком - качество присутствияАвтор статьи: Полярус Марина Александровна
Картинка из жизни: Папа читает газету, рядом с ним играет 3-летняя дочка. Девочка показывает ему куклы, рассказывает что-то про их взаимоотношения, про свой день в садике и ссору с другом Ваней - папа же, увлечённый вечерними новостями и описанием футбольного матча, время от времени кивает головой и невпопад вставляет "угу", "замечательно" и "надо же". Реальный диалог с мальчиком 7 лет: - Скажи, тебе хватает мамы? - Нет, мамы постоянно нет. - А где она? На работе, наверное, работает много? - Да нет. Она в планшете обычно. Спрошенная потом мама была крайне удивлена: ведь она проводит с сыном много времени, каждый день забирает его из садика и отводит туда, сидит с ним вечером - и этого мало?! Да, мало, если физически она присутствует, но психологически - нет. Итак, как же стоит общаться с ребёнком, чтобы это было действительно живое и настоящее общение? Как быть с ним рядом, чтобы это было подлинное присутствие, которое так ценно и желаемо для ребёнка (для взрослых, впрочем, тоже).
- вовлечённость - т.е. когда вы целиком и полностью, всей душой, эмоциями и всей полнотой внимания присутствуете сейчас в этом моменте со своим ребёнком, - внимательное слушание - напрямую вытекает из первого пункта. Если вы действительно вовлечены, то вы с интересом и увлечённостью слушаете те уникальные и неповторимые вещи, что рассказывает вам сейчас ребёнок, - совместная деятельность - просто делайте что-то вместе с ребёнком. Он сам расскажет, что от вас сейчас требуется: повозить эту вот машинку, побыть частью ландшафта или помочь вырезать сложную фигурку. Или можете предложить что-то своё: вместе накрыть на стол или забить гвоздь, сходить в магазин или поменять лампочку. - зрительный контакт - это совсем просто: просто вместо газеты, экрана монитора или планшета вы смотрите на ребёнка - ему в глаза, слушая его, или на его занятия, если он делает что-то, - телесный контакт - можно обнимать, держать ребёнка на руках, на коленках, просто прикасаться иногда, показывая, что вы тут, рядом, с ним вместе. Это особенно важно для маленьких детей (хотя, опять же - это важно и для больших, и даже для очень больших детей))
Понятно, что такое общение сложно обеспечивать постоянно и много (особенно учитывая реально большую занятость современных родителей) - но это как раз тот случай, когда лучше меньше, да лучше. Я уверена, что полчаса настоящего, глубокого и подлинного общения дадут ребёнку больше, чем 3 часа с мамой, которая всё это время болтает с подружкой. Если вы по какой-то причине не можете обеспечить ребенку своё полноценное присутствие (устали, плохо себя чувствуете, раздражены после работы, сильно заняты), то лучше честно сказать об этом, объяснив причину. Например так: "Знаешь, сейчас я не смогу поиграть с тобой, потому что очень устала. Я отдохну какое-то время, а потом почитаю тебе сказку" - так ребёнок поймёт, что важен для вас, и сможет подождать. Стоит помнить, что ребёнок, получая такое вот живое, любящее, "качественное" общение с родителями, одновременно получает переживание своей ценности и принятия, ощущение доверия к миру и безопасности, становится более уверенным в себе, получает возможность исследовать этот мир и двигаться дальше. Несколько минут вашего времени и немного внимания - а ребёнок получает важнейший опыт.. По-моему, оно того стоит, а как вам кажется?) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|