Почему я так реагирую на проблемы или откуда берутся травмы?

Замечали ли вы, что порой на одно и то же неприятное событие   люди реагируют совершенно по-разному?

Почему я так реагирую на проблемы или откуда берутся травмы

 Это особенно заметно в больших коллективах. Например,  узнав про грядущее массовое увольнение, один человек  тихонько продолжает делать свою работу, как будто ничего не произошло,  другой - ругает никчемных руководителей, хотя еще вчера восторгался  политикой руководства, третий  -  ходит  с сияющим лицом  и  транслирует всем и вся о том, что все, что не происходит - все к лучшему. 

Чем это можно объяснить?

Индивидуальные особенности – это слишком общее объяснение.  Точнее будет сказать в этом случае, что у каждого приведенного в примере человека свой индивидуальный способ справиться с проблемой, которая возникла. Другими словами, каждый человек защищает себя  от проблемы так, как умеет.

Жизнь ежедневно преподносит нам сюрпризы-проблемы.  Эти  сюрпризы  зачастую бывают настолько неожиданными и независимыми от наших действий и мыслей, что совершенно не вписываются в построенные жизненные планы.  Планы рушатся,  а с ними и привычный безопасный комфортный мир. Человек  остается на грани своих психологических возможностей выжить.

Если бы человек  не имел возможности переживать такие сюрпризы, то и жизнь его заканчивалась намного раньше старости.

Поэтому  психика человека  формируется  таким образом, что для переживания  неприятных сюрпризов у нее создаются специальные  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ. 

С одной стороны,

 психологические защиты – это не что иное, как глобальные, здоровые, закономерные, адаптивные способы переживания этого нестабильного, порой внезапного, незапланированного и независимого от нас мира,  т.е. объективной реальности.

 Феномены, которые называются психологическими защитами в таком случае довольно условно, имеют множество полезных функций.  Они проявляются как здоровая, творческая  адаптация и продолжают действовать на протяжении всей жизни. Благодаря им психика  может более гибко переживать жизненные разочарования и неудовлетворенность.

С другой стороны,  психологические защиты  особо ярко проявляются и обнажаются при защите собственного «Я» от какой-либо угрозы. 

«Личность, чье поведение носит защитный характер, бессознательно стремится выполнить одну или обе из следующих задач:

  1. Избежать или овладеть неким мощным угрожающим чувством – тревогой, иногда сильнейшим горем или другими дезорганизующими эмоциональными переживаниями;
  2. Сохранить самоуважение». (Ненси Мак-Вильямс)

 Каждый человек с годами  индивидуально изобретает для себя собственные способы переживания объективной реальности, то есть психологические защиты.  Их может быть несколько, они могут изменяться с годами. Но все же некоторые из них становятся любимыми, избранными. И именно они определяют характер человека – то, как он реагирует в ситуациях.

«Предпочтительное автоматическое использование определенной защиты или набора защит является результатом сложного взаимодействия по меньшей мере четырех факторов:

  1. Врожденного темперамента.
  2. Природы стрессов, пережитых в раннем детстве;
  3. Защит, образцами для которых (а иногда и сознательными учителями) были родители или другие значимые фигуры;
  4. Усвоенных опытным путем последствий использования отдельных  защит».  (Ненси Мак-Вильямс)

 В приведенном вначале статьи примере об увольнении первый человек использовал такую защиту, как отрицание, второй – изоляцию, третий – обесценивание.

 Защиты условно подразделяются на два уровня –  незрелые (примитивные)  и зрелые  защиты. Предполагается, что с  взрослением более примитивные защиты, которые были доступны для преодоления неудовольствий в детском возрасте, сменяются более зрелыми  защитами, которые уже доступны взрослому развитому человеку.  Однако, бывает и так, что многие примитивные защиты используются многими взрослыми людьми на протяжении всей жизни.

  К примитивным защитам относятся те, которые  имеют дело с границами между собственным «Я» и внешним миром.  Так как они  были сформированы в детском возрасте на  довербальной стадии  развития, им присущи два качества – они имеют недостаточную связь с принципом реальности и  недостаточный учет константности и отделенности объектов находящихся вне собственного «Я». 

Таким образом, примитивные защиты используют дети и взрослые, у которых существуют постоянные проблемы с границами – как собственными, так и в отношении других людей,  и проблемы с  ощущением реальности – им удобнее жить в мире фантазий, воображаемой реальности, воображаемых отношениях.

Это такие защитные механизмы, как изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивные идеализация и обесценивание, проективная и интроективная идентификация, расщепление Эго.

 К зрелым защитам относятся те, которые работают с внутренними границами – между Эго, супер-Эго и Ид или между наблюдающей и переживающей частями Эго.

 Другими словами, люди, которые используют зрелые защиты,  испытывают конфликты  в тех случаях, когда сформированы очень жесткие внутренние правила, ограничения и запреты, и внутренним истинным желаниям нет возможности высвободиться и быть реализованными  в приемлемой для данной социальной среды и культуре норме.  

К зрелым защитам относятся:   королева защит  – вытеснение,  регрессия,  изоляция, интеллектуализация, рационализация,  морализация, реактивное образование, идентификация, сублимация  и т.д.

Для более простого понимания рассмотрим формирование первичных механизмов психологических защит.

 В младенчестве ребенок, когда перевозбужден или не получает желаемого даже через  плач   засыпает, изолируясь от проблемы. Это предвестник первой психологической защиты  - изоляции. Далее, подрастая, чтобы как-то справиться с неприятностями, ребенок может отрицать эти неприятности. «Нет!» - говорит он, подразумевая, что если он не признает эти неприятности, значит, ее не случилось.  И эта защита так и называется – отрицание.

В раннем детстве ребенок может переживать состояния, когда он может влиять на окружающий мир – ведь в детстве все подчинены его нуждам и он запоминает это как всемогущественный контроль. Он думает, что  может влиять на ситуации и управлять ими и все случится так, как он хочет – защита так и называется всемогущий контроль.

С годами ребенок начинает верить, что какая-то всемогущая сила – материнская или отцовская – может защитить его от всех бед – и это формирует идеализацию с ее верной спутницей – обесцениванием. 

С годами формируются более новые зрелые психологические защиты, одни трансформируются в другие, но суть защиты всегда остается прежней –  дать возможность пережить  проблемную кризисную ситуацию.

 Другими словами, если психологическая защита выработана и используется верно, то проблемная ситуация переживается не критично для человека, и жизнь идет более или менее спокойно и ровно.

«Все, что не делается – все к лучшему», - уверенно говорит человек из вышеописанного примера, ищет  новую работу, находит ее и использует свою стратегию дальше в жизни.

Настоящая проблема возникает  тогда, когда для проживания и переживания  жизненного сюрприза   все имеющиеся в арсенале человека  психологические защиты не срабатывают, не выполняют свою функцию – защитить психику от травматического переживания.  

Фрейд по этому поводу сказал: «Такие возбуждения извне, которые достаточно сильны, чтобы поломать защиту от раздражения, мы называем травматическими. Я полагаю, что понятие травмы включает в себя понятие нарушения защиты от раздражения». 

Поэтому  травма у каждого так же индивидуальна, как и психологические защиты, которые ограждают от нее.

 Аналитическая терапия дает возможность людям, которые испытывают страдания и трудности переживания критических жизненных ситуаций и травматического опыта,  понять  все аспекты собственного «Я», включая используемые, но не продуктивные в данной ситуации психологические защиты, и расширить горизонт своих психологических возможностей.

  В следующих статьях я постараюсь рассмотреть основные защитные механизмы более подробно на примерах из терапевтической практики.

 С наилучшими пожеланиями, Светлана Рипка.

 



Просмотров: 323
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологические защиты: что они говорят о нас и о других
  • Психологические защиты или как работает ваша психика
  • Психологические защиты, или как и зачем мы себя обманываем?
  • Психологические защиты. Что даёт нам регрессия?
  • Как и для чего преодолевать психологические защиты ребёнка?
  • Примитивные защиты. Идеализация и обесценивание
  • Что наш мозг прячет от нас? или Зачем нужны механизмы психологической защиты?
  • Психологические защиты для преодоления внутриличностного конфликта
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Как работают психологические защиты? Смещение.
  • Психологические защиты, как оружие
  • Психологические защиты: как преодолеть
  • Психологические защиты, или зачем красивой девушке насморк…
  • Психологические механизмы защиты при болезни
  • Психологические защиты (на примере...)
  • Он все равно на мне женится! Как сделать так, чтобы он женился? Психологические фишки, которые помогут
  • За что я люблю стереотипы или Береги защиты смолоду
  • Идеализация и обесценивание как механизмы защиты при тревожных состояниях
  • Психологические защиты. Рационализация
  • Способы защиты от социума или как не бояться социум.
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Молчание как способ психологической защиты или сопротивление к контакту?
  • Про психологические защиты
  • Идеализация и обесценивание, как способ защиты
  • Психологические защиты при депрессии
  • Психологические защиты
  • Психологические защиты
  • Психологические защиты
  • Психологические защиты
  • Психологические защиты



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь