|
Научите ребёнка любить жизньАвтор статьи: Кавелина Лариса Викторовна
Научите ребёнка любить жизнь Воспитываем, не калеча В последнее время вызывают большую тревогу участившиеся случаи подросткового суицида. Если не брать в расчёт медицинский аспект, когда суицид однозначно связан с расстройствами психики, возникает вопрос: что ещё может стоять за такими поступками подростка? Все мы родом из детства… Самое важное закладывается в человеке с раннего возраста, и от этого «фундамента» зависит его дальнейшая судьба. Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна. Его психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание. В подсознании заложена информация об отношении человека к себе, к другим и к жизни в целом. И поэтому любить или не любить жизнь человек выбирает ещё будучи либо во внутриутробном состоянии и в раннем возрасте. Маленький ребенок исходящую от взрослых информацию воспринимает как непреложную истину. Ведь родители или заменяющие их лица – самые важные, значимые и любимые для ребёнка люди. Их авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Если бы родители знали, насколько могущественны их слова и действия, они бы с большей осторожностью относились к выбору слов. Ведь порой достаточно взгляда или жеста, чтобы запустить в ребёнке программу любви (или ее отсутствия) к жизни. Одними из распространенных родительских методов являются запугивание перед жизненными трудностями («Вот вырастешь, узнаешь, почём фунт лиха!»), вызывание чувства стыда в ребёнке («Как тебе не стыдно?!»), сравнивание с другими детьми («Посмотри, какой он молодец! А ты?») и другие. Такие способы так называемого воспитания вызывают негативную реакцию в поведении ребёнка, это становится особенно заметно в подростковом и юношеском возрасте. И чаще всего именно они могут в самом худшем случае спровоцировать ребенка на суицид. Прописываем жизненный сценарий «Если бы я знал, что он думал о самоубийстве! Почему он это сделал, ведь причин то не было?». Такие фразы часто произносят родители, чьи дети закончили жизнь суицидом. И мало кто из них верит в то, что именно случайные и неслучайные фразы, оброненные ими, взрослыми, в далеком прошлом, являясь родительскими установками, запустили в ребёнке программу самоуничтожения. Дети все воспринимают буквально, и такие фразы, брошенные в сердцах взрослыми, способны наделать немало бед. «Я сейчас занят(а), отстань от меня», «Посмотри, что ты натворил, ты - придурок!», «Это надо делать не так, что ты как не знаю кто?!», «Неправильно! Ну, когда же ты научишься!», «Сколько раз тебе говорить, ты совсем идиот?», «Ты сведёшь меня с ума, горе ты моё!», «Вечно ты во все лезешь!», «Уйди от меня! Надоел! Встань в угол!», «Готова прибить тебя!» (на языке ребёнка «прибью» звучит как «убью» и никак иначе). Все эти «словечки» прочно крепятся в подсознании ребенка. Сначала он отдаляется, становится скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе, затем у него не складывается жизнь, и в самом худшем варианте его подсознание дает команду «Не живи!» («я не нужен миру, я мешаю, я недостоин существовать»). Если во взрослой жизни человека хоть раз посещала мысль о самоубийстве, то возможно, в жизненном сценарии заповедь «не существуй!» присутствует. Уже доказано, к 7 годам основные аспекты личности сформированы, и жизненный сценарий ребёнком написан. Этому способствует материнская программа любви или ненависти во время беременности и общение малыша с родителями. В 16-18 лет сценарий проходит перепроверку и утверждается окончательно! Свои коррективы в него вносит окружение: школа, сверстники, средства массовой информации, литературы, киноиндустрии и т.д. Однако родители в любом возрасте играют самую главную роль, ведь они закладывают фундамент развития личности ребёнка, его мировоззрения, отношения к себе, к людям и к жизни в целом. Учим любить жизнь! Почти каждый, кого гложет мысль о самоубийстве, дает знать окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо. Они являются последней каплей в переполненной чаше. 70-75% людей, решившихся на суицид, различными способами раскрывают свои стремления. Это могут быть и едва уловимые намеки, и откровенные признания. Поэтому родителей должна насторожить, например, такая детская фраза: «Меня никто не любит! Лучше бы меня не было!». С ее помощью ребенок отправляет сигнал родителям о дефиците родительской любви и заботы. И последние в таком случае должны начать бить тревогу и переходить к действиям. Сесть, посмотреть ребенку в глаза, спросить «что случилось?», успокоить его, рассказать ему о своей любви и его значимости в вашей жизни. Чаще всего родители искренне не догадываются о причинах деструктивного поведения ребёнка, обусловленного последствием взрослых слов и действий. Родителями, как им кажется, всегда руководит желание сделать ребенку как можно лучше. Любовь к себе ребёнок получает изначально от самых близких и родных людей. Если мы, взрослые, считаем, что любовью можно избаловать, в этом есть истина: чрезмерная любовь слепа, ею действительно можно личность ребёнка растворить. Но, если мы бросаемся в другую крайность: критиковать, поучать, стыдить, винить, сравнивать, то в этом, к сожалению, тоже нет ничего хорошего. Но вот здесь не стоит забывать, что родители тоже люди, воспитанные своими родителями, и исполняют свои обязанности в меру своих знаний и способностей, соответственно, делают это как, как их научили, как умеют. Мы все совершаем ошибки при воспитании детей. Поэтому не надо культивировать чувство вины в себе и своих близких. Но при этом, нельзя забывать, что пределу совершенствования в родительской роли нет. Помните притчу про то, как поспорили между собой солнце и ветер, кто из них быстрее сможет раздеть путника? Чем сильнее неистовал ветер, напуская снежные бури, тем сильнее кутался в изорванную ветром одежду путник. Солнце действовало иначе – оно окутывало лучами странника, даря тепло и любовь, пока согретый теплом и светом путник не сбросил свою одежду сам. Разве это мастерство и талант Солнца недоступны нам, людям?! Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок любил жизнь и относился к окружающему миру позитивно, используйте слова, ласкающую его душу. Как можно чаще говорите «Ты самый любимый!», «Ты очень многое можешь!», «Спасибо! Что бы мы без тебя делали?!», «Иди ко мне! Садись рядом, мы можем поговорить…», «Расскажи мне, что с тобой…», «Могу я с тобой посоветоваться…», «Я готов помочь тебе, если совсем что-то не получается у тебя…», «Я радуюсь твоим успехам! Я горжусь, какой ты талантливый!», «Ты – моя кровиночка! Ты – самое дорогое, что у меня есть!», «Что бы ни случилось, помни: твой дом – твоя крепость!», «Я с тобой и готов помочь!». Помните, детская душевная копилка работает круглосуточно. Не стоит делать жизнь ребенка унылой и грустной. Чувства отчуждённости, покинутости, вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Старайтесь радовать его проявлениями любви: психологи советуют минимум 8 раз в день обнимать и целовать ребёнка – это даёт потрясающий заряд жизненных сил и всплеск интеллектуальной активности. Ведь малышу не столько нужна оценка его поведения и поступков, как нужны ваши забота, ласка и поддержка. Да, ребенок вовсе не беспомощная «соломинка на ветру» и от природы дети наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые в дальнейшем помогают им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Тем не менее, многое в процессе воспитания зависит не только от опыта и знаний взрослых, но и от их умения чувствовать и догадываться. Так давайте раскрывать в них все лучшее, что заложено природой, согревать теплом и учить любить жизнь во всех ее проявлениях!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|