Родители ответственны за развитие и здоровье своего собственного ребенка. В основном к психологу/психотерапевту обращаются мамы, если что-то не так.
Есть два пути помощи/терапии в данной ситуации
1. Работаем только с ребенком, если родители отказываются от совместной работы
2. Работаем с ребенком и родителями (в основном это мама) параллельно.
В первом случае работа успешна, но занимает больше времени. Родителям важно понимать, что ребенок меняется, приобретает новый опыт, перестраивает свое отношение к социуму, учиться взаимодействовать иначе, по-другому, более разумно и безопасно.
Но, возвращается в семью, где ничего не изменилось, там все по-прежнему. Спросите себя: "Это поддержит его или разрушит окончательно веру в свои возможности и в то, что жизнь может быть радостной, а не горькой?"
Многие мамы отвечают на предложения совместной терапии подобным образом:
"Не трогайте меня, я в прошлом уже работала с психологом, проработала все темы, трансформировала все установки, поменяла негативные программы на позитивные. Со мной все нормально!"
А ребенок при этом ведет себя "невыносимо".
Зачем?
Здесь не про то, что он делает это специально, здесь про то, что что-то мешает ему быть спокойным, послушным, счастливым и развитым.
Да, то, что сделала мама для своего ребенка ранее, ни в коем случае не обесценивается! Возможно, что есть что-то еще, что надо сделать, изменить. Возможно, что прежние правила взаимоотношений устарели, пришло время создать новые правила.
Причина, по которой родители отказываются от терапии: "СТРАХ! Свой собственный страх!"
Если страшно родителям, а они взрослые, то представьте, как страшно детям!
Во втором случае, когда родители соглашаются на совместную терапию, работа проходит успешнее, результат достигается быстрее и качественнее.
Выстраиваются новые взаимоотношения. Эмоциональное освобождение от травмирующих ситуаций в собственной жизни мамы уменьшает воздействие этих последствий на ребенка.
Все мы унаследуем от родителей и предков опыт. Как в той или иной ситуации родители/предки поступили, так поступаем и мы. Этот опыт зафиксировался, закрепился в памяти.
Ребенок наследует как созидающие/полезные программы/опыт, так и "вирусные программы": уныние, дерзость, непокорность, воровство, мат, зависимости, лень, безответственность, безволие и т.д.
Практика подтверждает это. Родители вспоминают, что в детстве с ними было так же или что-то похожее. Приводят примеры, что именно таким были дядя/тетя, бабушка/дедушка и т.д.
Важно помнить, что моей вины в этом нет. Это наследство, которое я приняла, родившись в данной семье у своих родителей.
А задуматься о том, что делать с этим наследством, что оставить, как бесценный и полезный опыт, а от чего освободиться, может каждый родитель. Родители ответственны за то, что они передадут в наследство своим детям.
Исследовать свое собственное наследство возможно с помощью арт-терапии и песочной терапии, когда работа с ребенком и мамой идет одновременно.
Создавая картину своего собственного детства в период, который соответствует данному проблемному периоду ребенка, возможно «увидеть это наследство», позволить взять из того, что получил самое ценное, что хочется передать своим детям, осознать полученный опыт и принять верное решение.
В диадном подносе с песком работают одновременно мама и ребенок. Травмирующая ситуация ярче проявляется у мамы, чем у ребенка. Удивительно, но ребенок выступает здесь в роли проводника, который показывает маме путь к наилучшим для них отношений.
Родителям важно довериться песку, пространству, «отключить внутреннего контролера», стать ребенком и через несколько совместных сессий приходит взаимопонимание и освобождение от «вирусных программ» на столько, на сколько в данный момент позволено.
Добро пожаловать на индивидуальные сессии, расстановки и групповые занятия в г. Подольск, г. Москва. Выездные арт-экспедиции для взрослых и детей.
Статьи на любой вкус. Подпишись и читай.
Мои книги в электронном и печатном варианте.
Ирина Василакий, арт, гештальт-терапевт, расстановщик, специальный детский психолог, дефектолог +7 916 536 536 2, скайп irino4kavas