|
Послушный ребенок - миф или реальность?..Автор статьи: Гандыбина Анна Александровна
Послушный ребенок - мечта многих родителей. Тем не менее, то, что ребенок не слушается - это нормально. Нормально, потому что ребенок - это человек со своими желаниями и потребностями, которые не обязаны совпадать с желаниями и потребностями других, даже родных людей. Совместная жизнь людей невозможна без конфликтов. Значит нужно научиться договариваться с ребенком, уважая его и СВОИ (!) желания. Только уважая ребенка, можно ждать ответного уважения к себе, а в последствии - к окружающим людям. Если ребенок вас не слушается, значит, именно Вы не научили его этому. Поэтому, постарайтесь не срываться на ребенке, ведь он пришел в этот мир без необходимых для общения навыков поведения. А, следовательно, не может быть виноват в том, что ведет себя не так, как вам того хочется. Итак, рассмотрим на примере простой алгоритм взаимодействия с ребенком. При столкновении интересов родителя и ребенка действуйте по схеме:
При этом важно не сюсюкать, не уговаривать ребенка, а говорить твердым, уверенным голосом, но не агрессивно (не повышая голос, без злости, не командуя, а предлагая).
Пример. Дочка Соня прыгает и скачет по папе. Малышка просто балуется, ей весело прыгать по папе ногами. Но папе при этом неприятно и больно. Папа: Соня, остановись, пожалуйста. Подойди ко мне, я хочу с тобой поговорить. (При этом папа должен убедиться, что ребенок перестал баловаться, и готов слушать. Тогда папа занимает положение на одном уровне и смотрит в глаза ребенку). Папа: мне больно и неприятно, когда ты прыгаешь по мне ногами. Если ты хочешь попрыгать - давай ты попрыгаешь на диване (на батуте, на полу)? Или давай вместе придумаем какое-нибудь интересное занятие. В случае, если ребенок продолжает прыгать по папе, папа говорит: Соня, если ты еще раз прыгнешь на меня, я поставлю тебя в угол (ставит в угол, если ребенок не выполняет просьбу). Вот несколько простых правил, которые помогут родителям быть услышанными ребенком:
2 . Используйте "Нельзя" редко. В ситуациях, опасных для здоровья и жизни используйте слово "Опасно!" Сигналом к немедленной остановке действия может служить слово "СТОП"! Если вы часто употребляете "нельзя" ("нельзя брать чужое, разбрасывать игрушки, бегать по лужам" и т.п.), ребенок перестает его воспринимать. Используйте вместо "нельзя" аналогичные по смыслу, но иные по форме послания: "Коле не нравится, когда ты берешь его игрушки без спросу". "Когда ты разбрасываешь игрушки, ты можешь наступить на них ножкой, и будет больно (они могут потеряться). Давай соберем их? Ты справишься сам или тебе помочь?". "Когда ты бегаешь по лужам, твои ножки могут промокнуть, и нам придется пойти домой".
С моей дочкой на прогулке произошла такая ситуация. Вика хотела прокатиться с горки. В конце горки была лужа, и я предложила поймать дочку, чтобы она не села попой в лужу. Трехлетняя малышка наотрез отказалась от моей помощи. Тогда я сказала: "Хорошо, ты можешь катиться с горки, но если ты промочишь одежду, мы пойдем домой. Договорились?". "Аились" - ответила Вика, и поехала.... Попой в лужу она не села, зато не удержала равновесие и обеими руками оказалась в луже. Перчатки промокли, нам пришлось их снять. Поскольку остальная одежда осталась сухой, прогулка продолжилась. Вышеописанный случай демонстрирует, какие логические последствия могут наступить в результате определенных действий. Возможно, вам, как родителям, покажется проще запретить что-то ребенку. Но, в этом случае, вы, во-первых, подавляете волю, инициативу ребенка, что может вести к таким качествам характера, как ведомость, или, наоборот, к использованию силы как наиболее эффективному способу добиться своего. Во-вторых, лишая ребенка возможности научиться на собственном опыте, вы лишаете его возможности самостоятельно понять, что мама/папа, оказывается, знают наперед, к каким последствиям может привести то или иное действие.
Если сегодня брать сотовый телефон нельзя, то его нельзя взять и завтра, и послезавтра. В случае, когда ребенку вчера не разрешили, например, хватать папу за волосы, а сегодня папа в хорошем настроении и не прочь побаловаться таким способом, мы ведем себя непоследовательно. Тогда ребенок не может понять, почему он вообще должен выполнять наши требования. Он будет проверять снова и снова - а вдруг сегодня уже "можно"?
- будет манипулировать и извлекать из ситуации выгоду, обращаясь за помощью к одному из родителей (станет изворачиваться, лгать) - может не воспринимать одного из родителей как авторитет (демонстрируйте взаимное уважение друг к другу)
Если папа курит, да еще и открыто, при ребенке, будьте готовы к тому, что у ребенка сформируется положительный образ курящего. Тогда, сможете ли вы требовать от ребенка в будущем не курить? Какие аргументы вы приведете? Ведь вы сами курите, чем хуже ребенок? Аргументы типа: "мне можно, потому что я большой" не действуют. И то, что вы большой, не делает для вас сигарету менее вредной.
И, еще раз - уважайте желания ребенка, какими бы несущественными они вам ни казались. Для ребенка самое важное - его мир, с его самыми важными на данный момент желаниями. Уважительно относясь к желаниям ребенка, вы учите его уважать ваши желания. Вы учите его уважать себя и окружающих людей.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|