|
Знакомство с перинатальной психологиейАвтор статьи: Елена Юрьевна Гаврилюк
«То, как человек рожден, по-видимому, тесно связано, с его общим взглядом на жизнь, соотношением оптимизма и пессимизма, его отношением к другим людям, способностью противостоять ударам судьбы и добиваться своей цели.»
Стонислав Гроф Рождение ребёнка, что может быть прекраснее, трогательнее и желанней. У каждого из нас мурашки пробегают по коже, когда мы слышим о появлении на свет нового человечка. НО как часто каждый из нас задумывается о том, что новая жизнь является продолжением других жизней, жизни мамы и папы, и что ребёнок приходит в этот мир со своим багажом который он приобрёл находясь девять месяцев в материнской утробе, и каждый новый день, там в особом мире наполнялся эмоциями, чувствами, переживаниями, новыми ощущениями, во многом зависимыми от эмоций, чувств и переживаний «той» самой родной, самой близкой на свете МАМЫ! Подготовка к зачатию, зарождение новой жизни, беременность, появление на свет, кормление грудью, и первый год жизни ребёнка, это та отправная точка, тот старт, с которого начинается путешествие в жизнь. Мы знаем, что ребёнок ещё до рождения мыслит, реагирует на поступающую к нему информацию, а начиная с шестого месяца беременности (может быть, даже раньше) ведёт активную эмоциональную жизнь: ¨ Плод видит, слышит, ощущает вкус, приобретает опыт и даже обучается in [/b]utero[/b] [/i](что значит в матке, до рождения). Что самое важное – он чувствует[/b], хотя чувства его не столь сложны, как у взрослого человека. ¨ Следовательно, то, что ребёнок чувствует и воспринимает, начинает формировать его отношение к себе и его ожидания. То, как он впоследствии воспринимает себя самого – счастливым или несчастным, агрессивным или слабовольным, защищённым или обеспокоенным – частично зависит от отношения, которое он чувствует к себе, находясь в утробе матери. ¨ Основной источник этого формирующего личность отношения – мать ребёнка. Это не значит, что каждое мимолётное огорчение, сомнение, беспокойство женщина передаёт своему ребёнку. [/b]Значение имеют только постоянные модели[/b] эмоционального состояния. Хроническое беспокойство, противоречивое отношение к будущему материнству могут оставить глубокий след на личности ребёнка ещё до рождения. В свою очередь, положительные эмоции, хорошее настроение и радостное ожидание рождения малыша могут оказать значительное влияние на развитие здоровой эмоциональной сферы личности ребёнка. . 9 месяцев, сколько это, много или мало? Если смотреть во времени это относительно не большой промежуток в масштабах жизни, но если оценивать эмоциональное наполнение, то вне всяких сомнений, это то время, которое дарит всю радугу чувств и эмоций. За это время надо столько успеть сделать, а главное подготовиться к роли родителей! В наше непростое время, в обстоятельствах, которые диктует жизнь, и общество порой бывает не легко сохранить душевное равновесие. Особенно не легко добиться душевного комфорта семье, которая готовиться стать родителями, если мы отодвинем в сторону трепет ожидания, поздравления родных и близких, подарки хлопоты по подготовки приданого для малыша, остаётся много вопросов, тревог и предубеждений, всё это сваливается на плечи молодой семьи, вызывая напряжение с которым порой самостоятельно сложно справиться. Я уже не говорю, о той буре противоречий, в центре которой оказывается будущая мамочка! А как хочется спокойствия и уверенности, за себя и малыша, ведь именно она, мама несёт в себе новую жизнь и отвечает за эмоциональное развитие ребёнка до рождения. И хотя понимание этого само по себе поражает наше воображение, ещё более поразительным является то, насколько оно углубляет и обогащает понимание значения и важность родительства, особенно материнства. Но как это сделать, где взять знания, откуда ждать помощи, кто протянет руку и приведёт в огромный мир счастливого материнства и родительства? Врач в женской консультации, у которого таких беременных с десятка два , и каждая заглядывает в глаза и ждёт поддержки и ласкового слова, а получает очередное направление на анализ или список лекарств, ей уж точно не до откровенных бесед о чувствах, тревогах и взаимосвязи эмоций мамы и малыша. Может врач на очередном плановом УЗИ заметит как малыш реагирует на то что маме тревожно, или заметит как малыш радуется что мама его видит, возможно он заметит взаимосвязь мамы и малыша и поговорит об этом , расскажет, даст совет… но его увы больше интересует состояние плаценты, пуповины и другие понятные только ему вещи, конечно это его работа, и мы приходим на УЗИ именно за этим! Тогда куда пойти, к кому? Конечно Интернет там много информации и на различных форумах можно побеседовать с такими же будущими родителями, они уж точно поймут и много расскажут, насоветуют, но сколько людей столько и мнений, а вдруг эта информация будет неправильной, ведь у каждого свой опыт, свой внутренний мир, свои особенные, сокровенные мысли. И порой выносить «свои» мысли, проблемы и тревоги на публичный показ боязно, вдруг не поймут! А так хочется живого общения со знающим человеком, что бы выслушал, понял, и поддержал! . Другое дело, когда рядом есть грамотный специалист отвечающий всем эти требованиям. Таким человеком является специалист, работающий в области перинатальной психологии. Предлагаю разобраться с тем ,откуда появилась перинатальная психология, и чем занимается специалист называющий себя перинатальным психологом. Для начала следует сказать что перинатальная психология представляет собой важный раздел Перинатологии часть акушерства и педиатрии, изучающий развитие и охрану здоровья плода и новорожденного, охватывающий перинатальный т.е внутриутробный период и период новорождённости. На современном этапе развития Перинатология ставила такие задачи, решения которых требовало обращения к психологу. Это и стало, отправной точкой в формировании перинатальной психологии, как самостоятельной науки, которая представляет собой область психологических знаний, изучающих возникновение, динамику и особенности психологического и психического развития взаимоотношений матери и ребенка, от зачатия до первых лет жизни после рождения. Исходя, из этого определения мы видим что, перинатальная психология включает в себя: психологию зачатия, психологию беременности, психологию родов, и психологию раннего постнатального периода. Основной задачей психолога и целю психологической работы с будущими родителями является содействие в формировании ответственного и компетентного родителя. Несмотря на то, что запрос большинства будущих матерей к психологу состоит в подготовке к родам и формулируется как обучение техникам дыхания, обезболивания, снятие страха перед родами и т.п. что очень важно, работа психолога не может сводиться к ответу на этот запрос, хотя в конечном итоге удовлетворяет и его. Психолог, в отличие от большинства родителей, представляет, перспективы формирования родительской сферы, качества, которые потребуются от родителя на разных этапах развития ребенка. В его задачу входит диагностика готовности к родительству, индивидуальная и групповая работа по укреплению предпосылок для развития у будущих родителей таких качеств как терпение, доверие к себе и ребёнку, также научить понимать и чувствовать своего ребёнка и самого себя. Что в конечном итоге должно привести к укреплению у родителей доверия к себе самим как к достаточно хорошим родителям! Также задачей психолога является создание и тщательная разработка профилактических, диагностических и психокоррекционных программ работы с семьёй планирующей, ожидающей или воспитывающей ребёнка с учётом последних теоретических и практических достижений в области физиологии психологии и социологии. К большой радости сегодня мы наблюдаем повышение интереса к этой науке как будущих родителей так и медицинских работников, многие будущие родители проявляют интерес к курсам дородовой подготовки, в которых занятия проводят акушеры гинекологи, консультанты по грудному вскармливанию, и психологи. Это очень важно поскольку, основной причиной возникновения перинатального направления в психологии, является противоречие с которым столкнулись специалисты занимающиеся родоразрешением: с одной стороны очевиден прогресс медицины, с другой ухудшение здоровья женщин и детей. Современные исследования направленные на изучения этой проблемы показали что, грамотно выстроенная совместная работа акушера гинеколога и перинатального психолога, способна предотвратить нарушения в протекании физиологических и нервно-психических процессов у женщин ожидающих ребёнка. Отсюда видно, какая ответственность ложиться на плечи специалистов работающих в этой области. Для достижения наилучшего результата важна совместная деятельность медицинского персонала и перинатального психолога. Очередной важной задачей перинатального психолога является формирование мотивации на кормление грудью, оказывать помощь при налаживании грудного вскармливания совместно с консультантом по грудному вскармливанию. Исследования в этой области показали, что основная проблема в формировании раннего диалога между матерью и ребёнком так называемого Протодиалога имеет психологические корни. В ситуации кормления грудью частично восстанавливается единение физических границ матери и ребёнка, так как при этом некоторым образом имитируется то, что происходило во время внутриутробного периода. Если говорить языком психологии «Самое главное в кормлении не кормление». Так же на плечи специалиста возлагается оказание психологической помощи в преодолении депрессивных состояний после родов, и сопровождение в первые дни, и в течении первого года жизни ребенка. Развивающаяся диада «мать-дитя» нуждается в очень бережном отношении. Грубое вмешательство способно разрушить невидимые связи, складывающиеся между матерью и растущим ребенком. Поэтому так важно, чтобы специалист доверял тем процессам, которые происходят внутри этой диады, помогая женщине в нахождении оптимальных форм взаимодействия с ребенком и принятия себя в роли матери. Научить доверять собственному опыту переживаний и развивать свой собственный стиль. Это положение перекликается с понятием Д.Винникотта о «достаточно хорошей матери». В решении задачи помочь женщине принять ребенка и обрести собственный стиль взаимоотношений с ним психолог применяет в своей работе различные методики, в том числе, телесноориентированную, арт-терапию, и другие. Вот основные направления работы специалиста по перинатальной психологии. И главной целью его деятельности является создать наилучшие условия для появления на свет здорового и счастливого ребёнка. Самое главное в нашей жизни это дети их физическое и психологическое благополучие. И закончить я хочу словами Бертин Андрэ автора книги "Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях. «Мы все разделяем ответственность за то, что природа возлагает на женщину и на родителей. Мы все - партнеры, несущие определенную степень ответственности за приходящего в этот мир ребенка. Мы обязаны помогать ему и его родителям, пробуждая общественное сознание и заставляя работников социальных служб реагировать на любые потребности любых семей. Если бы вместо увеличения числа тюрем и больниц правительства всех стран попытались устранить или смягчить последствия убогой и тяжелой жизни, обратившись к первопричине и больше заботясь о беременной женщине, которой следует разъяснить ее роль и создать условия, необходимые для реализации возложенных на нее задач, то мы могли бы получить более хорошие - результаты при меньших финансовых затратах. Всего через несколько поколений нам удалось бы значительно уменьшить число детей с физическими недостатками, а также преобразовать в лучшую сторону физическое состояние и психику как мужчин, так и женщин. И тогда каждый, став сильнее, устойчивее и увереннее в себе, став более открытым для других и для проявлений самой жизни, может надеяться на создание светлого мира, где любой человек найдет свое место и будет счастлив. Мечта... Но она может стать реальностью завтра, если каждый мужчина, каждая женщина, каждый специалист направят свои усилия на ее конкретное воплощение.» Лучше не скажешь… Гаврилюк Елена. Специалист по перинатальной психолгии.. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|