Жизнь, которую живет человек, с одной стороны, создается им, а с другой, влияет на него и его меняет. В жизни Жертвы не все так просто:
она не может взять на себя ответственность за создание своей жизни (не признает, что то, что есть сейчас - ее рук дело);
с другой стороны, не способна принимать от жизни "обратную связь", то есть интегрировать полученный опыт, анализировать, переваривать его, понимать и признавать ошибки, делать выводы, исходя из этих выводов менять свое поведение на более разумное, уместное и успешное в данной ситуации и т.д.
Позитивный опыт (успех) присвоить сложно, т.к. зачастую нет опыта принятия себя и своего успеха ("мне просто повезло"), а негативный опыт не присваивается, поскольку мешает масса убеждений относительно собственных ошибок, и признание этих ошибок вызывает чувство вины, собственной неполноценности, "несоответствия ожиданиям", и, как результат, переживание стыда, отвержения и нелюбви.
И все это, конечно, звучит устрашающе, если не сказать проще: у Жертвы в жизни просто нет другого опыта. А опыт, конечно, дело наживное в высшей степени. Не учил ее никто ни сталкиваться со сложностями, ни отвечать за свои поступки, ни реагировать на неудачи, ни включать их в свой опыт. Детство Жертвы, конечно, невозможно без Тирана и Спасателя. И именно они, что логично, помогли сформировать этот особый взгляд на мир.
Любое событие, любой опыт личность переживает и присваивает. Если у нее есть такая возможность. Такой возможности нет и не будет, если решения принимает кто-то другой, а ответственность за результат принятия решения несет некто третий.
В детстве Жертвы был Тиран - носитель строгих и категоричных правил, часто тревожный человек, ригидный, уверенный, что контроль и четкое соблюдение (его) правил помогает выживать, а порой и просто является единственно возможным вариантом существовать. Любое отклонение от правил, своеволие или свободолюбие, инициатива воспринимались как упрек здравому смыслу: нет и не может быть альтернативы правильному мнению (которое, конечно, принадлежало Тирану). В итоге Жертва лишалась уникальной возможности находить свой путь и свои решения, создавать свои правила, следовать им, доверять себе, узнавать новое, пробовать и пытаться, полагаясь на свои силы. И, пожалуй, главное - не училась ошибаться. Ведь, чтобы ошибаться, нужно применять новые стратегии, быть свободным в своем выборе, пробовать, рисковать, а на это у нее не было прав (своеволие каралось перспективой нелюбви, изгнания).
С другой стороны располагался Спасатель, который, чуть Жертва делала ошибку, снимал с нее ответственность, часто - ругал Тирана, еще чаще - самостоятельно находил решение, устранял ошибки Жертвы.
Фактически, эти два персонажа подменяли собой и своими действиями реальный опыт Жертвы, саму ее жизнь. Стоит ли удивляться, что по прошествии лет у нее совершенно нет представления о том, как встречаться со сложностями, как на них реагировать, как адаптироваться, регулировать свое поведение, то есть быть несколько реактивной по отношению к миру. Чаще всего трудности, варианты, выходящие за рамки привычного сценария (ведь мы помним, что есть четкие и жесткие правила жизни, которых нужно придерживаться, чтобы выжить) вызывает дикий шок и ступор у Жертвы, опасение на уровне физического ужаса, желание ни в коем случае с ними не сталкиваться.
Это все говорит о тех сценариях, о том способе поведения, который когда-то помогал жить, существовать, и даже не самой Жертве, а воспитавшей ее Тирану. А сегодня он попросту не нужен и даже мешает, ведь он не позволяет ориентироваться в стремительно меняющемся мире, подстраиваться под него.
Как с этим быть? Единственный способ приобретать новый опыт - это делать то, что хочется делать или то, что делать необходимо. Как правило, ограничивающим фактором в данной ситуации является страх совершить ошибку и последствия, которые возможны. То есть страх ответственности. Это своеобразная выгода Жертвы: отказываться от ответственности в пользу бездействия и непроживания ужаса собственного несовершенства и чувства неполноценности (стыда, отвержения, нелюбви). Выбор очевиден.
Сложности отказа от роли Жертвы в том, что, помимо принятия ответственности (а она всегда идет рука об руку с желанием изменений, мотивацией и появлением новых целей), есть необходимость Опыта действия в противовес бездействию, опыта поиска опоры в себе, присвоение своей силы, успехов, и, конечно, встречей с отвержением, чувством вины, несоответствием ожиданиям и еще кучей других сложных, но отнюдь не разрушительных чувств. И по мере продвижения по пути нового опыта, по мере учащения встреч с отвержением, непринятием, своим стыдом и виной, личность начинает лучше осознавать себя, слышать и проживать свою боль, оплакивать прошлый детский опыт, с удивлением обнаруживая, что эти устрашающие переживания больше не имеют такого влияния ни на нее, ни на ее действия или жизнь. Появляется автономность в суждениях, рождается право быть собой и самостоятельно определять, каким я являюсь и каким хочу быть.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.