|
Панические атаки (описание случая)Автор статьи: Малая Ольга Александровна
Мои заметки о работе с панической атакой Основные факты истории, не имеющие значения для описания случая изменены.
Обратился с запросом: избавиться от панических атак. Панические атаки у него впервые появились в 16 лет. Это необъяснимые приступы тревоги, сопровождаемые страхом неопределенности. Длительность 1-5 мин. Обычно появляются симптомы: Сердцебиение, учащённый пульс Озноб, тремор, ощущение внутренней дрожи Ощущение нехватки воздуха, одышка Удушье или затруднённое дыхание Ощущение головокружения, неустойчивость, лёгкость в голове или предобморочное состояние Спутанность мыслей (снижение произвольности мышления). Подросток с уже сформированным своим мировозрением, восприятием мира, себя, своих потребностей. И не возможностью это разместить, нет личного пространства и возможности быть собой. Не уверен в себе, идентичность еще не окрепшая. Контроль, правила, давление со стороны родителей. История. ПА начались после смерти дяди. Он рассказывал и горько плакал. Прояснили, что остались не выраженные эмоции горя. Сдерживал слезы на похоронах, стеснялся плакать, родители рассказали, что мужчины не плачут. Дядя был значимым человеком, который его принимал и любил. Лет в 6, дядя познакомил его с творчеством М. В дальнейшем поддерживал этот интерес. Просвещал его, знакомил с новым, интересовался его жизнью. Родного отца интересовали только достижения в спорте, режим, питание, тренировки совместные, психологическое давление: ты можешь, ты должен. А с дядей он мог быть самим собой. Обратились за помощью к врачам. Определили, что это болезнь сосудов. Лечили – стало легче, панические атаки прекратились на время. Прекратил заниматься спортом, по болезни. Возможно, панические атаки прекратились, потому что психологическое давление стало минимальным – это было требование врачей, покой, не напрягать. Спустя год симптомы панических атак стали повторяться. Он стал ходить на тренировки, после разминки начиналась паническая атака. Также панические атаки появлялись, когда отвечал на уроке перед классом, при воспоминании закрыл дверь в квартиру или нет. После окончания школы панические атаки были в аудиториях на лекциях, где было много человек, перед контрольными работами или публичными выступлениями в институте, при поездках в транспорте на занятия. Ему казалось, что окружающие сомневаются в его болезни, не верят, в т.ч. был и папа. Мама поддерживала, заботилась, жалела. Он слышал в свой адрес от учителей: спортсмен и филонит. Папа настаивал на возвращении в спорт. Предполагаю, что панические атаки – это способ творческого приспособления, когда мир ставит очень открыто жесткие требования, становится давящим (отцовской фигурой) и знакомый способ не срабатывает. Знакомый способ творческого приспособления – это партизанский, чтобы папа не знал, с помощью тайн или выполнения правил, которые не мешают выбранному пути. При этом есть вторичная выгода от панических атак - адаптивная. Бросил спорт, разбил папину надежду на сына в профессиональной карьере спортсмена, выбрал специальность для себя и получает удовольствие от жизни. Получается, что ПА позволяют сохранять свою автономию, а не ломать себя под мир. Удивительно, что панических атак в фанатской жизни не было никогда. Получается, там, где может быть самим собой все отлично. Значит важно оставаться самим собой, нужно находить новые формы адаптации, для того что считает не возможным для себя. Работа на укрепление внутренней опоры, уверенности в себе. Работа с идентичностью «Какой я, кто я, где я?» Привязанностью. Работа по интеграции имеющегося положительного фанатского опыта в других сферах жизни. Феномены: страх, боль, стыд, одиночество, отчаяние, безысходность, тревога, страхи, печаль, ревность, любовь. В своей работе я опиралась на работу Джорджио Нардонэ «Страх, паника, фобия» Домашние задания на каждой встрече. На следующей встрече их обсуждение. Переключение контроля и внимания на окружающий мир или интеллектуальные размышления.
На встречах обсуждалось, что заметил, как было ему выполнять это задание, какой он был, что хотелось сделать, какие были ощущения, чувства, что было сложного, как справлялся со сложностями. Опора на работы Джани Франчесетти Работа с принадлежностью к социальным группам в обществе. К какой группе я принадлежу, какой я там, каким я хочу быть, что для этого нужно. Что сложного, что пугает, какой способ комфортного построения контакта. Какие фантазии об этой группе людей. Как в реальности. Исследование позитивного опыта построения контакта в группе. Интеграция этого опыта в других социальных группах. Работа с личной автономией. Какой я. В каких условиях я могу быть собой. На что я могу опираться, чтобы оставаться собой. Какие есть способы творческого приспособления. Поиск комфортных способов построения контакта, поддержания контакта, прерывания контакта, начало и завершение отношений. Создание условий для нахождения способов построения контакта и приспособления в новых ситуациях.
Моя основная терапевтическая стратегия – поддержка в творческом приспособлении. Нахождение формы выражения того, что считал для себя невозможным. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|