|
Стоит ли доверять внутреннему голосу?Автор статьи: Алиасхаб Мурзаев
Бывает такое, что, размышляя над чем-то, вдруг приходишь к интересной мысли, эта мысль полностью охватывает тебя и позволяет увидеть нечто новое в уже хорошо известном. Трудно детально описать, как это происходит, но это каждый не раз испытал на себе и прекрасно понимает, о чём идёт речь. В результате развития этой мысли мы начинаем делать некоторые открытия для себя. Начинаем видеть выход из сложной ситуации там, где, казалось бы, его и не должно было быть. Часто мы называем это идеей, вдруг осенившей нас, идеей, способной поменять нашу жизнь на 180 градусов. Бывают и другие ситуации, когда при попытке что-либо совершить в голову приходит мысль о том, что этого лучше не делать или сделать это по-другому. Думаю, что и это всем знакомо. Мы настолько привыкли к подобному, что даже дали название этому явлению – «внутренний голос». Мы привыкаем доверять ему, полагаться на него в сложных ситуациях. Некоторые идут ещё дальше. Они ведут мысленный диалог с этим внутренним голосом. Советуются с ним. Нет, вы не подумайте о том, что это клиническая картина болезни, известной как шизофрения, вовсе нет. Хотя шизофрения интересна сама по себе как феномен, но речь сейчас не об этом. Суть в том, что мы привыкаем доверять своему внутреннему голосу, считаем его чуть ли не нашим лучшим другом, способным дать нужный совет в сложной ситуации. А вот стоит ли так ему доверять, не может ли он нам навредить, всегда ли он наш верный друг? Вот те вопросы, на которые мы постараемся найти ответ. Для того чтобы основательно подойти к этому вопросу, я предлагаю несколько углубиться в суть психологической теории и разобрать, как вообще осуществляется зарождение мысли. К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос современная академическая психология не даёт. Точнее, она отвечает на этот вопрос, но лишь в рамках различных психологических теорий. В этом и заключается одна из главных проблем психологии - отсутствие однозначных выводов и присутствие предположений по тем или иным вопросам. Всё дело в сложности и многогранности человеческой психики. В своём же видении я буду опираться на тот факт, что вся деятельность головного мозга, да и всей нервной системы осуществляется по принципу нейронного импульса, передающегося от одной нервной клетки к другой. Когда мы слышим или читаем какое-либо слово, то наш мозг начинает искать его значение, а найдя, манипулирует им, совмещает с другими словами, тем самым формируя в сознании человека определённую мысль или мысли. По такому же принципу действует не только наше мышление, но и все остальные познавательные процессы. Мы думаем словами, иногда образами, иногда запахами, вкусами и т.д. Всё зависит от конкретного человека и от той деятельности, которую он ведёт. В психологии существует такое понятие, как внутренняя речь, то есть речь для самого себя. Эта внутренняя речь очень сильно отличается от внешней в силу того, что она крайне неорганизованна и не подчиняется законам языка. Нам не нужно что-либо для себя формулировать, подбирать правильные слова. Иногда вместо слов мы подставляем чувства, образы и всё, что попадётся. Вот в этом и заключается самое интересное, а именно то, что всё это хранится в головном мозге в виде специальных электрических импульсов. К примеру, кто-то произнёс слово "машина", и мы его услышали. Что произошло в этот момент? Разве мы услышали слово? Нет, вовсе нет. На самом деле наш слуховой анализатор воспринял звуковую волну, имеющую свою частоту и амплитуду. Далее этот самый анализатор через сложную систему трансформирует эту волну в нервный импульс, который также имеет определённую частоту и амплитуду. Этот импульс передаётся в специальный отдел головного мозга, где и происходит его декодирование и возникает узнавание слова "машина". Для этого, разумеется, в головном мозге должно храниться закодированное слово "машина". В противном случае мы обнаруживаем незнакомое слово и начинаем искать его значение. В остальных органах чувств происходит примерно то же самое. Разница лишь в том, на какие волны он настроен. Глаз реагирует на световую волну, нос - на молекулы запаха, язык - на молекулы вкуса и т.д. Если кому-то стало интересно более углублённо понять данный механизм, то можно самостоятельно изучить его в учебниках по психофизиологии и общей психологии в разделе "Ощущение и восприятие". Пойдём дальше. Наше сознание устроено таким образом, что мы всегда можем отследить источник той или иной мысли. Соответственно, если мы меняем своё собственное поведение по совету другого, то лишь в том случае, когда у нас либо нет выбора, либо мы видим в этом для себя определённую выгоду. Но самое главное, мы понимаем, что действуем по чьему-либо совету. Мы всегда можем ответить на вопрос о том, каким образом решили поступить так, а не иначе. Всё дело в том, что мы неуклонно следим за собственными мыслями и знаем их источник, так, по крайней мере, нам кажется. На самом же деле всё гораздо сложнее и интереснее. Если я не утомил читателя скучными рассуждениями на предмет мыслительной деятельности, то предлагаю глянуть чуточку поглубже и под новым углом зрения. В связи с вышеизложенным возникает закономерный вопрос: и что тут нового, в чем смысл? Постараюсь ответить максимально доступно и с пользой для читателя. Всё дело в том, что вся наша мыслительная деятельность убеждает нас, что мы всегда знаем источник собственных мыслей и уверены в том, что понимаем природу своих поступков. Особенно это касается тех случаев, когда какая-то мысль как бы вдруг нас осенила, открыла глаза, помогла понять то, что ранее ускользало от понимания. Мы можем называть это озарением, инсайтом или ещё, как угодно. Суть в том, что мы убеждены, что самостоятельно пришли к какому-либо важному для нас заключению. Мы очень быстро можем понять то, что не могли понять ранее, мы можем вдруг обнаружить в каком-либо человеке то, что ранее от нас ускользало. Именно так происходит зарождение чувства между людьми, равно как и происходит разочарование. Главное одно - мы чётко знаем, что самостоятельно пришли к какой-либо важной мысли. Ну или, по крайней мере, нам так может казаться… Вот именно тут и начинается переход от академической психологии к религии. Вся беда в том, что научная психология не может правильно ответить на вопрос, может ли мысль возникнуть в сознании каким-то иным способом - без участия самого человека или без скрытого участия другого. Под другим можно подразумевать специально подготовленного человека, который, используя определённые техники, может сделать так, что другой придёт к какому-либо умозаключению, будучи убеждённым, что он сам к этому пришёл. В данном случае речь идёт о специальном воздействии, где самым грубым будет прямое внушение человеку, находящемуся в гипнотическом трансе. И действительно, современная научная психология располагает довольно-таки обширным арсеналом техник, позволяющих незаметно изменить ход мысли другого человека. Об этих техниках по вполне понятным причинам речь в статье не пойдёт, нам важнее другое. Нам важно знать, есть ли кто-то и что-то такое, что может зародить в голове мысль, убедив нас в том, что это есть не что иное, как внутренний голос, интуиция, шестое чувство или ещё что-либо в этом роде. Таким образом мы подошли к главной теме нашего разговора, а именно к тому, что есть нечто иное, что может тем или иным способом зарождать в сознании определённые мысли так, что самому человеку практически невозможно отследить само начало зарождения той или иной идеи. Возьмём ситуацию, при которой в семье произошла ссора и оба супруга затаили обиду друг на друга. Через какое-то время они успокоились и самостоятельно пришли к мысли о том, что всё это не так уж важно, но в то же время в голове появилась и другая мысль, а именно та, которая говорит следующее: "Вот не буду я первым подходить и мириться, почему всё время я должен делать первый шаг?" И самое опасное тут даже не то, что такая мысль пришла обоим супругам, а то, что они убеждены, что это их собственная мысль, что это не просто бредовая идея, а это продукт длительного размышления, что таким образом они смогут заставить другого уважать самого себя и т.д., и т.п. Подобных идей может быть огромное множество, их объединяет лишь то, что все они в конечном счёте вредят их носителю. Чаще всего они сопряжены с такими чувствами, как обида, внутреннее угнетение, депрессия, но иногда могут сопровождаться и воодушевлением, и даже некой радостью. Если спросить человека религиозного по поводу источника этих мыслей, то он легко скажет, что они исходят от беса, что это наущения, и будет прав. Ведь именно бес и является той самой сущностью, которая с лёгкостью может проникать в сознание человека, видеть его внутренний мир и, исходя из его содержимого, формировать такие идеи, которые будут отвечать характеру человека, его привычкам, таким образом усиливая убеждённость в том, что та или иная мысль - это личная собственность. Прекрасно понимаю, что некоторые сейчас могут сказать, что это не научно, что как может психолог говорить о бесах? На что возражу тем, что академическая психология не может дать ответы на многие вопросы, на которые прекрасно отвечает религия. Вот в этом-то и заключается самая большая опасность, что, отрицая воздействие беса на психику, человек попадает в очень сложную ситуацию для себя, а именно то, что считает только самого себя источником своих идей. Скажу больше: и среди верующих людей найдётся немало таких, кто не может отличить собственные мысли от наущений. Возьмём пример, при котором верующему человеку приходят ужасные мысли о самом Всевышнем. Очень часто такой человек доводит себя до полного отчаяния, считая себя грязным и мерзким, и начинает разочаровываться в себе настолько, что иногда убеждает себя, что он самый ужасный человек на земле и не имеет ни малейшего шанса на спасение. В итоге это может привести к самым плачевным результатам. Вся сложность заключается в том, что на протяжении всей своей жизни такие люди привыкали настолько доверять собственному внутреннему голосу, что он, когда этот голос очень искусно заменяется наущением, по привычке продолжает на него полагаться. Именно через эти мыслительные манипуляции бес добивается того, что супруги как бы вдруг могут открыть для себя в партнёре какие-то качества, которые заставляют их разочароваться друг в друге, а потом и до развода недалеко. Также человек может прийти к идее о том, что в некоем поступке нет ничего предосудительного и т.д. В итоге все эти мысли отличает то, что они ведут к ухудшению характера человека, негативно сказываются на взаимоотношениях не только в семье, но и в других сферах жизни. Человек должен приучить себя к тому, что нельзя всецело полагаться на свой внутренний голос, на свою интуицию. Она в любой момент может быть подменена, а мы и не заметим подмены. Бес давно наблюдает за психологией человека и так хорошо её изучил, что всё время будет строить всё новые и новые козни. Конечно, наши мысли могут быть продуктом нашего опыта, долгих размышлений, могут исходить из наших потребностей и ещё много от чего. Надо лишь правильно отвечать на вопрос о том, к чему в итоге может привести то или иное размышление. Надо следовать благому и остерегаться того, что вызывает сомнения, тогда и ошибок будет меньше, и жизнь не будет казаться такой сложной. Так что давайте все вместе будем более критичными к самим себе и не будем спешить следовать тому или иному побуждению. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|