|
Судебно-психологическая экспертиза детско-родительских отношенийАвтор статьи: Коркина Евгения Петровна
Судебные разбирательства, затрагивающие брачно-семейные отношения, относятся к таким гражданским и уголовным делам, в которых с наибольшей очевидностью проявляется потребность в использовании специальных психологических знаний. При рассмотрении дел, связанных с защитой прав и интересов несовершеннолетних детей, к числу обстоятельств, необходимых для установления относятся: конкретные условия воспитания, а не только материального содержания детей; возраст детей, особенности их развития; характер взаимоотношений родителей между собой и каждого из них с ребенком; отношение детей к родителям; положительное или отрицательное воздействие родителей на развитие детей, а также личных качеств родителей на личную привязанность ребенка. Основная цель экспертизы детско-родительских отношений - диагностика возможного негативного влияния индивидуально-психологических особенностей родителей (или другого воспитателя) на психологическое состояние и особенности психического развития ребенка. Согласно ч.1 ст. 66 СК РФ право родителя, проживающего отдельно, на общение с ребёнком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребёнка образования» может быть реализовано только в том случае, «если такое общение не причинит вред физическому и психическому здоровью ребёнка, его нравственному развитию». Во избежание судебных ошибок, имеющих колоссальное значения для судьбы каждого малолетнего целесообразно выяснение всех обстоятельств гражданского дела по вопросу о месте проживания ребёнка/порядке встреч, в том числе
Указанные обстоятельства являются психологическими, поэтому при рассмотрении гражданских дел, связанных со спорами о праве на воспитание детей, в ряде случаев необходимо применение специальных знаний. Судебные психологи (эксперты, специалисты) могут помочь выяснить ряд обстоятельств, необходимых для вынесения судебного решения. Так, наряду с решением прочих вопросов, специалисты в области психологии могут дать оценку влияния на детей, их психическое состояние и развитие поведения родителей, сложившейся между родителями конфликтной ситуации, а также оценить привязанность ребенка к каждому из родителей с учетом его возраста и психического развития, динамики семейного конфликта. Судебным психологам, занимающимся экспертными исследованиями брачно-семейных отношений в гражданских делах по искам родителей о расторжении брака и передаче ребенка на воспитание одному из них, известен тот факт, что зачастую в таких ситуациях между родителями, при отсутствии соглашения по данному вопросу, складываются конфликтные отношения. При этом они стремятся настроить ребенка против другого родителя, пытаются препятствовать общению другого родителя с ребенком. Поэтому к моменту судебного разбирательства ребенок, как правило, уже длительное время находится в психотравмирующей ситуации, что находит отражение в его поведении, высказываниях, а также негативно влияет на его эмоциональное состояние, психическое развитие в целом.
Ребенок, втянутый в конфликт между родителями, оказывается в так называемом конфликте лояльности, который предъявляет ребенку слишком большие требования и наносит вред его психическому развитию. Родители сознательно или бессознательно ищут в детях союзников – создавая два противоборствующих лагеря, супруги вынуждают ребенка принять чью-либо сторону, выбрать, с кем быть. Вместе с тем известен тот факт, что необходимым условием для благоприятного психологического и эмоционального развития любого ребенка является регулярное общение с обоими родителями, а также наличие стабильных условий воспитания. Ограничения в контактах с отсутствующим родителем часто сопровождаются попытками опекающего родителя сформировать у ребенка негативный образ другого родителя путем искажения и представления односторонней информации о нем и мотивах его поведения. Стремление одного родителя привлечь ребенка на свою сторону, очернить в его глазах другого родителя, приписать ему желание причинить вред, обвинить в пренебрежении физическим и душевным благополучием ребенка квалифицируется зарубежными исследователями как «синдром родительского отчуждения». В результате такого влияния ребенок уже самостоятельно начинает демонстрировать исключительно позитивные чувства по отношению к одному родителю и чувства ненависти и враждебности – к другому, отказывается от контактов с отдельно проживающим родителем без достаточно веских причин. Однако становится очевидным, что зачастую такое поведение ребенка обусловлено влиянием одного из родителей и желанием ребенка избежать непереносимых противоречивых чувств, возникающих по отношению к обоим родителям и к ситуации в целом. Ситуация оказания давления на ребенка со стороны одного из значимых для него взрослых приводит к развитию эмоциональной напряженности, повышенной тревожности, отсутствию чувства безопасности, вплоть до подсознательного страха перед наказанием за поведение, не соответствующее ожиданиям родителей [7]. Известен тот факт, что ребенок, проживая с одним из родителей, неосознанно усваивает его отношение к другим лицам, вовлеченным в конфликт (другому родителю, бабушкам, дедушкам и прочим родственникам). Такое неосознанное принятие позиции значимого взрослого блокирует проявление истинных чувств, которые ребенок испытывает к родителю, не включенному в тот момент времени в круг лиц, постоянно взаимодействующих с ним. Зачастую в таких ситуациях дети активно декларируют, на словах сообщают о своем отрицательном отношении к одному из родителей (обычно к тому, с кем ребенок на данный момент не проживает), однако, как показывает экспертная практика, психологическое исследование выявляет при этом эмоциональную привязанность, принятие «отвергаемого» родителя, позитивное к нему отношение, потребность в эмоциональной близости, общении с ним.
С десятилетнего возраста ребенка решающее значение при решении вопроса о его местожительстве придается его желанию, однако искренность этого желания зачастую возможно определить лишь в процессе целенаправленного психологического исследования. Так, конфликтная обстановка в семье порождает у ребенка негативные эмоциональные состояния – чувство подавленности, страха, замкнутости, ситуативной антипатии. Дети могут находиться в состоянии повышенной внушаемости, запуганности. Для выявления их подлинного отношения к каждому из родителей необходима специальная работа психолога, компетентного в данных вопросах.
На протяжении 19-20 вв. проводились исследования различных психологических особенностей детей применительно к оценке их способности давать показания, а также предпринимались попытки выделения критериев достоверности или недостоверности детских показаний. При этом изучались особенности восприятия и способности к воспроизведению информации, влияние внушения на детские показания. В детском возрасте особенно ярко могут выступать возможности искажения информации. Причины такого возможного искажения кроются в особенностях детской психики. Известно, что детям (в том числе и младшего школьного возраста) свойственна более высокая внушаемость по сравнению со взрослыми. Окружающие путем пассивной или активной индукции могут воздействовать на ребенка, навязывать ему свое мнение вплоть до полной замены высказываний [5]. Также дети обладают признаками повышенной конформности, которая, в первую очередь, проявляется в стремлении угодить значимому взрослому, поступать так, как от него ожидают. Они склонны соглашаться с мнением значимого окружения, чувствительны к эмоциональной составляющей коммуникации, поэтому хорошо чувствуют, какого ответа от них ожидает взрослый. Они подчиняемы и подвержены влиянию со стороны значимых для них взрослых, при этом у них недостаточно сформированы способности к полной, всесторонней, критической оценке происходящих событий, прогнозу последствий своих действий, ограничены возможности осмысления событий при их восприятии, они не всегда способны к самостоятельному принятию решений. Процедура проведения судебной психологической экспертизы детско-родительских отношений включаетв себя несколько этапов: 1. Изучение экспертов всех материалов гражданского дела 2. Каждый член семьи (мать, отец, ребёнок) проходит индивидуальное обследование (беседа и тесты) на предмет индивидуально-психологических особенностей, родительских стилей воспитания и уровня развития ребёнка, его действительного отношения к родителям и пробы на совместную деятельность ребёнка с каждым из родителей. 3. Обработка полученных данных и составление экспертного заключения. Список использованной литературы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|