Трудности с работой и без нее

Проблема «Мне не найти работу» к сожалению довольно распространенная в наши дни. Кто объясняет это экономической ситуацией в стране, кто-то видит  несоответствие своего образования и компетентности  с предлагаемыми вакансиями, для кого-то основанием становится политическая или культуральная сторона жизни, для кого-то основной проблемой становится непонимание собственных возможностей и предпочтений. В результате люди страдают.

   Вот основной перечень сложностей , который порой приводит человека на прием к психологу или специалисту по профориентации:   работу не найти, работа не приносит нужного достатка, работа не нравится, не найти сферу деятельности, в которой можно реализоваться, вообще не хочется работать.

   Что формирует проблему с профессией? Как получается так, что человек, теряя ( или не находя) профессиональную принадлежность порой ощущает потерю смысла жизни, начинает жить прошлым (или фантазиями о будущем), и перестает использовать возможности вокруг себя, чтобы сделать свою жизнь наполненной?

   В первую очередь это происходит из-за нагрузки, которую человек накладывает на свою профессиональную идентичность. Работа порой перестает быть средством достижения средств для улучшения качества жизни,  полем для экспериментального исследования собственных возможностей и реализации собственных интересов. Для некоторых работа становится способом определения себя. Через профессию человек приходит к пониманию, кто он, какими ценностями он должен жить, в каком окружении находиться, как и чем заполнять свое пространство. Кроме того, для некоторых это еще и способ заслужить одобрение и уважение, как окружающих, так и собственное.  Переиначивая Декарта , для таких людей становится аксиомой фраза « Я работаю, значит я существую».

   В какой момент начинает закладываться проблема с самоопределением? Удивительно, но предположить наличие или отсутствие подобной проблемы во взрослой жизни можно понаблюдав за жизнью ребенка от 3 до 7 лет, на способ его общения с окружающими, сверстниками и родителями.

  Ребенок по природе своей любопытен. Однако порой его любопытство, любознательность  сталкивается с преградой в виде родительской тревожности. Некоторые родители сами выросли из неуверенных в себе детей, недополучивших в своем детстве любви, внимания и поддержки. И теперь всеми силами они стремятся не повторить опыт своих родителей. Они искореняют в себе любые зачатки, напоминающие неприятное прошлое, создают искусственный образ идеальной мамы или папы, опираясь на книги, лекции, семинары по правильному воспитанию. И как результат вместо живого контакта с ребенком они предлагают «правильную « систему его развития. Как результат такого выбора, ребенок помещается в условия необходимости заниматься тем, что ему предлагают по заданному сценарию. Он не может сделать это что-то неаккуратно, «неправильно», по своему, даже если это творческая работа или игра. Он должен соответствовать маминым ожиданиям. Если совпал- молодец, если нет – плохо старался или просто неудачный ребенок.

   Результатом такой воспитательной политики становится очень исполнительный, но при этом совершенно неинициативный человек. Ему сложно найти то, что ему самому интересно, он не знает, что его привлекает. Кроме того, начиная чем то заниматься, и неизбежно столкнувшись с первой трудностью, он опускает руки, так как не имеет опыта искать  самостоятельное решение проблемы. Такой человек оказывается лишенным творческого начала, хотя при этом может обладать огромным потенциалом творческих навыков и амбициозных ожиданий от себя и вселенной.

   В жизни такие люди могут столкнуться с проблемой поиска работы по душе. Им будет трудно выбрать то, что интересно. Главным будет полезность деятельности и результативность. Или как оборотная сторона, такие люди могут бесконечно браться за разные проекты, но быстро разочаровываться, и порой как результат принимать решение о полном отказе от трудовой деятельности. При этом данные сложности будут распространяться и на свободное время этого человека. Выходные могут стать мучительными, так как не понятно чем их занять. Провести время с собой будет крайне сложно. Придется придумывать много дел, которые нужно сделать. Причем именно нужно, а не хочется.

   Еще одним барьером к пониманию себя и получению права на радость от любознательности и реализации своих возможностей становятся родительские ожидания. «Ты самый лучший и должен стать гениальным художником, танцором, актером……». «Ты послушный ребенок, гордость своих родителей». Ребенок с таким посылом всеми силами старается оправдать ожидания родителей. Если не актером, то хоть кем-то, но обязательно гениальным. Так рождается миф о самореализации. Человек ищет не занятие, которое будет его радовать, а ищет себя вдохновленного, успешного, дающего право родителям им гордиться. Это становится ловушкой. У человека пропадает право на ошибку, на эксперимент. Человек начинает искать, то, где он абсолютно успешен, лучше других, никогда не поиграет.  И естественно такой ниши он не находит, так как ищет не радость, а гордость.  И у радости даже шанса нет появиться, так как сам по себе процесс становления для таких людей не важен. Им важен результат, который должен быть гарантирован.   Не видя результата быстро, такие люди начинают чувствовать себя посредственностью. Они опускают руки.   

   Часто такие люди уклоняются от вариантов  заняться чем то интересным или важным, боясь развеять собственный миф об уникальности. Ведь наслаждение собой, каким они могли бы быть - это единственное, что у них есть. Наслаждаться просто деятельностью,  движением, они не умеют, или считают недостаточным, а порой и не стоящим внимания, времени и сил. Более того, право на оценку значимости того или иного вида деятельности, они получают сверяясь с мнением тех самых родителей, которые ждут своего результата. Самым ярким примером подобного сюжета является роман «Обещание на рассвете». Успешность, которая таковой не является и гонка за призраком, которого не существует.

   Ситуация усугубляется если человек вместо попыток делать то, что ему нравится, начинает делать что попало, ради зарабатывания денег. Он не может смириться с тем, что пошел на компромисс с собой. Он не уважает себя и свое место работы. Он критикует себя за трату времени, не успешность…. Он оказывается в вилке: нельзя согласиться работать в этом месте, начать получать от него удовольствие, стать успешным, ведь тогда это предательство мечты, но и уйти нельзя, потому что тогда придется пробовать что то новое, рисковать, и возможно убедиться, что жил долгие годы иллюзией. Такие люди нагружены таким большим чувством стыда, что не могут быть естественными, спонтанными в своей деятельности. Им кажется, что нужно еще чему то учиться, улучшить свой стиль, привить себе какой то навык и вот тогда то и выходить в свет. В реальности, они так сильно боятся ошибаться, быть неловкими, учиться на своих ошибках, синяках и шишках, что предпочитают никогда не погружаться в то, что их привлекает. Их лозунг «Если бы….». « Если бы я вовремя пошел учиться, если бы мои родители настояли, если бы я не был таким ленивым, если бы моя семья меня поддерживала…….» Много причин не делать, и абсолютно нет поиска возможности что-то начать.

   Иногда барьером к развитию детском способности использовать мир для своей пользы и удовольствия становится родительская чрезмерная уязвимость. Ребенок появляется на свет уже нагруженный большим  количеством недетских задач, и быть ребенком ему просто некогда. В этих семьях родители отличаются большой инфантильностью. Ребенок должен отвечать за чувства своих папы и мамы и страховать себя от всех неожиданностей. Он мирит взрослых, выслушивает проблемы своих родителей,  держит »лицо» перед соседями, школой, друзьями. Он прячет в себе все свои страхи, стыд, гнев. Его радость часто носит скорее показной характер. Когда такой ребенок вырывается на волю, он понимает, что рядом нет тех, о ком он должен заботиться, а для себя кроме тог, чтобы его оставили в покое ему ничего не нужно. Причем часто такие взрослые вырастают из очень умных, рассудительных, способных детей.

   Еще одна категория людей, испытывающих проблемы в поиске работы , это дети родителей, которые чрезмерно опекали свое дитя. Или давали ребенку основание рассчитывать на то, что его должны и будут опекать. В таких семьях чувства, отношения заменяются часто на подарки. Совместных дел, ритуалов нет. Поощрения деятельности, творческого воплощения не происходит. Если ребенок в такой семье и получает одобрение, то скорее либо обобщенное (умница, молодец) без конкретизации, что именно родителю понравилось в поступках ребенка, либо одобряется отношение ребенка к поступкам мамы или папы. «Ты должен быть благодарным», «Ласковое дитя двух маток сосет»…. Ребенок вместо любви получает подарки, деньги, материальные блага. Как результат, когда такой ребенок вырастает, он умеет получать удовольствие от приобретения, но не знает что такое радость от достижения, удовольствие от деятельности. В этой радости нет для них ценности. Как результат – в таких людях много нерастраченной энергии, и полное неумение ею пользоваться.

   Чтобы выбраться из этих порочных кругов, важно понять , что за мифология связана у человека с профессией. Затем попробовать найти в себе того ребенка, который когда то  точно знал, что ему в окружающем мире может быть интересно - залезть в лужу и посмотреть как разлетается вода под подошвами, рассмотреть листочек , слетевший с дерева, а может смешать все что найдется в холодильники и сделать из этого кучу молу и попробовать ее на вкус. У каждого что-то свое. И важно вернуть себе право интересоваться тем, что не приносит пользы, что не является способом заработать себе имя или принести домой деньги. Важно одобрять себя, заметив небольшой проблеск радости от какого либо вида деятельности. И главное, делать, даже если сперва это не приносит результатов, делать, даже если думаешь, что никогда ничего не найдешь и никогда ничего не получится, делать, открывать для себя новое, впускать живую струю в свою жизнь.    Ребенок внутри вас будет вам благодарен, и ваша жизнь, наконец, обретет вкус.

 



Просмотров: 241
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Если ребенок управляет родителями, он сам становится неуправляемым
  • И в кого ты такой? Если ребенок не оправдывает родительских ожиданий
  • Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что делать, если ребенок пытается ударить, укусить,схватить родителей
  • Что делать, если маленький ребенок пытается ударить, схватить, укусить родителей
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Что делать, если ребенок не хочет заниматься?
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Как вернуть радость жизни, если вы чувствуете, что потеряли себя.
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • Как должен вести себя правильный ребенок?
  • Как должен вести себя правильный ребенок?
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Как быть родителю, если ребенок устраивает истерики, и как различить истерику и каприз?
  • как быть, если ребенок что-то украл?
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Что делать, если раздражает собственный ребенок?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь