Мы живем в непростое время, и никто не научил нас жить в особых условиях военного города.
Поэтому, я часто слышу придуманные мамами «антистрессовые истории», которые, казалось бы, должны оградить ребенка от травмы.
Давайте разберемся!
Реакция ребенка на боевые действия такая же, как и у взрослого, но в более острой форме: страх (плач, истерика), ступор или неконтролируемое возбуждение, все это может отягощаться бредом, галлюцинациями, временным мутизмом (потеря речи) и агрессией.
Как реагировать маме, чтобы не навредить, а помочь ребенку?
1. Говорить правду о собственных эмоциях и не отрицать страх ребенка.
Никому и никогда не помогала фраза «не бойся», это в каком смысле? Сознательно остановить гуморальную реакцию, которая в норме возникает в случае опасности??? Или мама, вся скованная страхом (и это понятно, ведь она боится за своего ребенка), очень убедительна в своей речи о необычных погодных явлениях и бесконечном праздничном салюте в НАШЕМ городе? Нет, она не убедительна! Ведь ребенок очень хорошо читает невербальные послания и еще лучше чувствует маму просто благодаря единому психоэмоциональному полю.
Значит вернее сказать про свои эмоции! Обозначив страх, вы автоматически снижаете его уровень. Но при этом важно дать ребенку ресурс, то есть нарисовать ближайшие положительные перспективы.
Как сказать? Просто и лаконично: «я вижу, что ты испуган, мне тоже страшно, но вот мы сейчас с тобой порисуем, потом поспим, а утром все уже будет спокойно, к бабушке в гости поедем? Она пироги сегодня печет для тебя...»
2. Если ваш личный страх слишком сильный, вы перестаете себя контролировать и это опасно для вашего ребенка. Поэтому вначале справляемся с собой.
Первое, это признать в себе страх, потом пройтись по своему телу мысленным взором (лицо, плечи, живот, руки и ноги). Это имеет эффект релаксации, так как обнаруживая страх в своей мимике, в своих скованных плечах, в животе вы автоматически послабляете адреналиновый спазм. Если уровень до сих пор не снизился, то можно попробовать упражнение «повышение скорости», то есть нагнетание страха сознательно (я боюсь слишком мало, надо попробовать бояться сильней). Это производит противоположный эффект, становится легче.
3. Займитесь продуктивной творческой деятельностью с ребенком.
После того как вы обозначили эмоцию, привели себя в стабильное состояние, отвлекитесь в совместной творческой деятельности. Вода, песок, глина, пластилин, краски, а также игры и сказки могут помочь пройти страху сквозь тело, не оставляя следа (тревожности, нарушения сна и аппетита). В случае, если витальные функции нарушены (сон, аппетит),и есть поведенческие изменения, после пережитого стресса, обязательно обратитесь к психологу. Посттравматический стресс это серьезно, он может пройти сам при поддержке семьи, а может сильно снизить качество жизни ребенка на неопределенное время.
4. Что говорить про войну?
Этот вопрос из рубрики «политика и вера». Каждый родитель выбирает, что и как рассказывать своему ребенку на этот счет. Но есть возрастные особенности этого разговора. Чем младше ребенок, тем практичнее рассказ (это танк стреляет, очень громко, поэтому страшно). Для детей постарше потребуются причинно-следственные связи и тут как про Бога, говорите, что думаете, но, только не вдаваясь в ненужные подробности и не опошляя рассказ фразами из заголовков желтой прессы.
Очень хотелось бы верить, что эти рекомендации никогда не понадобятся мамам Донбасса!
Ваш детский психолог, Виктория Рыбалко