|
Онлайн-консультация с психологом как... способ НЕ ПРИЙТИ на консультацию.Автор статьи: Сакурова Ксения Олеговна
На специализированных психологических сайтах и иных порталах, где есть возможность задать вопрос психологу, в последнее десятилетие востребован такой вид связи со специалистом, как работа в режиме форума, онлайн-консультирование и близкие этому форматы. В таковых общение между специалистом и клиентом происходит в переписке, и многие клиенты очень положительно отзываются о возможности общаться с психологом таким образом, даже комментируя, что этот формат для них менее тревожен, поскольку не связан с реальной встречей, и потому на него проще решиться и проще организовать. Как правило, письменная консультация также более доступна по цене или бесплатна. Признаюсь, я как специалист вижу несколько значительных минусов в отсутствии личного контакта и общего пространства, вплоть до подмены реальной работы. Вот что я пронаблюдала как ограничения онлайн-консультирования:
Отсутствие личного контакта не дает шанса состояться доверию.Клиент хочет остаться анонимным, объясняя это стыдом или высокой тревогой, и зачастую общение от лица клиента происходит под ником (т.е. он остается максимально инкогнито). Конечно, это препятствует созданию доверительных отношений, разворачивание которых и является первой и необходимой терапевтической интервенцией. Попыткой остаться «скрытым» клиент отвергает реалии жизни и построения отношений, которые заключаются в том, что строить ЛЮБЫЕ близкие отношения небезопасно априори, и остается в мнимой невротической безопасности (которая ему более вредит, нежели помогает). А отношения, в свою очередь, так и остаются «безликими», как, вероятно, и иные отношения в его жизни. Клиент так и не совершает крайне важного внутреннего поступка: не предъявляет себя Другому целиком, пробуя справляться с неловкостью, стыдом, страхом быть задетым, что должно было стать первым шагом к построению собственно терапевтичных (читай: открытых и прозрачных) отношений. Любые отношения мы строим, преодолевая именно эти чувства! Оставаясь в тени, клиент лишает себя шанса, преодолев страх и небезопасность, создать доверие как основу истинных открытых диадных отношений, т.е. базы для формирования рабочего терапевтического альянса.
Отношения вроде разворачиваются, но остаются урезанными. Конечно, отказ от защит – процесс для клиента болезненный и малоприятный, сопровождающийся колоссальным сопротивлением, ощущением неловкости, боли, собственной уязвимости и наготы и пошатнувшихся представлений о себе в целом. При заочной работе клиент имеет возможность избежать этого мучительного действа, но с сомнительной пользой для себя и процесса. Сохраняющаяся безопасная дистанция оставляет активными защитные механизмы клиента, а терапевт остается практически бессильным помочь клиенту в ослаблении его сопротивления. Потому далеко не всё из важного может состояться между ними, и парадоксальным образом сама онлайн-консультация становится способом НЕ ПРИЙТИ в кабинет аналитика. Практически невозможно выявить и проговорить недовольство клиента аналитиком и обрушить на него свой гнев + получить корректирующий опыт обратной связи.Поэтому остается несделанным еще один важнейший шаг: открыто предъявлять свое разочарование, гнев, свои несбывшиеся ожидания + и получить адекватную обратную связь. Пример: в важные моменты терапии клиенту очень важно разозлиться на терапевта и вручить ему всю злость и разочарованность: «что не помог за 5 встреч», «что желаемый запрос невозможен, и его важно переформулировать на более реалистичный», «что не хочет учить манипулировать партнером», «что ожидалось постоянное ощущение счастья и эйфории, а терапевт этот запрос не поддерживает» и прочее. Это болезненные моменты даже в личной работе, а уж на расстоянии шансов для разворачивания подобных процессов практически нет. Вопрос ответственности за организацию отношений остаётся плавающим = ответственность не принята!Сохраняющаяся безопасная дистанция не дает возможности клиенту ощутить, что он сделал выбор:
Как говорится, в горе и в радости… Да, вот так серьезно. Клиент вроде как выбрал аналитика, а вроде как и еще остается в процессе выбора (например, беря дистантные консультации еще у нескольких специалистов) – поэтому терапевтический альянс снова не формируется, а важные моменты переноса рассеиваются между несколькими специалистами. Усложняется работа с негативным переносом – работа остается «плоской».Т.к. вручить гнев и разочарование дистантно клиенту еще более сложно, да и восприниматься на дистанции эти чувства будут скорее как скука и разочарованность, вовремя распознать и преодолеть их становится практически невозможно. И получается, что «вроде как и помогли, и время уделили, и даже выводы некие ценные сделаны», ан нет: клиент все же ощущает смутную, ему самому непонятную разочарованность, он расстроен или раздражен, или желает получить сатисфакцию. При этом с самим специалистом это редко обсуждается (что, собственно, и могло бы помочь), и негативный перенос остаётся при клиенте, а последний - остается запертым в этих болезненных чувствах. Или же негативный перенос вручается смещённо третьим лицам (например, темой на форуме «Психолог не помог/отверг/жестко поступил со мной»), что крайне редко позволяет помочь клиенту справиться со своей раной. Итог: реальное продвижение в совместной работе вследствие этого обесценивается, и клиент остается с ощущением «дырявого кармана» и потерей надежды получить помощь в терапевтической работе вообще. Не организуются взрослые и ответственные отношения.Поскольку зачастую дистантная работа не имеет адекватной инвестиции (оплачивается частично или безвозмездна для клиента), терапия не разворачивается как равные и прозрачные отношения: с взаимной ответственностью, оплатой пропусков, их интерпретацией. В таком контексте клиент остаётся в детской, «потребляющей» позиции, и необходимое ему укрепление зрелых и взрослых частей и поведения не происходит. Не поддерживается важный для терапии уровень тревоги как катализатора трансформационного процесса.Да, работать дистантно действительно менее тревожно – точнее, это позволяет рассеять и утратить необходимый мотивирующий дискомфорт, а это скорее минус: нужная для изменений тревога (читай: энергия процесса) и тема рассеиваются, и ничего не происходит. Рискну предположить, что лучше бы никакой консультации пока не случилось: клиент подкопил бы еще необходимой тревоги, и она имела бы возможность, например, вылиться в какое-то внешнее действие или в реальную встречу с аналитиком. А так на пути поведенческих изменений произошел откат назад: и чувство дискомфорта рассеял, и действия нет, хотя консультация (или несколько) были проведены. Что же, я совсем против дистантной работы? Нет, у нее есть ряд функций, с которыми дистантная работа вполне способна справиться. На мой взгляд, онлайн-консультирование подходит для того, чтобы:
1. Определиться со специалистом. Понять по ответам на форуме и обратной связи от него, хотели бы Вы работать именно с этим аналитиком, близки ли Вам его идеи, ценности и формулировки. 2. Выйти на связь с выбранным специалистом с единственной целью: организовать фактический личный контакт, если это возможно. 3. Способствовать нормализации и снижению зашкаливающей тревоги. Если уровень тревоги таков, что клиент задолго до фактической встречи ощущает потерю связи с реальностью и контроля над жизнью, то пробная консультация может помочь ему снизить эту тревогу до переносимого уровня. В таком случае специалист помогает справиться с тревогой самим фактом своего наличия, символически сообщая клиенту: «Я уже здесь и сопровождаю Вас. Первый шаг сделан – мы уже начали работать над улучшением Вашего состояния». К этому же пункту будет относиться и начальная фокусировка и ориентирование по действиям: что конкретно можно сделать, с чем именно, в какие сроки. 4. Работать со специалистом, если нет вообще никаких возможностей организовать личный формат (клиент созрел для работы, но живет в очень отдаленной местности, где специалистов психологической помощи нет в доступе). Тогда мы исходим с позиции «лучше хоть какая-то возможная работа с собой, нежели ничего». В остальных случаях я действительно предпочитаю личную работу во всех случаях, когда это возможно (или скайп-встречи в рамках консультативного, не терапевтического запроса). АПД: в обсуждении ниже возникли ценные комментарии по поводу формата Скайп-работы, оттого вижу важным внести пояснение. Скайп-формат в моей статье не обсуждаю, так как: а) при работе в Скайпе есть визуальный контакт, поэтому безличным и анонимным его называть нельзя; б) есть возможность организовать сеттинг с границами, единым временем, взаимной ответственностью. В Скайпе сама работаю, и весьма удачно, особенно если клиент успел "наработать" значительный опыт личной работы, или если эмигрировал, или если никакой другой возможности оставаться в терапии нет.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|