|
В главных ролях - родители. О психологической подготовке к экзаменам.Автор статьи: Шестакова Анна Сергеевна
Доброго времени суток! Долго и упорно все шло к необходимости поднять тему психологической подготовки учащихся 9-х и 11-х классов к их первым, самым волнительным, экзаменам. В данной статье я хочу сделать акцент на самых близких людях для каждого ребенка – на родителях будущих выпускников. В самом деле, для школьников сейчас созданы разнообразные возможности для подготовки. Он-лайн тесты, пробные экзамены, методические издания… Все это дает возможность школьнику почувствовать себя на экзамене, столкнуться с реальными заданиями, погрузиться в ситуацию и прожить новый, необходимый опыт. А что остается родителям? – Судорожно зарабатывать деньги на репетиторов, да на обучение, - вдруг бюджетного места ребенку не хватит. Нервные, насупленные родители требуют хороших оценок, а у ребенка все возрастает и возрастает значимость баллов, которые он должен заработать на экзамене. Успешная сдача экзаменов превращается в смысл всей жизни подростка. Стремительно растет тревожность, появляются психосоматические симптомы… Стоп. Пора заканчивать с этим водоворотом ужаса. И начать, прежде всего, с родителей. (Да, я понимаю, что учителя, школа, - все вносят свою лепту. Но сегодня предлагаю поговорить о самых-самых близких). Я уверена, что многое из того, что будет сказано ниже, некоторым родителям знакомо. Вообще, о помощи школьникам «собраться» в экзаменационный период говорено не раз. Но в процессе работы я выделила для себя некоторые аспекты, на которые имеет смысл обратить внимание. Спешу поделиться!) Самым важным моментом в поддерживающей практике детско-родительского взаимодействия я вижу безусловность. То есть любовь и уважение к ребенку, понимание его чувств, его мотивов и потребностей вне зависимости от оценок и иных достижений. Если родитель остро нуждается в ярких достижениях своего ребенка, понятно, что корень проблемы в нем самом. А то и глубже. Но сейчас не об этом. Итак, первое, что мне хочется отметить, - снижение значимости влияния результата экзамена для жизни и дальнейшей судьбы ребенка. Да, результат важен. Да, он повлияет на будущее. Но согласитесь, мы с вами не пророки, мы не можем совершенно точно сказать, КАК ИМЕННО он повлияет. Престижный диплом не всегда гарантирует счастливую, гармоничную жизнь, полную самореализацию и абсолютное удовольствие от работы. Поэтому второе – это поиск альтернатив. Совместный поиск. Спокойный поиск. Без истерик: «Ты не сдашь и пойдешь работать дворником/продавщицей в магазин/служить в армию!» Совместный поиск альтернатив подразумевает теплое общение между родителем и ребенком, учет интересов каждой из сторон, и обязательно, - прописанные варианты действий на случай провала основного плана. Третье – информированность. Я всегда стараюсь донести и школьникам и родителям, что существуют смежные специальности, на которые также имеет смысл подать копии документов. Для уточнения информации существуют Дни открытых дверей в ВУЗах и колледжах. Их полезно посетить с заготовленными вопросами. Доля определенности вселяет уверенность, что как раз является нашей целью. Четвертое – помощь в поддержании здорового психического и физического режима труда и отдыха, сбалансированного питания, качественного сна. Это банальные вещи, но не все родители понимают, что ребенок еще не настолько четко сформировал свой режим для поддержания физического и психического здоровья. Да что там ребенок… Это и для взрослых иногда проблема). В общем, родители, - помогаем, насколько можем. И последний, - пятый, - но очень важный пункт. – Теплое детско-родительское общение на эмоциональном уровне, обязательно с использованием Я-высказываний (когда мы не говорим о том, что нам НЕ НРАВИТСЯ в другом, а озвучиваем СВОИ чувства, вызванные поступком другого человека. Например, вместо: «Ты опять пошел гулять с этим прохвостом Петькой??!», говорим: «Мне очень больно и досадно, что ты не послушал меня и вновь связался с Петей. Я даже не удержалась и поплакала, мне было очень горько»). Также, если возникает потребность, общение должно включать в себя аккуратную корректировку ценностей и настроя ребенка. Ведь он все-таки не всегда может делать абсолютный самостоятельный и максимально верный выбор. На этом у меня все. Желаю всем счастливого Завтра! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|