Как избавиться от прокрастинации

Сегодня слово прокрастинация — одно из часто употребляемых понятий. Это интересный, уникальный процесс, который как диагноз приписывает себе огромная часть населения.

Прокрастинация — это постоянный перенос какой-либо деятельности на более поздний срок, в силу чего эта деятельность очень долго выполняется, либо не выполняется вовсе.

Давайте попробуем разобраться, откуда берется прокрастинация, и почему сейчас она так популярна?

В психоаналитическом подходе психика человека делится на три ключевые составляющие:

  1. «ИД» — часть психики, отвечающая за инстинкты и быстрое получение удовольствия. Это наша самость в чистом виде, бессознательная сила, существующая вне логики, времени и порядка, она мыслит категорией «хочу» и стремится постоянно испытать разрядку.
  2. «СУПЕР-ЭГО» — часть психики, отвечающая за родительские и социальные нормы поведения и установки. Эта часть психики мыслит категориями «должен», «обязан», «правильно», «неправильно» и т. д.
  3. «ЭГО» — третья часть психики, собственно говоря, наше Я. «ЭГО» мыслит реальностью. Его основная задача — опираясь на реальность, удовлетворять потребности «ИД».

«ИД» — это постоянная движущаяся сила, так как «ИД» существует вне времени и логики. Для «ИД» нет разницы, как долго или зачем делать то или иное действие (за это отвечает «ЭГО»), главное — чтобы было интересно. Поэтому можно сделать вывод, что человеку со здоровым «ИД» и сильным «ЭГО» совершенно несвойственна прокрастинация. «ИД» всегда хочет, и в нашем мире с огромнейшим количеством возможностей «ЭГО» точно сможет выбрать именно тот вариант, который будет интересен «ИД».

Проблемы начинаются, когда в эту пару включается третий компонент: «СУПЕР-ЭГО». Если в детстве родители имели свойство идеализировать или обесценивать деятельность ребенка, а также если эта деятельность активно сопровождалась категориями «должен», «обязан», «надо» и т. д., «СУПЕР-ЭГО» взрослого человека будет реагировать точно так же, как и в детстве. На подобную жесткую диктатуру «СУПЕР-ЭГО», «ИД» реагирует крайне болезненно, и очень часто, чтобы не быть обесцененным или наказанным, выбирает самый безопасный путь: отсутствие деятельности, или, как мы называем этот процесс, прокрастинацию.

Какие бывают причины прокрастинации:

  1. Обесценивание. Если в детском возрасте деятельность ребенка была обесценена. «У тебя руки не из того места растут», «лучше самому сделать, чем тебя просить», «вот что ты за ребенок такой, за что бы не взялся, всё из рук валится», «У Сережи/Маши уже всё получилось давно, а ты как обычно…» и т. д. Подобные высказывания травматично сказываются на «ИД» и «ЭГО», и чтобы защититься от них, «ЭГО» выбирает вовсе бездействовать, чем испытать унижение.
  2. Идеализация. Здесь наоборот, мы имеем дело с родителями, которые идеализируют деятельность ребенка и не дают права на ошибку. Всё, что делает ребенок, должно быть идеально, самое лучшее, самое красивое, просто самое-самое, а на среднее они не согласны. И если будет среднее или что-то не получится, вся деятельность, как и личность, обесцениваются. В итоге у человека с подобным «СУПЕР-ЭГО» перед каждой деятельностью возникает тяжелейшее напряжение из-за того, что если он взялся за дело, его необходимо сделать совершенно, или как минимум лучше других. Страх сделать «обычно» и страх следующим за этим наказанием настолько велики, что «ИД» и «ЭГО» выбирают позицию бездействия.
  3. «Должен». «Обязан». «Надо». И деятельность, которую заставляют выполнять. Если в детстве родители особо не заботились о чувствах и выборе ребенка и мотивировали свои слова простыми «так надо» и «ты должен», у ребенка просто не было возможности нормально понять, чего он, собственно, хочет. А во взрослом возрасте этот голос «СУПЕР-ЭГО» остался настолько сильным, что вся деятельность так и продолжает мотивироваться простым «я должен», игнорируя тот факт, что ему/ей уже не 5 лет, и что уже лет как 10 он/она являются полноценными хозяевами своей жизни, с правом выбирать ту деятельность, которая соответствует желаниям «ИД».

Что с этим делать?

Если просто: выбирайте деятельность, которая вам нравится и доставляет удовольствие. Отделяйте во время прокрастинации голос «СУПЕР-ЭГО» и осознавайте, что этот голос был очень давно и просто играет как пластинка, а в реальности вы и только вы выбираете, что вам делать а чего не делать, что даже если вы сделаете полную ерунду, это никак не ущемляет и не унижает вашей личности, что чтобы сделать что-то совершенное, нужно очень много раз сделать несовершенное и т. д. Тогда интенсивность прокрастинации будет снижаться.

Если это не помогает, тогда есть еще более эффективный путь. С точки зрения психоанализа, необходимо развивать свое «ЭГО», чтобы в моменты атак и давления со стороны «СУПЕР-ЭГО», «ЭГО» могло защитить «ИД», сориентироваться и принять решение, опираясь на реальность. Регулярное саморазвитие, чтение, посещение психолога или психотерапевта приводят к доминированию «ЭГО», крушению нарциссических защит, и позволяют не избегать деятельности, а наслаждаться ей.



Просмотров: 281
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему мы откладываем важную для нас деятельность и что с этим делать?
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Совместная деятельность родителя и ребенка
  • Самое точно предсказание. Что будет с вами, если вы начнете продавать свои услуги?
  • Интеллектуальная деятельность руководителя (2 часть).
  • Интеллектуальная деятельность руководителя (1 часть).
  • Гендерно-маркированная деятельность ребенка в дошкольных образовательных организациях
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Совместная деятельность детей и взрослых это залог воспитания достойного человека
  • Что будет если любовницу сделать второй женой?
  • Если родители не поддерживали в детстве. Как научиться это делать самому.
  • Всегда ли активная деятельность это хорошо?
  • Деятельность медицинского психолога.
  • Профессиональная деятельность психолога и диалог.
  • Если муж не хочет ребенка … Часть 1
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Ценностные ориентации личности, включённой в волонтёрскую деятельность
  • Что делать, если до девушки лезут много парней, а я не могу ничего сделать. Я боюсь.
  • Мысли «А что, если … Я просто обязан…»
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Личные убеждения психолога и их влияние на профессиональную деятельность
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Любовь - это деятельность!
  • Цель и деятельность
  • Оптимизм, как деятельность
  • Самооценка = деятельность
  • Невротическая деятельность
  • Изобразительная деятельность
  • Мотивация и деятельность.
  • Ведущая деятельность



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь