Взросление в психотерапии (Теория развития неврозов по Ф.Перлзу)

Автор статьи: Марина Новикова

Очень вдохновлена лекцией Александра Моховикова о «Теории развития неврозов по Ф.Перлзу»

Проще говоря, это лекция о взрослении клиента в процессе прохождения терапии.

Эти знания важны и терапевтам, и тем, кто находится в процессе терапии.

 

Уровни невроза, с точки зрения развития личности (Теория ментального метаболизма)

 

5 составных уровней прохождения невроза (взросления) в процессе психотерапии.

  1. Уровень клише и игр (социальных ролей)
  2. Фобический уровень
  3. Уровень тупика
  4. Уровень внутреннего взрыва, имплозии
  5. Уровень внешнего взрыва, эксплозии

 

1.Первый уровень формируется в процессе воспитания, в тот момент, когда человек оказывается в состоянии нарушения гомеостаза (между организмом и окружающей средой). Уровень энергии, данный нам с рождения, в процессе воспитания начинает значительно подавляться системами запретов, правил, стереотипов, навязанными нормами. Через эти законы, правила, установки, интроекты, окружающая среда осуществляет над нами «акт насилия». В дальнейшем этот опыт формирует в человеке привычку «насилия над собой» (мы учимся воспроизводить опыт, полученный ранее). Через «насилие над собой» человек подавляет свою жизненную энергию до минимума.

После  навязывания норм, стереотипов, интроектов, происходит подавление чувств, затем желаний, и единственное, что остается человеку – это действие. (Действие, направленное на «выживание» - игры, позволяющие адаптироваться). «Это происходит путем стереотипного поведения, клише» (Эрик Берн - транзактный анализ). В играх и клише начинает формироваться наш «Фасад», который мы транслируем миру (наше ложное self). Игры, социальные роли – это отчаянная манипуляция с окружающей средой, способ «выживания». Таких социальных ролей может быть очень много. Через клише и игры индивид пытается быть принятым обществом или определенной социальной группы, получает дивиденды и бонусы не через реализацию своих истинных потребностей, а подражая мнимым канонам общества. Через свои роли и игры многие люди начинают строить отношения друг с другом – «жертва - насильник», «зависимый-созависимый», «жертва – спасатель».

 

Игры и клише длятся годами и требуют колоссальных затрат энергии. Но в определенный момент, спустя значительное время нахождения в процессе игр, человек начинает понимать ложность своего «self». Далее происходит переход на следующий уровень:

  • Нахождение своего истинного подлинного «Я». От того, что человек не знает, как это «истинное Я» реализовать – появляются страхи, фобии (сигналы организма, что дальше продолжать игры невозможно).
  • Дальше в терапии происходит обнаружение ложного «self». Фобии и страхи также, как и игры, занимают много времени и жизненной энергии человека.

    Вторичная выгода фобий – это ситуация, в которой человек может никогда не взрослеть.

     

  • Этап тупика. Чтобы оказаться в тупике, нужно сначала пройти определенный путь. Тупик возникает в отношении ожидаемого результата, который не может быть достигнут, либо нет ресурсов, либо нет энергии, либо знаний, либо сам путь не верный. На этом этапе проживается сильное отчаяние, боль, обида.
  • Боль – единственное, что может приводить в чувства человека, отказавшегося от своей чувствительности. В этом смысле, чувство боли целительно.

    Для того чтобы выйти из тупика, нужен кто-то рядом, «проводник», кто предложит другой новый путь.

    Сделать другой шаг в сторону, или назад. Часто шаг назад является самым сложным, и человеку сложно признаться, что он зашел ни туда.

    Уровень переживание тупика является очень важным. Это то дно, с которого могут начаться изменения (теория парадоксальных изменений, Арнольд Бейссер).

     

  • После прохождения тупика происходит обнаружение глубинного психического конфликта. В результате этого конфликта происходит борьба с интроектами, с ложным «self», попытка отстоять свои истинные потребности и «подлинное Я». Происходит борьба сильных противоположностей. Очень серьезный внутренний конфликт, требующий много времени и энергии. Происходит не просто разрушение, внутренний взрыв вызывает реконструкцию личности. В результате этой реконструкции, внутреннего взрыва, возникает подлинное «self», способное удовлетворять истинные желания и потребности.
  •  

  • Внешний взрыв ведет человека к зрелости, избавляет от инфантильности.
  • В этот период человек проживает истинную скорбь или горе. Сильная боль – это сигнал переживания ценностей, которые ранее считались не важными или были забыты. Пережив истинную скорбь можно обнаружить истинно «свои» ценности. Эти ценности меняют окружающую среду, человек меняет свое окружение, выбирает людей, с кем хочет общаться, исходя не из социальных ролей, а из своих истинных желаний и потребностей.

    Есть несколько форм прохождения уровня внешнего взрыва, эксплозии:

    «Оргазм» – наслаждение от пройденного пути, удовлетворения потребностей истинного «Я».

    Гнев – тоже форма внешнего взрыва. Продуктивная агрессия, позволяющая плыть против течения, отстаивать свое мнение.

    Радость. Возникновение долгожданного облегчения от обнаружения и реализации подлинного я.

     

    В процессе взросления невозможно избежать какие-то из стадий. Каждую из стадий важно прожить.



    Просмотров: 374
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • 5 уровней невроза (взросления) в процессе терапии по Ф.Перлзу
  • Что происходит в процессе психотерапии или как я к психологу ходила
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Пять уровней, через которые проходит клиент в процессе психотерапии
  • Значимость игры в процессе детской психотерапии Описание клинического случая
  • Что с тобой происходит после консультация с психологом, прохождения женских тренингов? И почему?
  • Когда в процессе терапии клиент начинает открываться
  • Вот что с нами происходит: не много о кризисах в жизни человека
  • Подробнее о процессе роста через травму развития. Работа терапевта (3 часть)
  • Что происходит, когда человек участвует в моделирующих расстановках, как заместитель.
  • Сила и слабость – две стороны одной медали. Подробнее о процессе роста через травму развития. 1 часть
  • Сила и слабость – две стороны одной медали. Подробнее о процессе роста через травму развития (2 часть)
  • Кто является автором того, что с нами происходит?
  • Что происходит, когда мы перестаем играть в "игры" клиентов?
  • "Ты очень красивая сегодня!" О риске быть Живым в процессе психотерапии: случай из практики
  • Меняется ли опыт человека в процессе психотерапии?
  • Почему со мной происходит то, что происходит или, что я чувствую к миру?
  • Цикл удовлетворения потребностей в групповом процессе.
  • Матрица – первопричина или почему с нами происходит то, что происходит?
  • Где брать женскую энергию? Почему у некоторых женщин энергии очень много, а у других ее почти нет?
  • Познание себя происходит через другого...
  • Психотерапевтический рисунок. Как может помочь в процессе психотерапии.
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Как разобраться в себе и поднять уровень жизненной энергии
  • Может ли человек-мотылек быть другом или возлюбленным?
  • «Заплатила много денег, и потратила много времени, и ничего» или игры в психотерапию
  • Человек делает лучшее, на что он способен в данный момент времени.
  • Почему многие люди тяжело переносят расставание? Что происходит в мозгу человека при расставании?
  • Про внутренний хороший объект, взращиваемый в процессе терапии.
  • Какие привычки помогают сохранять высокий уровень энергии?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь