|
Взросление в психотерапии (Теория развития неврозов по Ф.Перлзу)Автор статьи: Марина Новикова
Очень вдохновлена лекцией Александра Моховикова о «Теории развития неврозов по Ф.Перлзу» Проще говоря, это лекция о взрослении клиента в процессе прохождения терапии. Эти знания важны и терапевтам, и тем, кто находится в процессе терапии.
Уровни невроза, с точки зрения развития личности (Теория ментального метаболизма)
5 составных уровней прохождения невроза (взросления) в процессе психотерапии.
1.Первый уровень формируется в процессе воспитания, в тот момент, когда человек оказывается в состоянии нарушения гомеостаза (между организмом и окружающей средой). Уровень энергии, данный нам с рождения, в процессе воспитания начинает значительно подавляться системами запретов, правил, стереотипов, навязанными нормами. Через эти законы, правила, установки, интроекты, окружающая среда осуществляет над нами «акт насилия». В дальнейшем этот опыт формирует в человеке привычку «насилия над собой» (мы учимся воспроизводить опыт, полученный ранее). Через «насилие над собой» человек подавляет свою жизненную энергию до минимума. После навязывания норм, стереотипов, интроектов, происходит подавление чувств, затем желаний, и единственное, что остается человеку – это действие. (Действие, направленное на «выживание» - игры, позволяющие адаптироваться). «Это происходит путем стереотипного поведения, клише» (Эрик Берн - транзактный анализ). В играх и клише начинает формироваться наш «Фасад», который мы транслируем миру (наше ложное self). Игры, социальные роли – это отчаянная манипуляция с окружающей средой, способ «выживания». Таких социальных ролей может быть очень много. Через клише и игры индивид пытается быть принятым обществом или определенной социальной группы, получает дивиденды и бонусы не через реализацию своих истинных потребностей, а подражая мнимым канонам общества. Через свои роли и игры многие люди начинают строить отношения друг с другом – «жертва - насильник», «зависимый-созависимый», «жертва – спасатель».
Игры и клише длятся годами и требуют колоссальных затрат энергии. Но в определенный момент, спустя значительное время нахождения в процессе игр, человек начинает понимать ложность своего «self». Далее происходит переход на следующий уровень: Дальше в терапии происходит обнаружение ложного «self». Фобии и страхи также, как и игры, занимают много времени и жизненной энергии человека. Вторичная выгода фобий – это ситуация, в которой человек может никогда не взрослеть.
Боль – единственное, что может приводить в чувства человека, отказавшегося от своей чувствительности. В этом смысле, чувство боли целительно. Для того чтобы выйти из тупика, нужен кто-то рядом, «проводник», кто предложит другой новый путь. Сделать другой шаг в сторону, или назад. Часто шаг назад является самым сложным, и человеку сложно признаться, что он зашел ни туда. Уровень переживание тупика является очень важным. Это то дно, с которого могут начаться изменения (теория парадоксальных изменений, Арнольд Бейссер).
В этот период человек проживает истинную скорбь или горе. Сильная боль – это сигнал переживания ценностей, которые ранее считались не важными или были забыты. Пережив истинную скорбь можно обнаружить истинно «свои» ценности. Эти ценности меняют окружающую среду, человек меняет свое окружение, выбирает людей, с кем хочет общаться, исходя не из социальных ролей, а из своих истинных желаний и потребностей. Есть несколько форм прохождения уровня внешнего взрыва, эксплозии: «Оргазм» – наслаждение от пройденного пути, удовлетворения потребностей истинного «Я». Гнев – тоже форма внешнего взрыва. Продуктивная агрессия, позволяющая плыть против течения, отстаивать свое мнение. Радость. Возникновение долгожданного облегчения от обнаружения и реализации подлинного я.
В процессе взросления невозможно избежать какие-то из стадий. Каждую из стадий важно прожить. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|