Стили семейного воспитания, приводящие к зависимому поведению

Стили семейного воспитания, приводящие к зависимому поведению

Прошлое семьи может многое дать нам для понимания, почему же из такого образцового, хорошего мальчика, вырос зависимый человек? Все мы не идеальны, но что же такого происходит в семье, какие совершаются действия, приводящие к настолько плачевным результатам? Психология и педагогика как раз и вывели эти стили воспитания. Все семьи индивидуальны, нельзя подвести всех под одну схему. Моя цель рассказать Вам об ошибках в воспитании, приводящих к зависимостям.
Зависимость – стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами «скучной» жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний путем непрерывного стремления к предмету зависимости.
1. Гипоопека (недостаток внимания и заботы)
Психологи выделяют два параметра воспитания, первое – это внимание к ребенку, контроль за его поведением и, второе – это эмоциональное отношение к ребенку, степень душевного контакта. Получается как бы две «руки» воспитания, одна контролирует (куда пошел?, что делал? и т.д.), а вторая гладит. Гармония будет тогда, когда они пропорциональны. Если только контроль (чем занимается?, сделал ли уроки?, поел ли?), то в таких условиях ребенок будет воспитываться как "домашнее животное". С другой стороны – только нежность, ласка, совместное времяпровождение, но нет контроля, родители не знают, чем занимается их ребенок, поел ли, ходит ли в школу? При гипоопеке нет ни контроля, ни внимания, ни заботы ни нежности, такой ребенок предоставлен сам себе, а значит роль воспитания берет на себя его окружение, интернет, телевидение. Что с ним происходит в конечном счете? Из такого ребенка вырастает холодный эгоист. Причем такие дети вырастают не только в неблагополучных семьях, но и в семьях, где родители посвящают себя работе, помешаны на карьере, и т.д. В таких семьях человек научается заботиться только о себе (о нем же не заботились), но о других он заботиться не может, его не научили.
Еще одна разновидность - скрытая гипоопека. Так называемая формальная забота. Забота есть, но она формальна. Как это выглядит? «Вот тебе деньги на выходные, иди развлекайся», «Вот тебе путевка в лагерь, езжай». Или спрашивают ребенка – «Как дела?» он отвечает – «Плохо» – «Ну, когда-нибудь будет хорошо».
Гипоопека с монетизацией заботы. Желаемое внимание подменяется деньгами, материальной заботой. Из таких детей вырастают те зависимые (в основном из благополучных семей), которые становяться для своего окружения «дойной коровой». Родители недоумевают – «Мы же ему все дали!». Но голод по значимым отношениям сохраняется и ему остается покупать дружбу.
2. Противоположным гипоопеке выступает гиперопека
Чрезмерная забота. За ребенка решается буквально все. Он не принимает самостоятельных решений, ему предоставляется все на «блюдечке с голубой каемочкой». На протяжении всей жизни, даже в зрелом возрасте родители его обеспечивают.
При гиперопеке родители постоянно контролирую каждый шаг. Даже в подростковом возрасте за него все решают. Этот стиль воспитания лишает человека самостоятельности и ответственности! С одной стороны у него возникает чувство бессилия, беспомощности, а с другой всемогущества. Пример, мама приходит на прием с молодым человеком 26 лет, проводиться беседа. На вопрос адресованный молодому человеку «Что ты сейчас чувствуешь?» мама тут же отвечает за него – «Он ничего не чувствует». Или есть такой анекдот: мама кричит сыну – «Вася, иди домой!», а мальчик отвечает: «Мама, я что проголодался или замерз».
Родители хотят обезопасить ребенка от какого-то болезненного жизненного опыта, они не хотят, чтобы ребенку было плохо, чтобы он страдал. И делают это из самых лучших побуждений, «Я же знаю, что для тебя будет лучше!». Это учит ребенка «Зачем мне что-то делать, все проблемы за меня решат».
Вот еще пример от коллег: на приеме мама с сыном 40 лет, на вопрос сыну «Представьтесь, как вас зовут», мама отвечает – «Нас зовут Павлик!»
Такие люди становяться ведомыми, лишившись самостоятельности, они легко будут вовлекаемы в «плохие» компании. Каждому человеку необходимо приобрести свой опыт, каким бы болезненным он не был, но именно он учит принимать нас самостоятельные решения, учит причинно-следственным связям поступка.
Потворствующая гиперопека или (воспитание по типу "кумира семьи")
Здесь дело не сколько в контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, непрестанном восхищении мнимого таланта. Ребенок растет в атмосфере обожания и восторга, это формирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, все получать без особого труда. Формируется высокий уровень притязаний. Если порции внимания нет, возникает кризис. И человек будет любыми способами привлекать к себе внимание, даже «отрицательными» поступками.
Воспитание по типу "условной любви". Это когда ребенку дается эмоциональное подкрепление только в случае его положительных качеств или поведения. «Ну теперь я тебя буду любить», «Вот за это я тебя люблю!» и т.д. Ребенок понимает, что он ценен только в те моменты, когда он хороший сам по себе или делает что-то хорошее. Он все время должен совершать правильные поступки, не совершая ошибок. Во взрослом возрасте человека это очень истощает. Он воспринимает ошибку не как урок, а как провал и не может ничего преодолеть. Условной любви противостоит безусловная любовь, где ребенка любят просто, потому, что он есть.
Родители спросят, как же я могу хорошо к нему относится, если он плохо себя ведет? Ответ прост – необходимо разделять поступки и личность ребенка. Личность ребенка неприкосновенна! Ребенка мы любим в любом случае, вне зависимости от его поступков.
3. Воспитание в атмосфере «культа болезни»
Преувеличенная забота о здоровье, возведение в культ режима и лечения имеющегося заболевания, является одной из форм гиперопеки. Способствует инфантилизации. Эгоистическая фиксация на заботу о собственном здоровье, развитию иждивенческих установок с завышенными притязаниями, «все должны идти мне на встречу». На любые трудности ведущим способом реагирования является истерический, демонстративный способ. И вновь ребенок лишается приобретения своего жизненного опыта, не научается самостоятельности. При таком воспитании он приобретает вторичную выгоду от заболевания и понимает, что быть больным психологически выгодно. Ведь приятно, когда о тебе заботятся. Даже если у человека есть инвалидность и он может устроиться на работу, он все равно не работает. Иждивенческие установки будут сопровождать его на протяжении всей жизни, он все равно будет больше потреблять, чем отдавать. Воспитывается эгоист, который не может позаботится даже о себе.
4. Противоречивое воспитание.
Родители применяют разные стили воспитания к ребенку. Мама разрешает, папа запрещает или наоборот. Например, девочка просит маму купить куклу, мама отказывает ей, а папа, идя на конфликт с женой покупает дочке столь желанный подарок. И девочка понимает, что с любой просьбой надо идти к папе. Мама, чувствуя себя виноватой тоже покупает дочке подарки. Начинается борьба за любовь ребенка. В семье образуются коалиции, папа с дочкой против мамы и наоборот. Появляется конкуренция родителей за внимание ребенка. Она возникает в тех случаях, когда между супругами нет единства и согласия, отсутствует взаимопонимание. Ребенок живет в противоречивом мире, в мире двойных стандартов. Учится лицемерию и манипулированию и понимает, что можно пользоваться обоими. Правильным выходом из такой ситуации является достижение супругами взаимопонимания и совместное обсуждение спорных вопросов без присутствия ребенка.
5. Условия жестоких взаимоотношений
Воспитание ребенка в условиях жестоких взаимоотношений непременно оставит неизгладимый след в жизни и нанесет жестокий урон психике. Причем это приводит не только к зависимостям, но и к психическим расстройствам. Этот стиль характеризуется суровыми расправами за мелкие проступки, эмоциональным безразличием, срывами зла на ребенке. Также имеет место пренебрежение интересов других членов семьи, душевное безразличие друг к другу. Между супругами нет взаимопонимания, они ругаются на глазах ребенка не только словесно, но и занимаются рукоприкладством. А также применяется жестокое отношение к ребенку. У таких детей уже в подростковом возрасте множество правонарушений. Что бы ни делали родители наказывая и унижая, подросток всегда будет сопротивляться и мстить, как бы говоря, «Ты будешь меня ломать, но не сломаешь!»

Также стили воспитания могут пересекаться. Практически в каждом из представленных выше стилей у человека возникает внутренняя пустота, которую необходимо чем-то заполнить, что и приводит к одному или нескольким видам зависимостей (например, алкогольная, нарко, игровая, пищевая и т. д.).
Семья – первая и важная ступень в жизни каждого человека. Очень многое в будущем зависит от того, какой стиль воспитания предпочтут родители по отношению к своему малышу. Необходимо проанализировать все наказания и поощрения, применяемые к ребенку. Важно принимать участие в жизни ребенка, искренне интересоваться его увлечениями, проблемами, знакомиться с его друзьми. Воспитание детей должно основываться на взаимоуважении.



Просмотров: 340
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Стили семейного воспитания. Как они влияют на развитие ребенка.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Воспитывать ребенка. Как? (Стили воспитания в семье)
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Мне все советуют как воспитывать ребенка. Что делать?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • Проблема ребенка это моя проблема или все же ребенка?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • В защиту мамочек "все только для ребенка"
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • Как за час увидеть все стили воспитания
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Со мной все хорошо" , или как формировать самооценку у ребенка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь