Мишени коррекционной работы с тревогой при экзистенциальном кризисе

Автор статьи: Елена Пурло

Исследованиям тревоги посвящено значительное количество публикаций, затрагивающих аспекты ее проявления, начиная от причин возникновения и заканчивая особенностями проявления в различном возрасте или ситуациях. Работа с тревогой достаточно распространена в психологической практике, а особое значение принимает при работе с клиентами в кризисных состояниях, в частности при экзистенциальном кризисе.

Для того, чтобы определить специфику работы с тревогой при экзистенциальном кризисе необходимо обратить внимание на его сущностные и процессуальные характеристики.

Экзистенциальный кризис – это состояние личности, при котором сам факт «пребывания человеком» ставится под сомнение. Это приводит к обедненному функционированию системы – жизнь человека обедняется как с точки зрения ее качества, так и с точки зрения реализации ее человеком. Человек переживает острую необходимость принять какое-то решение, чтобы сохранить себя, но принятие решения, а тем более быстрого, невозможно, так как причины кризиса не всегда осознаются, а если и осознаются, то, как правило, связаны с такими ситуациями, изменить которые человеку не по силам.

Я намеренно не связываю экзистенциальный кризис с утратой смысла. Исследование, проводившееся в Институте психологии им. Г.С. Костюка, показало, что экзистенциальный кризис может быть диагностирован и при наличии у человека смысла своей жизни. А.В. Ляшук и Л.В. Шутова очень точно описали, что есть экзистенциальный кризис: это «состояние переживания утраты бытийной основы существования», заключающейся в фундаментальных экзистенциальных данностях: трансценденции, смысла, одиночества, выбора, ответственности, вины, свободы, страдания и смерти. Экзистенциальный кризис – не просто кризис утраты смысла. Это переживание предельной актуальности всех экзистенциальных данностей. Это черта, которая делит жизнь на «до» и «после». Но, как художник не сразу пишет картину, так и человек, оказавшийся в кризисе, не сразу понимает, что с ним происходит.

Отличие экзистенциального кризиса от других видов заключается в переживании утраты (отсутствия или осохнания отсутствия) самого замысла своей жизни как объективации себя в мире, тогда как для жизненного кризиса характерно переживание невозможности реализации существующего замысла, для смысло-жизненного – отсутствие или утрата смысла жизни, а для личностного – переживание утраты аутентичности «образа Я», невозможности реализации «бытия собой».

Обращаясь к процессуальным особенностям экзистенциального кризиса, можно выделить его три этапа: мобилизационный (начальный), дезинтеграционный (собственно кризисный) и интеграционный, соответствующий выходу человека из кризиса.

Начальный этап экзистенциального кризиса способствует целостному восприятию жизненного пути, поведенческой гибкости, повышает уровень спонтанности, самопринятия и самоуважения, активирует стремление к познанию себя, поиск возможных путей выхода из сложившейся ситуации и способствует принятию ответственности за происходящие в жизни ситуации. Параллельно с мобилизацией описанных ресурсов происходит блокировка личностного роста, личность стремится к изменению исключительно внешних параметров кризисной ситуации, что препятствует ее преодолению и формирует, в конечном итоге, негативное отношение к себе и своей жизни, недооценку собственных возможностей преодолевать жизненные препятствия, усваивать новые умения и навыки.

Собственно кризисный период обуславливает повышение интенсивности кризисных переживаний, усиливает проблемную актуализацию базовых экзистенциальных данностей в настоящем, снижает уровень осмысленности жизни. При этом происходит обесценивание достижений и смыслов прошлого, настоящего, затрудняется целеполагание и отсутствуют жизненные перспективы, а также снижается уровень принятия ответственности за жизненные ситуации. Кроме того, повышается сензитивность к себе, спонтанность, а также уровень принятия агрессии. При этом повышение чувствительности к себе обусловлено возросшим вниманием к негативным переживаниям и ситуациям, повышение спонтанности относится преимущественно к отреагированию отрицательных переживаний, а повышение уровня принятия агрессии – отражает готовность оправдать собственную раздражительность и неадекватные реакции, в то время как толерантность к таким же проявлениям окружающих заметно снижается. В данный период наблюдается неадекватность оценки собственных реакций и реакций других людей на свое поведение, снижение критичности в отношении себе и завышенная критичность в отношении к окружающим. Это отражает личностную дисгармоничность, или, иными словами, свидетельствует о дезинтеграции личностной системы, обусловленной «встречей» с пограничным состоянием и проблемой принятия экзистенциальных ценностей.

Выход из экзистенциального кризиса способствует снижению комплекса кризисных переживаний. Происходит стабилизация эмоционального состояния, деактуализация экзистенциальных категорий, снижение переживания экзистенциальной пустоты, появляется позитивный прогноз относительно своей будущей жизни. Для этого этапа характерна сознательная работа человека над собой, детерминация жизни личности внутренними ситуациями, при чем источник жизнедеятельности находится в самом человеке. На выходе из кризиса человек склонен взаимодействовать с жизнью путем личностных изменений.

Возвращаясь к проблеме работы с тревогой при экзистенциальном кризисе, следует выделить ее природу и специфические причины возникновения, что будет способствовать определению психотерапевтических мишеней и стратегий, эффективных в психологической практике.

Тревога определяется как эмоциональное (психическое) состояние острого внутреннего беспокойства, связываемого в сознании человека с прогнозированием опасности. В период экзистенциального кризиса состояние тревоги вызывается изменениями в области смысловой регуляции и смыслообразования индивидуального жизненного пути (понимания, переживания и реализации смысла жизни), осознанной произвольной саморегуляции жизненного пути, психологического отношения к смерти, переживания психологического времени и психологического возраста, психологического отношения к прошлому, настоящему и будущему, жизневосприятия и построения субъективной картины жизненного пути, переживания общей удовлетворенности жизнью, субъективного контроля жизни.

Кроме того, отмечается недостаток способности поддерживать позитивные отношения с окружающими, недооценка собственных способностей преодолевать жизненные препятствия, усваивать новые умения и навыки, неспособность интегрировать отдельные аспекты жизненного опыта, недостаточно реалистичное восприятие различных аспектов жизни, а также чрезмерная конформность.

В период экзистенциального кризиса человек воспринимает свое будущее как  абсолютно детерминированное прошлым, а настоящее как подготовку к будущему, которому придается смысл «истинной жизни». У него снижена способность осознавать свои чувства, а также наблюдается меньшая степень конгруэнтности. Можно отметить снижение самоуважения, склонности к целостному восприятию окружающего мира и выраженности познавательных потребностей, присутствует тенденция к негативной оценке природы человека. Также наблюдается снижение самопринятия, способности к установлению глубоких эмоциональных контактов и выраженности творческой направленности личности.

Эти данные позволяют выделить специфические паттерны переживания тревоги при экзистенциальном кризисе:

  • дискретность восприятия жизненного пути
  • дискретность смысловой реальности (в треминах Д. Леонтьева)
  • экстернальный локус контроля
  • снижение уровня осознанности и саморегуляции
  • регресс мышления к дооперациональной стадии
  • глобальность и алогичность мышления
  • идеализация Другого/Других или формирование сверхзначимого отношения (однонаправленной активности)
  • дихотомичность мышления
  • неспособность проявлять подлинную эмпатию
  • дискретность идентичности

.Психодинамика тревоги при экзистенциальном кризисе выглядит следующим образом. Снижение уровня осознанности и саморегуляции приводит к дискретности идентичности, жизненного пути и смысловой реальности. В ответ на это локус контроля смещается вовне и формируется конформное поведение как следствие идеализации Другого и однонаправленной активности. Далее наблюдается интроективная динамика вследствие снижения способности к установлению глубоких эмоциональных отношений, что приводит к дихотомичности мышления (расщеплению воспринимаемого мира на «хорошие» и «плохие» объекты). Сниженная эмпатия способствует увеличивающемуся числу конфликтных и стрессовых ситуаций с окружающими, что приводит к утрате значимого Другого и переживанию беспомощности. В свою очередь переживаемая кризисная ситуация приводит к личностной и когнитивной регрессии, что влечет за собой проявления аутоагрессивных тенденций, как правило «замаскированных». Проявления аутоагрессии находят выход в масках тревоги либо в ее прямых проявлениях.

Понимание природы, специфики и психодинамики переживания тревоги при экзистенциальном кризисе позволяют выделить основные мишени психотерапии:

  • Актуализация и отреагирование скрытых враждебных чувств, которые позволены с психотерапевтом (в отличие от значимых Других или мира)
  • Поддержка заботы о себе, проявлений здорового эгоизма, соперничества, а иногда и оппозиции, интерпретируя их как победу над страхом потери «хорошего объекта»
  • Признание своих терапевтических ошибок, избегание «святости и непогрешимости», согласие со здравой критикой в свой адрес, чтобы помочь перейти клиенту из позиции «снизу» в положение «на равных»
  • Поддержка и развитие готовности клиентов к самокритике для работы с интроектами
  • Работа со страхом экзистенциального одиночества, который связан у таких клиентов с переживанием необратимой сепарации или утраты (страхом смерти)
  • Работа с представлениями о себе, негативным восприятием мира в прошлом и настоящем, негативным восприятием будущего
  • Работа с гиперобобщениями (генерализацией), персонализацией, селективным вниманием, дихотомическим мышлением, диадой: преуменьшение возможностей – преувеличение опасности
  • Работа с пессимистическим когнитивным стилем
  • Работа с повышенным или сниженным контролем ситуации
  • Работа с чрезмерной или недостаточной ответственностью
  • Работа с чрезмерно абстрактным или чрезмерно конкретным мышлением
  • Работа с перфекционизмом


Просмотров: 441
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Переживание тревоги в период кризиса.
  • 4 вопроса для определения смысла жизни и жизненного предназначения
  • Почему у дельфинов не возникает состояние экзистенциального кризиса?
  • Выход из экзистенциального кризиса!
  • Идентичность в период кризиса середины жизни
  • 6 признаков кризиса среднего возраста. Пути выхода из кризиса.
  • Причины кризисных явлений в семье в период появления ребенка. Рекомендации по преодолению кризиса.
  • Что знает Ди Каприо о кризисе 30 лет?) Лайфхаки по выходу из кризиса (статья с видео)
  • Пир во время Чумы как преодоление экзистенциального кризиса
  • Кризис в жизни человека, или барьеры на жизненном пути.
  • Динамика переживания вины в экзистенциальном анализе
  • Особенности психодуховного и экзистенциального кризиса
  • Утрата смысла жизни: естественное состояние роста или болезнь?
  • Панические атаки, умственная работа, страх жизни и экзистенциальный кризис в одном флаконе
  • Автомобиль, как метафора жизненного пути человека
  • Человек в кризисе, кризис в человеке...
  • Кризис смысла жизни
  • Влияние раннего жизненного опыта, полученного в семье, на формирование личности человека
  • Любовь. Молодость. «Кризис смысла жизни»
  • У вас кризис? Потеря смысла жизни? Поздравляю!
  • Зрелость. Кризис зрелости 40 лет. Коррективы жизненного замысла
  • Страх смерти или понимание конечности жизненного пути
  • Место экзистенциальных проблем в жизни человека и терапии клиента: неопределенность личная и понятийная
  • Переживание смысла жизни снижает риск заболевания болезнью Альцгеймера
  • «Коктейль» кризиса жизни!
  • Выход из кризиса: определяем уровень готовности к переменам
  • Проблема выбора жизненного пути и самоутверждения личности (по Э.Фромму)
  • Что делать, если у психолога кризис в практике? Как из кризиса выйти победителем
  • Кризисные ситуации в жизни школьников: причины и пути решения
  • Депрессия: признаки, причины, пути выхода из кризиса



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь