Кто не знает старую, добрую супермодель Кюблер-Росс?
Все знают.
Но не звезду подиумных показов и гламурных вечеринок, а пятистадийную модель проживания горя, принятия утраты, смерти и вообще всякой разной нежелательной неизбежности.
Работает модель? - Работает. Претензий ноль.
Но вот вопрос:
а всегда ли полезно проходить все ПЯТЬ стадий?
Вроде бы ответ очевиден:
- Да, конечно! Как же иначе? Иначе же теряется целостность, полнота и вообще вся польза этого процесса...
И ответ кажется вполне разумным, здравым. Но ровно до тех пор пока не сталкива-ешься с примером, который рождает сомнение.
И далее для усиления градуса определённости мы переходим к ОНКОЛОГИИ.
Именно при работе с этой категорией больных у меня и родилось упомянутое сомнение, которым мне хочется поделиться.
Так случается в жизни некоторых людей, что они получают диагноз - "рак", который повергает их в пучину весьма не позитивных переживаний. Конечно настоящий диагноз имеет более "научный вид", но с т.з. обычного человека это "рак". При этом многие больные в качестве бесплатного бонуса явно начинают ощущать за спиной холодное дыхание мрачного вида "девушки с косой".
Далее у среднестатистического онкобольного, находящегося в состоянии растерянности и дистресса, подвисает классический вопрос: "Что делать?"
Частично на этот вопрос ему отвечает "протокол обслуживания больных": когда-куда прийти, какие анализы, мероприятия и т.д.
Но вот в целом: что делать со своим состоянием, как снять (ди)стресс и вообще нужно ли ещё что-либо предпринимать? - Тут уж как повезёт.
- Кто-то пускается "во все тяжкие" - не обязательно, как в одноименном сериале, но схема похожая;
- кто-то пассивно плывёт по течению событий, целиком и полностью отдавшись в руки сведущих, но зачастую неразговорчивых, врачей или родственников, которые ищут средства и варианты лечения на просторах родины и за её рубежами;
- кто-то вдруг сам включается в процесс и начинает узнавать подробности терапевтических подходов, меняя врачей, изучая спектр мнений...
Но в любом случае, говоря о стратегиях поведения онкобольного, мы в большинстве случаев как бы с надеждой упираемся в ту самую модель Кюблер-Росс.
Как результат у онкопсихолога возникает очень большой соблазн помочь пройти больному эти значимые этапы, чтобы выйти, как считается, в финальную продуктивную фазу борьбы с болезнью.
Но вот вопрос: а ПО ОТНОШЕНИЮ к ЧЕМУ ИМЕННО мы будем рассматривать эту модель? По отношению к какому именно "неизбежному явлению"?
Вероятно, по отношению к онкозаболеванию?
Вот тут-то как раз и кроется один важный нюанс: не секрет, что в представлении среднего обывателя онкозаболевание очень тесно связано с идеей смерти. Ключевое слово - "очень". И в представлении многих психологов - ТОЖЕ. Тем более что один из стандартных вопросов, который обсуждают психологи с онкобольными - это вопрос взаимоотношений со смертью как явлением. Ну, чтобы мысли о возможной смерти - особенно в зависимости от стадии заболевания - не так тревожили больного, не ухудшали общий эмоциональный фон.
"Смерть" и "онкозаболевание" идут в одной концептуальной связке.
И они так вместе и вкрадываются в модель Кюблер-Росс. И больной, проживая этапы отрицания, гнева, торга, депрессии и принятия - особенно в доктрине оказания паллиативной помощи - фактически приходит к состоянию принятия как своей болезни, что довольно неплохо, ТАК И СМЕРТИ, что для здорового человека является одним из признаков зрелости. Но у нас иная ситуация! Человек нездоров. И зачастую истощен физически и морально.
Поэтому,
если принятие факта онкозаболевания происходит в одной связке с принятием факта смерти, как жизненной неизбежности, то
---Внимание N1!---
в этот момент онкобольной с большой вероятностью умиротворенно расслабляется и перестаёт бороться за жизнь так, как это делает тот,
---Внимание N2!---
кто в отношении принятия смерти "ЗАСТРЯЛ" на этапах 1-2-3. Продуктивно застрял! Так как он "на драйве" застревания, то он САМ активно ищет средства, способы, пути излечения. Он скорее в состоянии мобилизующего эустресса, чем угнетающего дистресса.
Но последнее возможно лишь тогда, когда произошло РАЗДЕЛЕНИЕ процесса осознания/принятия онкозаболевания как факта и принятия идеи смерти.
Онкобольной как бы говорит:
- Да, онкозаболевания есть! Это fuck'т. Но смерть... Стоп! Смерть подождёт. Сейчас не про неё! Мне ещё рано!
По какой именно причине "ещё рано", в каждом отдельном случае обосновыва-ется больным индивидуально. Но обосновывается.
И пока больной находится на стадии застревания по отношению к смерти (2-3 этап), он способен на многое.
Тема механизмов и роли психофизиологической мобилизации в этом состоянии - это отдельный разговор. Но, если всё же такому человеку в зависимости от степени тяжести заболевания не хватило сил, если он устал, и он всё-таки пошел через 4-5 этапы, то там часто остается надежда только на внешние ресурсы. Потому что 5-й этап - это принятие. Принятие вероятной смерти в том числе. Что конечно же тоже не безнадежно. Особенно в свете достижений онкоиммунологии, цитокинотерапии и прочего современного арсенала онкологов.