ВведениеИтак, в прошлый раз мы говорили о том, что же это такое – счастье наших детей, что это значит для НАС и как мы стараемся сделать ИХ счастливыми. Плюсы и минусы раннего развития тоже обсудили. То, что счастье это чувства, а обучение это знания и навыки, с этим вроде разобрались. В прошлой статье мы большое внимание уделили важности эмоционального развития детей-дошкольников, а сегодня мы поговорим о том, что же происходит с детьми в период с 9 до 11-12 лет, то есть до момента наступления «жуткого» подросткового возраста. Предлагаю немного пофантазировать. Давайте представим некую среднестатистическую семью, в которой позади остались кризисы 3-х и 7 лет, все навоевались в борьбе за право ребенка самому надевать колготки и лизнуть зимой качели. Наступило продолжительное и долгожданное затишье. Подготовка к школе всеми мыслимыми и немыслимыми способами тоже уже позади, началась учеба, уроки, сборы гербариев, математика по Петерсону и прочие домашние задание от заката до рассвета. Да-да, учится не только ребенок, учится вся семья, причем остальные члены семьи зачастую проявляют к учебе гораздо больше рвения, нежели счастливый обладатель портфеля и дневника. Хотя, какой он обладатель, так, временный пользователь, поскольку не успевает вернуться домой, как дневник у него тут же отбирают и досконально просматривают, а собирание портфеля становится ежевечерним командообразующим мероприятием для всех сотрудников компании домочадцев. Вчерашний беззаботный сорванец, а сегодняшний школяр сталкивается не только и не столько с многократно возросшей нагрузкой, но непонятно откуда взявшимися возложенными на него родителями ожиданиями. Внезапно на него обрушивается прозрение: любовь мамы, ранее абсолютно бескорыстная, теперь напрямую зависит от его школьных успехов или провалов. И это не самое приятное открытие. И если в самом начале учебы школа еще привлекает новизной и связанным с ней антуражем (помним про портфель, дневник и даже форму иногда), то к третьему классу ежедневные школьные занятия, подготовка уроков и петерсоновская математика уже не радуют, как и те шарики. Накапливается усталость, раздражение на учителей и родителей, для которых вопрос «Как дела в школе?», похоже, стал единственным и архиважным. Накапливается и усталость родителей, которые не могут сами себя вытащить из этой бесконечной гонки на выживание погони за успеваемостью. И это еще оптимистичный вариант развития событий, в котором ребенок в целом успевает и не становится причиной Большого Семейного Педсовета с ежедневной повесткой: «Что же еще можно сделать, чтобы его/ее не выгнали из школы». А если дела обстоят хуже?Хотя уже в предыдущей главе все уже и так не очень радостно, гораздо хуже обстоят дела, если ребенок хронически не успевает по большинству предметов. Это может быть вызвано самыми разными причинами, и психологическими, и физиологическими или и тем и другим одновременно. Все усилия родителей, бабушек и дедушек не дают результата, ребенок постепенно начинает ненавидеть школу лютой ненавистью, поведение его ухудшается прямо пропорционально в соответствии с учебой. Замкнутый круг. Подходит к концу начальная школа, впереди маячат экзамены по переходу в среднюю. Ситуация достигает накала. К этому моменту вся семья уже исчерпала собственные силы и ресурсы для исправления ситуации. Чаще всего именно в этот момент родители прибегают к помощи психолога. Причем запрос звучит всегда практически одинаково: «Сделайте что-нибудь (подскажите, почините, вылечите), чтобы он/она начал/а нормально учиться! (читай – функционировать)». В этот момент ребенок перестает восприниматься ими как целостная личность, как ЧЕЛОВЕК, представляя из себя один большой СИМПТОМ. Симптом Плохой Учебы или Симптом Плохого Поведения, причинами которых, как кажется взрослым, являются лень и упрямство. На все попытки воззвать к совести и заставить делать уроки ребенок находит все новые и новые способы отлынить и избежать этой каторги. И что же нам делать???- спрашивают родители. Во-первых, глубоко вдохнуть. Во-вторых, выдохнуть. И пару раз повторить первый и второй пункты. В третьих, высоко поднять правую руку перестать смотреть на ребенка «с позиции симптома». Увидеть его целиком. Возможно, ему никак не даются письменные предметы, зато он может все рассказать про двигатели внутреннего сгорания или размах крыла птеродактиля. Или еще что-нибудь, не столь важное для вас, но очень ценное для него. Вспомните, когда вы в последний раз увлеченно обсуждали с ним его дела и интересы? Ключевые слова здесь «увлеченно» и «его». Школа пройдет, закончится. Кем захочет стать ваш сын или дочка, на этом этапе не дано знать никому, ни вам, ни им. Как правило. Стало быть, как и к чему им готовиться, тоже неизвестно. И значит, основная задача сейчас для всех – выйти из этой битвы с наименьшими потерями. Не потерять веру в себя и своих самых близких. Не растерять силы для дальнейшей жизни, не потерять к ней вкус. |