|
Ребенок и домашние делаАвтор статьи: Бурда Елена Владимировна
Бывает, действительно трудно добиться сотрудничества с ребенком (т.е. чтобы убирал в своей комнате, вносил посильный вклад в исполнение семейных дел).
На это есть разные причины. Но научить ребенка трудиться и заботиться о других остается задачей и ответственностью родителей. Сегодня мы рассмотрим правила взаимодействия с ребенком для достижения целей (по книге Адель Фабер «Как говорить с детьми, чтобы они слушали…»). Если родители будут стараться придерживаться этих правил и начнут как можно раньше их применять, то проблемы будут возникать редко и решаться быстро.
Почему дети нам оказывают, спорят, отлынивают от обязанностей? В результате такого протестного поведения, родители находятся в состоянии войны с детьми – кто кого. Одни заставляют, другие отбиваются. И в этой войне мы все проиграем: и будем все делать сами, и получим плохие отношения… Начнем с того, что мы делаем неправильно. Ведь дети чаще возражают не против правил и обязанностей, а против тех способов, которыми мы их навязываем. Итак, Как и что мы говорим детям, и какие чувства у них это вызывает:
1) Осуждение: «ты никогда мне не помогаешь и не слушаешься, от тебя никакой помощи, одни проблемы». Мысли и чувства ребенка: злость – как ты меня достала; я – плохой, или «Ты говоришь, я плохой, я так и буду себя вести плохо» и др. 2) Ругань: «посмотри, какую грязь у себя в комнате развел. Ты как свинья». Ребенок: ненавижу…, достала, еще больше нагрязню… я – свинья… 3) Угрозы: «Немедленно уберись, иначе отключу интернет и проч.» Ребенок: надоела, отомщу… 4) Приказы: «сейчас же вынеси мусор, уберись немедленно в комнате». Ребенок: попробуй заставить…, 5) Страдания: «болею из-за тебя, поседела вся, до инфаркта доведете… Ребенок: я виноват, я плохой…, мне все равно, что с тобой, это твои проблемы 6) Сравнения: «Петя убирается дома, а ты!...твой брат помогает, а ты ленишься…» Ребенок: я неудачник,... ненавижу брата 7) Пророчества: «ты никогда ничему не научишься,... ты никогда не выйдешь замуж, такая неряха…» Ребенок: я обречена, все бесполезно, … я докажу, что она не права.
Если подобное слышать постоянно, испытывать подобные чувства и плохо думать о себе, то это окажет влияние на характер и на судьбу. Он начинает стесняться себя, появлять неуверенность. Он может делать что-то, но ему все время будет казаться, что он делает все недостаточно хорошо.… Если ребенок обижен, испытывает дискомфорт, то он не захочет помогать родителям. И в этом нет ничего удивительного! Что делать, чтобы избежать подобных результатов? Последовательность действий и слов родителей.
Что это значит на примерах? 1. Опишите, что вы видите, или описывайте проблему
«Сколько раз тебе говорить, чтобы ты выключал свет в ванной, выходя оттуда!» Надо: В ванной горит свет. «Ты не следишь за кошкой. Такая безответственность!» Надо: У кошки нет корма в миске, и грязный лоток. «Ну-ка, быстро убрал за собой посуду», лучше: на столе грязная посуда!
2.Предоставьте информацию -Если все выключают свет за собой, то мы сэкономим деньги. -От грязного лотка неприятный запах - Мне проще начать готовить для всех ужин, когда посуда помыта и на кухне порядок. Легче воспринять информацию, чем осуждение.
3. Скажите одним словом - Перед тем, как брать собаку, ты обещал, что будешь гулять, мыть, кормить….А делаем все мы, а мы с работы и т.д. и т.п. Лучше: Сынок, Собака ждет! - Когда ты, наконец- то, да сколько можно за тобой ходить и выключать по квартире Лучше: Петя, свет! - На столе посуда, живо помой, что бы я не попадала с работы в свинарник… Лучше: Катя, посуда!
4. Говорите о своих чувствах - Не люблю, когда не выполняют обещания - мне неприятно ощущать запах в ванной - Мне очень обидно, когда после рабочего дня, я вынуждена еще и убирать, мыть посуду - мне досадно и грустно, когда я пытаюсь тебя попросить о помощи, а ты отворачиваешься
5. Пишите записки (и серьезные, и с юмором) От имени кота: «Дай мне поесть... Убери за мной». «Я посуда, я люблю чистоту» "Дорогой Петя, порадуй маму – выключи свет за собой".
Возможные ошибки. - Начало хорошее, в конце оскорбление. «Вещи разбросаны…когда ты наконец, научишься убирать за собой» - Информируйте, но не повторяйтесь («неубранные вещи могут помяться и испачкаться» - не надо говорить каждый раз)
Исключения. Если вас переполняют чувства не надо стараться быть мягким и добреньким. Выразите злость громко и энергично, но без обвинений и унижения ребенка. Например. Вы споткнулись о его игрушки и ушиблись. «Я ударилась, мне больно. Я ужасно злая сейчас! Я хочу порядка в нашем доме! Игрушки – на место! Я не хочу быть злой мамой!»
Если ребенок отказывается выполнять то, о чем вы договорились , борется с вами, надо проверить: -Обоснованы ли требования (исходите из возраста и имеющихся навыков) -Понимает ли ребенок смысл действия - Есть ли у ребенка альтернатива (выбор, что он будет делать) - Возможно ли улучшить условия для выполнения дел (повесить дополнительные полки для игрушек, предлагать удобное время для выполнения дел) - Не слишком ли много времени вы тратите на обсуждение дел и проблем (Уделяйте больше времени для совместного общения, удовольствия, игры).
Если не получается сразу договориться, наберитесь терпения. Но не надо возвращаться к старым способам реагирования. Иначе ребенок перестанет вам доверять. Лучше экспериментируйте с громкостью голоса, с юмором, со шрифтом и формой записок и т.д. Проявите креативность и Ваши старания будут вознаграждены успехами вашего ребенка и хорошими отношениями.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|