Ребенок и домашние дела

 

  Бывает,  действительно трудно добиться сотрудничества с ребенком (т.е. чтобы убирал в своей комнате, вносил посильный вклад в исполнение семейных дел).

 Ребенок и домашние дела

 На это есть разные причины. Но научить ребенка трудиться и заботиться о других остается задачей и ответственностью родителей. 

   Сегодня мы рассмотрим  правила взаимодействия с ребенком для достижения целей (по книге Адель Фабер «Как говорить с детьми, чтобы они слушали…»). Если родители будут стараться придерживаться этих правил и начнут как можно раньше их применять, то проблемы будут возникать редко и решаться быстро.

 

Почему дети нам оказывают, спорят, отлынивают от обязанностей? В результате такого протестного поведения, родители находятся в состоянии войны с детьми – кто кого. Одни заставляют, другие отбиваются.  И в этой войне мы все проиграем: и будем  все делать сами, и получим плохие отношения…

 Начнем с того, что мы делаем неправильно.

 Ведь дети чаще возражают не против правил и обязанностей, а против тех способов, которыми мы их навязываем.

 Итак, Как и что мы говорим детям, и какие чувства у них это вызывает:

 

1)      Осуждение: «ты никогда мне не помогаешь и не слушаешься, от тебя никакой помощи, одни проблемы». 

Мысли и чувства ребенка: злость – как  ты меня достала; я – плохой, или «Ты говоришь, я плохой, я так и буду себя вести плохо» и др.

2)      Ругань: «посмотри, какую грязь у себя в комнате развел. Ты как свинья».

Ребенок: ненавижу…, достала, еще больше нагрязню… я – свинья…

3)      Угрозы: «Немедленно уберись, иначе отключу интернет и проч.»

Ребенок: надоела, отомщу…

4)      Приказы: «сейчас же вынеси мусор, уберись немедленно в комнате».

Ребенок: попробуй заставить…,

5)      Страдания: «болею из-за тебя, поседела вся, до инфаркта доведете…

Ребенок: я виноват, я плохой…, мне все равно, что с тобой, это твои проблемы

6)      Сравнения: «Петя  убирается дома, а ты!...твой брат помогает, а ты ленишься…»

Ребенок: я неудачник,... ненавижу брата

7)      Пророчества: «ты никогда ничему не научишься,... ты никогда не выйдешь замуж, такая неряха…»

Ребенок: я обречена, все бесполезно, … я докажу, что она не права.

 

Если подобное слышать постоянно, испытывать подобные чувства и плохо думать о себе, то это окажет влияние на характер и на судьбу. Он начинает стесняться себя, появлять неуверенность. Он может делать что-то, но ему все время будет казаться, что он делает все недостаточно хорошо.…

Если ребенок обижен, испытывает дискомфорт, то он не захочет помогать родителям. И в этом нет ничего удивительного!

Что делать, чтобы избежать подобных результатов?

 Последовательность действий и слов родителей.

  • 1. Опишите, что вы видите, или описывайте проблему
  • 2. Предоставьте информацию
  • 3. Скажите одним словом
  • 4. Говорите о своих чувствах
  • 5. Пишите записки

 

Что это значит на примерах?

 1. Опишите, что вы видите, или описывайте проблему

 

«Сколько раз тебе говорить, чтобы ты выключал свет в ванной, выходя оттуда!»

Надо: В ванной горит свет.

«Ты не следишь за кошкой. Такая безответственность!»

Надо: У кошки нет корма в миске, и грязный лоток.

«Ну-ка, быстро убрал за собой посуду», лучше:  на столе грязная посуда!

 

 2.Предоставьте информацию

 -Если все выключают свет за собой, то мы сэкономим деньги.

-От грязного лотка неприятный запах

- Мне проще начать готовить для всех ужин, когда посуда помыта и на кухне порядок.

 Легче воспринять информацию, чем осуждение.

 

3. Скажите одним словом

- Перед тем, как брать собаку, ты обещал, что будешь гулять, мыть, кормить….А делаем все мы, а мы с работы и т.д. и т.п.

Лучше: Сынок, Собака ждет!

 - Когда ты, наконец- то, да сколько можно за тобой ходить и выключать по квартире

Лучше: Петя, свет!

- На столе посуда, живо помой, что бы я не попадала с работы в свинарник…

Лучше: Катя, посуда!

 

4. Говорите о своих чувствах

 - Не люблю, когда не выполняют обещания

- мне неприятно ощущать запах в ванной

- Мне очень обидно, когда после рабочего дня, я вынуждена еще и убирать, мыть посуду

- мне досадно и грустно, когда я пытаюсь тебя попросить о помощи, а ты отворачиваешься

 

 5. Пишите записки (и серьезные, и с юмором)

От имени кота: «Дай мне поесть... Убери за мной».

«Я посуда, я люблю чистоту»

"Дорогой Петя, порадуй маму – выключи свет за собой".

 

Возможные ошибки.

- Начало хорошее, в конце оскорбление. «Вещи разбросаны…когда ты наконец, научишься убирать за собой»

- Информируйте, но не повторяйтесь («неубранные вещи могут помяться и испачкаться» - не надо говорить каждый раз)

 

Исключения.

Если вас переполняют чувства не надо стараться быть мягким и добреньким. Выразите злость громко и энергично, но без обвинений и унижения ребенка.

Например.

Вы споткнулись о его игрушки и ушиблись. «Я ударилась, мне больно. Я ужасно злая сейчас! Я хочу порядка в нашем доме! Игрушки – на место! Я не хочу быть злой мамой!»

 

Если ребенок отказывается выполнять то, о чем вы договорились , борется с вами, надо проверить:

-Обоснованы ли требования (исходите из возраста и имеющихся навыков)

-Понимает ли ребенок смысл действия

- Есть ли у ребенка альтернатива (выбор, что он будет делать)

- Возможно ли улучшить условия для выполнения дел (повесить дополнительные полки для игрушек, предлагать удобное время для выполнения дел)

- Не слишком ли много времени вы тратите на  обсуждение дел и проблем (Уделяйте больше времени для совместного общения, удовольствия, игры).

 

    Если не получается сразу договориться, наберитесь терпения. Но не надо возвращаться к старым способам реагирования. Иначе ребенок перестанет вам доверять. Лучше экспериментируйте с громкостью голоса, с юмором, со шрифтом и формой записок и т.д. Проявите креативность и Ваши старания будут вознаграждены  успехами вашего ребенка и хорошими отношениями.

 







Просмотров: 405
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Плохие чувства: что делать когда ребенок злится
  • Мне все советуют как воспитывать ребенка. Что делать?
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?
  • Мой ребенок очень агрессивный. Что мне делать?
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Что делать, если ребенок плохо учится.
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Что делать, если ваш ребенок в 3-4 года отказывается ходить на горшок?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Почему со мной все ОК, даже если мне кажется, что я схожу с ума
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Что делать,если ребенок вызывает разочарование?...
  • Что делать, если узнали, что ребенок курит?
  • Что делать если Вы узнали, что ребенок врет.
  • Что делать, если целей много, а времени на все не хватает?
  • Родительская ответственность. Или — как мне «заставить» ребенка делать то, что я хочу?
  • Что делать, если мужчина все никак не может разобраться в своих чувствах к вам
  • Вы скажите, что мне делать, а дальше я уже все испорчу сам
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь