|
Зачем детские психологи используют игрушки для диагностики?Автор статьи: Сафиуллина Жанна Александровна
Однажды на консультации мама четырехлетнего мальчика спросила меня: «Зачем Вам нужны игрушки? Мы же пришли тесты делать?». Да, это правда, я играю с детьми, которые приходят ко мне на консультации. Причем, играю по-разному и с различными целями. Сегодня о том, зачем детскому психологу «играть» во время проведения диагностики. И почему я использую игрушки. И, правда, зачем? Ведь когда мы слышим слова «психодиагностика», «тесты», то сразу представляем…. контрольную работу, когда нужно что-то писать, отвечать на вопросы. Мы волнуемся, все ли правильно сделали… Экзамен! Конечно, во время диагностики, дети отвечают на вопросы, отгадывают загадки, рассматривают карточки с иллюстрациями. Но не только… Если ко мне на прием пришел дошкольник, то я обязательно использую в работе игрушки. А еще ребенок играет самостоятельно, вместе со мной или с мамой. А я наблюдаю за игрой, принимаю в ней участие, если это необходимо.
Ведь что такое игра? Это «язык» ребенка. Дети играют, чтобы выразить свои чувства, рассказать о чем-то важном. О том, что пока не могут, передать словами. В силу возраста, из-за отставания в речевом развитии или по другим причинам. Психологи говорят, что в каждом возрастном периоде есть определенная ведущая деятельность. Что это такое? Это тот вид деятельности ребенка, который на определенном этапе его взросления оказывает на него определяющее влияние. Главная задача ведущей деятельности - подготовить ребенка к переходу на следующую ступень взросления. Например, если новорожденный ребенок чувствует безопасность, любовь и крепкую связь с матерью, то ему будет легче в дальнейшем самостоятельно познавать мир. А ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – это игра. И через игру ребенок готовится к предстоящему общению со сверстниками. Через игру дети узнают новое об окружающем мире, изучают свойства предметов, получают представления о том, что такое цвет, размер, форма, вкус, место в пространстве и т. д. А игрушки в этом процессе познания – один из основных «инструментов». Наблюдая за тем, как играет ребенок, как использует игрушки, справляется с игровыми заданиями, общается в процессе игры, психолог получает ценную информацию.
Чтобы сделать правильные выводы об уровне развития ребенка, психолог должен провести анализ продуктов деятельности ребенка. И, если игра - это главное, чем занимается ребенок дошкольного возраста, значит, необходимо наблюдать за игрой ребенка. Анализировать, как ребенок играет, с какими игрушками, соответствует ли игра принятым возрастным нормам. Поэтому использовать игрушки во время диагностики детей дошкольного возраста необходимо! Психолог получает очень важную информацию об особенностях мышления, восприятия, памяти, внимания ребенка. О его интеллектуальном развитии. А еще о том, как ребенок общается, проявляет эмоции, как разговаривает, каков общий запас знаний и умений малыша. Вот взять, к примеру, матрешку. Увы, мой практический опыт говорит о том, что не всегда родители покупают детям эту игрушку. А жаль! Ведь матрешка имеет большую практическую пользу! Она помогает развивать у ребенка мышление, зрительное восприятие. С ее помощью можно научить ребенка выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, цвету. Также ребенок приобретает первые знания по математике (учиться считать). А еще улучшается координация руки и глаза. И во время диагностики психолог видит, как ребенок играет с матрешкой, может ли разобрать и собрать куколку, как долго удерживает внимание во время игры, требуется ли помощь взрослого, и как ребенок эту помощь принимает. Все это очень важные критерии для диагностики! Или пирамидка. Малыш 2-х лет уже может сам разобрать ее. Собирает пирамидку с помощью взрослых, если колец 2-3. А в три - три с половиной года дети уже самостоятельно собирают игрушку из 5-6 колец, и даже больше. Если же ребенок в 4-5 лет путает кольца, не может выбрать кольцо, подходящее по величине, то родителям стоит обратить на это внимание! Возможно, ребенку нужна коррекционная помощь. А еще я использую кубики разного цвета и размера, пластиковые стаканчики, различные пазллы, сортеры и др. И, конечно, самые разнообразные игрушки: кукол, животных, машинки, домики, мячики и т.д. И в заключении. Как правило, у детского психолога есть много различных инструментов, которые используются в диагностике по мере необходимости. И часто бывает так, что какие-то приемы настолько включены в процесс работы с ребенком, что могут остаться незамеченными, и весь процесс, в целом, проходит, как одна большая интересная игра с ребенком. Пожалуй, в этом и есть особое мастерство специалиста… При копировании указание автора и ссылка на статью ОБЯЗАТЕЛЬНЫ. Другие статьи и заметки автора, которые могут быть интересными: https://www.psyoffice.ru/article/103715/ Заключение клинического психолога . Краткие рекомендации родителям.
https://www.psyoffice.ru/article/106319/ Дети и лень. Если заглянуть глубже…
https://www.psyoffice.ru/article/106889/ Почему ребёнок разговаривает только дома? Заметки об элективном мутизме.
https://www.psyoffice.ru/blog/97295/ Как остановить травлю ребенка? Памятка для родителей.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|