Детские наказания формируют невротиков и первертов

Детские наказания формируют невротиков и первертов
В ходе общения с родителями, натолкнулась на размышления о необходимости наказания. Зачем мы наказываем ребёнка, что это даёт ему или нам? Работает ли функция наказания в действительности? Или это просто стереотип, навязанный нам с детства (ведь и нас наказывали)? Например, религия тоже приучает человека верить в неотвратимость наказания, если он совершил какой-то проступок. И многие люди боятся этого наказания свыше и стараются не грешить, т.е. религия помогает регулировать порядок в обществе, призывает человека следовать определённым правилам, ритуалам, заповедям.

Если человек решит, что никакой кары за его грех не последует, то он сможет вести себя более свободно, у него не будет никаких ограничений, кроме его собственных ценностных ориентаций и установок. Но ведь и атеисты часто бывают порядочными людьми. Да и вообще, разве порядочным можно быть, только веруя в Бога? Также и с наказанием. Разве ребёнок вырастает порядочным только потому, что его регулярно наказывали? Или он вырос порядочным, потому что решил, что никогда не будет жить, как его папа или мама, или, наоборот, потому что перед его глазами всегда был положительный пример его родителей? Наказание ли сыграло решающую роль в воспитании и становлении его личности? Мне кажется, что это далеко не так.

И вообще, что такое воспитание? Если кратко по И.П. Павлову, то воспитание - это комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование или изменение личности. В дошкольных образовательных организациях воспитание всегда являлось государственным заказом, чтобы на выходе получить человека, удобного и полезного обществу. Наказание принято считать одним из инструментов воспитания. Но какие же полезные качества личности оно формирует? Разве что страх, комплексы, чувство вины и стыда. Наказание – это физическое или психологическое насилие над личностью.

Даже вырастая, многие ищут для себя наказания, чтобы на время избавиться от ощущения какой-то виновности. Наказывая себя, человек как бы снимает с себя часть своих грехов, получает облегчение. В религии мы постимся, молимся, отказываемся от земных благ, подаём нищим, устраиваем паломничества, т.е., приносим условную жертву Богу, чтобы искупить свою вину. В земной жизни мы придумываем и создаём себе какие-то страдания, становимся веганами, зоозащитниками, помогаем обездоленным, прогибаемся под кем-то, терпим унижения, т.е., опять приносим себя в жертву, потому что ощущение себя жертвой придаёт ореол святости, чистоты (вроде я живу правильно и Бог, мой небесный отец, доволен мной, как никогда не был доволен мой биологический отец или мать).

Если задуматься, то на самом деле родителей больше волнует не сам проступок ребёнка, а страх, что если ребёнка не наказывать, то, повзрослев, он превратится в тунеядца, сядет им на шею, а то и вообще станет наркоманом или преступником. Также, наказание даёт родителям вторичную выгоду – лишний раз изолировать ребёнка от себя, добиться быстрого послушания, сделать марионеткой в своих руках. Однако следует понимать, что сейчас Вы помыкаете своим ребёнком, а потом им будут помыкать другие. Ребёнку, привыкшему к наказаниям, будет страшно проявлять инициативу, высказывать своё мнение, он всегда будет ждать руководства со стороны.

Часто родители сами сначала формируют плохое поведение у ребёнка, а потом за него же и наказывают. Лишая ребёнка внимания, отмахиваясь от него, родители получают непослушание, излишне опекая ребёнка, родители делают его беспомощным и безответственным, сравнивая его с другими, критикуя, они делают его агрессивным и неуверенным. Наказание порождает или смирение (я козявка в этом мире), или бунт.


Для многих родителей уважение – синоним страха. У них спрашиваешь: «Зачем вы наказываете ребёнка?»
Ответ: «Чтобы он уважал нас.»
Вопрос: «Что вы вкладываете в понятие «уважение»?»
Ответ: «Чтобы делал всё так, как мы хотим».


Это больше похоже не на уважение, а на диктат, ведь уважать, как и любить - заставить нельзя. Можно вызвать к себе уважение своей личностью, своими поступками, но не заставить. Следовательно, наказывая, мы не сможем заставить ребёнка уважать себя. Ребёнок будет уважать нас, только если мы уважаем его. И это осознание придёт к нему лишь спустя годы. Пока он маленький, он может разве что только бояться нас или понимать, что для него в семье родителями установлены определенные правила, которым нужно следовать.
«Тогда как заставить ребёнка следовать этим правилам, если не применять наказания?» - спрашивают родители.


В этом случае я призываю родителей к гуманистической модели воспитания, когда родитель выступает не в качестве диктатора, а в качестве партнёра. Не хочет ребёнок собирать игрушки один, предложите ему собрать вместе, не хочет идти умываться – превратите процесс умывания в игру. Воспитание через игру понятнее ребенку и не травмирует его психику. Побудьте исследователями, пробуйте альтернативные наказанию методы.

Часто родители наказывают, даже не учитывая детскую психологию. Например, родитель кичит 3-хлетнему ребёнку: "Убери игрушки в комнате!" Ребёнок убрал кубики, например, и переключился на игру, не наведя порядок до конца. Тогда родитель снова кричит: "Почему ты до сих пор не убрал игрушки?" Ребёнок начинает не понимать, что от него хотят и воспринимает этот крик, как неоправданную жестокость, диктат, и начинает протестовать или плакать.

В чём была ошибка родителя в данном случае?

В том, что он не знал, что в этом возрасте ребёнок обладает неустойчивым вниманием. Ему трудно долгое время удерживать внимание на одном объекте, поэтому он собрал кубики и переключился на что-то другое. Также у ребёнка возникает неонимание - для него кубики - это игрушки, он их собрал. А то, что игрушки - это ещё и конструктор, и машинки он не учёл. Кратковременный объём памяти тоже влияет на "послушание": если родитель дал много поручений ребёнку (убери игрушки, помой руки и иди обедать), то из всех он запомнит только одно, да и то, пока ребёнок маленький, его нужно контролировать, направлять.

 

В ходе наблюдения за последствиями воспитания в некоторых семьях приходишь к выводу, что частые наказания, а особенно битьё, формирует из детей мазохистов, либо садистов. Дети мазохистского склада склонны к аутоагрессии (кусают себя, бьют, провоцируют агрессоров к нападению, думают о суициде), дети садистского склада обычно любят бить других более слабых детей, иногда и родителей, издеваться над животными.

Дорогие читатели, Вы всегда можете записаться ко мне на консультацию, перейдя по ссылке https://www.psyoffice.ru/helenburk/#consultation



Просмотров: 320
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Пять фраз родителей, выводящих ребёнка из себя
  • "Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • “Сначала наденьте маску на себя, а потом на своего ребёнка»
  • Понять себя, чтобы сохранить любовь и семью после рождения ребёнка
  • Про телесные наказания детей. Ответ на вопрос родителей
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • "Роль родителей в формировании самооценки ребёнка"
  • Для жителей Украины и не только! Как вести себя, если Вас провоцируют на конфликт?
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • "Солнечные дети - счастье в доме" или трудности воспитания ребёнка с ОВЗ
  • Вопрос от "худеющей" клиентки: «…вообще не могу себя заставить тренироваться!!! Что делать???»
  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Сначала наденьте маску на себя, затем - на ребёнка
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Чем заполнить время ребёнка, если ограничить «общение с гаджетами»?
  • Когда родитель обиделся и не хочет разговаривать. Последствия для ребёнка!
  • Что делать, если рядом с вами бьют ребёнка
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Познаем себя, чтобы лучше понимать и действовать: "Детские субличности"
  • Заставить себя влюбиться также трудно, как и заставить не влюбляться
  • Сказать твердое "нет" Или как заставить уважать себя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь